Урок математики. Тема "Деньги – мера стоимости" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. РАССМОТРЕТЬ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МЕРАМИ СТОИМОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВАЛЮТ    РАЗНЫХ СТРАН И  ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ С НИМИ; НАУЧИТЬ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ  В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
  2. РАЗВИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС,   САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ.
  3. ВОСПИТЫВАТЬ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ, НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА.

ТИП УРОКА: ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ЧАСТНОЙ ЗАДАЧИ.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • УЧЕБНИК «МАТЕМАТИКА. 4 КЛАСС» Э.И.АЛЕКСАНДРОВА
  • МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ТЕХНИКА
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ  НА ТЕМУ: «ДЕНЬГИ - МЕРА СТОИМОСТИ»
  • ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ,  РАЗДАТОЧНЫЙ  МАТЕРИАЛ (ОБРАЗЦЫ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ    РАЗНЫХ СТРАН,  КАРТОЧКИ С ЧИСЛОВЫМИ ВЫРАЖЕНИЯМИ)
  • МИКРОКАЛЬКУЛЯТОРЫ

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.   СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА.
 (На столах стойки с обозначением единиц измерения длины и массы)
У: Ребята, посмотрите на стойки. Что вы можете сказать?
Д: Здесь представлены единицы измерения длины и массы.
У: Перечислите систему мер длины, начиная с наименьшей.
Д:  (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр)
У: Перечислите систему мер массы, начиная с наибольшей.
Д: (миллиграмм, грамм, килограмм, центнер, тонна)
У: Назовите меры, которые относятся  друг к другу как 1:100.
 (на доске запись:                 1…= 100…   1…= 0,01… 
       дети берут со стойки карточку с обозначением нужной  величины и прикрепляют  к доске.   

       На доске получается запись:

3.   СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

У: Может вы знаете еще величины, меры которых относятся друг к другу как 1:100?
(Дети затрудняются ответить)
У:  Для решения данного вопроса вам предстоит поработать в группе. На столах лежат  зашифрованные таблички. Чтобы их расшифровать, каждый индивидуально должен найти значение выражений, записанных на карточках (карточки лежат перед учениками). Полученные числа вы находите на табличке, отрываете его и приклеиваете на свою карточку. У кого будут затруднения, можете попросить помощи у группы. Когда табличка расшифруется, представитель от группы прикрепляет её на доске. Внимательно посмотрите на карточки, вспомните, что значит умножить на 0,1, 0,01, 0,001; разделить на 0,1, 0,01, 0,001?
Д: Умножить на 0,1- это значит разделить на 10 и т.д.
Разделить на 0,1- это значит умножить на 10 и т.д.
      Задания для групп: ( устная работа)

 4. ПОСТАНОВКА ЧАСТНОЙ ЗАДАЧИ.
У: (после завершения работы) Как можно всё это назвать одним словом?
Д: Деньги.
У: А деньги – это мера какой величины?
Д: Деньги – это мера стоимости (если дети затруднились назвать величину, можно  дать им   возможность выбрать нужную из предложенного списка). 
У: Сформулируйте, пожалуйста, четко тему сегодняшнего урока.
Д:   (Дети формулируют, на экране появляется СЛАЙД)

   5. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЧАСТНОЙ ЗАДАЧИ.
У: Ребята, на какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
Д:  (Дети задают вопросы)   
У: Логично будет начать с вопроса из истории. Может кто-то желает поделиться своими знаниями.
Д: (Дети отвечают, если ответов нет, у учителя должен быть заготовлен небольшой рассказ)
У: За словом «деньги» стоитмноговековая история человечества. Мучительный поиск той меры, которой можно бы было определить степень ценности человеческого труда.
    Именно такой мерой и стали деньги. Когда-то вместо денег использовали шкурки зверей, каму и даже ракушки, но со временем их сменили монеты, сделанные из ценных и редких       металлов – золота и серебра. Чуть позже появились бумажные деньги, которые избавили  человека от необходимости таскать с собой тяжеленные кошельки с металлическими монетами.
    Кстати, самыми тяжелыми металлическими монетами считаются старинные шведские медные  монеты достоинством в 10 талеров. Вес одной такой монеты составлял почти 20 кг. Кстати,      именно от талера произошло название «доллар». Уже в конце 20 века с развитием электроники  человечество создало «электронные деньги» - знакомые нам как «пластиковые карточки».
    Монеты помогают историкам восстанавливать события, происходившие много лет тому назад.
    Изучением монет занимается специальная наука. Может кто-то знает, как она называется?
                                    (СЛАЙД: «нумизматика», записывают в тетрадь)
 
У: Если вам интересно узнать побольше из истории денег, то это можно узнать из каких источников? 
Д: Из энциклопедий, исторических книг, Интернета, спросить у взрослых.
     (Учитель демонстрирует книги из рубрики «Я познаю мир»)
У: Ребята, а как в мире еще называют деньги?
Д: Валюта.
У: Значит, что же такое валюта? Давайте обратимся к словарю иностранных слов.
     (один ученик читает определение из словаря, остальным предоставляется возможность прочитать на экране)     (СЛАЙД)

У: Итак, а теперь нам предстоит систематизировать денежные единицы, представленные на доске.
Здесь у нас денежные единицы разных стран, это вы уже поняли. Выберите названия тех денежных единиц, которые вам известны.
Д:  (дети работают у доски, появляется такая таблица:

У: Ребята, существует понятие  - «мировые деньги». Как вы понимаете его?
Д:   (ответы детей)
У: (на доске остались неиспользованные единицы: сом, тыйын, тиын, тенге) Что будем делать с оставшимися единицами?
Д:  (обращаемся к учебнику, на подносах лежат образцы купюр разных стран, учитель предлагает, используя данные источники, узнать в каком соотношении находятся эти ден.  
     единицы и  каким странам они принадлежат; таблица дополняется:
                                   тенге – тиын – Казахстан
                                   сом – тыйын – Кыргызстан)
У: Чтобы представить, где находятся эти страны по отношению к России, давайте посмотрим на карту. ( часть карты на доске)
У: Я возвращаюсь к вопросу, в каком отношении находятся друг к другу все эти денежные  единицы?
Д:  Как  1:100 . Вывод: 1руб. – 100коп.
1коп. – 0,01руб.

    6. ФИЗМИНУТКА (дыхательная гимнастика)
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно – глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

    7. РЕШЕНИЕ ЧАСТНОЙ ЗАДАЧИ.
У: А теперь, представьте ситуацию, что вы с родителями поехали отдыхать в страну, где используется другая  валюта. Ваши действия.
Д: (ответы детей) Мы должны иметь ввиду соотношения валют между разными странами. Мы должны будем поменять деньги.
У: А соотношения валют разных стран называется  изменением курса валют. Я предлагаю выполнить следующее задание: перевести российские рубли в гривны, а затем в казахские тенге.
Какое действие вы будете производить?
Д: Умножение.(СЛАЙДЫ: дети дают ответы, и на экране постепенно появляются числа  как     подтверждение   ответа;  работа проходит устно, трудные случаи    рассматриваются на доске и в тетрадях)     

У: А теперь попробуем перевести рубли в доллары. Особенность доллара – ежедневно менять свой  курс. Поэтому мы с вами сейчас выйдем в Интернет через мобильный телефон и узнаем курс доллара на сегодня.
Д: (дети выходят сами в Интернет)
(На доске:  981,6руб. = …           (выполняется на доске, в тетрадях, разрешается использование 2764,8руб. = …          микрокалькулятора)
У: Каким действием будете узнавать?
Д: Делением.
У: А сейчас мы с вами зашли в магазин бытовой техники. (СЛАЙД)
 (колонки с ценой в рублях и ценой со скидкой пустые, будут заполняться при проверке)

У: $1=30,2руб. Работаем сообща, как узнать цену в рублях, если известна цена в долларах и курс доллара? 
Д: Действием умножением. (вычисляют в тетрадях самостоятельно, проверка на экране) У: Можем ли мы сразу узнать цену телевизора со скидкой 5%?
Д: Нет, нам надо найти, сколько рублей составляет 1%, а потом умножить на 5, т. е.
А : 100 * 5      
Это мы узнаем, сколько рублей составляет скидка, а потом вычтем эту скидку из полной  стоимости. Таким образом мы найдем цену со скидкой.

    8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
У: Ребята, остальную технику мы распределим по группам, и дома вы решите эту задачу, а завтрашний урок мы начнем с проверки.

    9. ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ. 
У: Я предлагаю оценить вам свою работу на уроке.
Стали ли знания у вас лучше, чем были до урока? Что нового вы узнали?
Произошли ли изменения?
Эти изменения произошли к лучшему, знаний стало меньше или остались на том же уровне?
А что происходит, если знаний становится больше?
Д: Происходит развитие.
У: (говорится под тихую спокойную музыку) Обладателя большого количества денег называли богачом. А умение заработать их всегда вызывало большое уважение. Хорошо это или плохо?
да и то и другое. Человечество знает много примеров, когда чрезмерная любовь к деньгам губила человека, а порою деньги делали его счастливым, с их помощью можно сделать людям много добра, а иногда даже и спасти целые государства от голода, нищеты и разрухи. Всё дело лишь в отношении к ним и в природных качествах самого человека, его воспитании и
моральных  ценностях. Поэтому просто нужно знать, что держа в руках эти самые денежные знаки, обладаешь вещью, которая может изменить и тебя, и окружающий мир, поэтому  подумать об их применении никогда не помешает. И не стоит огорчаться, если богатство не идет в руки,   ведь в свою очередь есть мудрая русская поговорка: «Не в деньгах счастье».

Презентация