Роль сложноподчиненного предложения в художественном тексте

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • привести в систему знания о сложноподчиненном предложении; определить их роль в художественном тексте;
  • совершенствовать навыки и умения пунктуационного анализа предложения, обобщать, сравнивать и делать выводы;
  • воспитывать интерес к произведениям писателей-земляков, любовь

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Работа по теме.

а) Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Поэтому будем частично повторять теорию, развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать и делать выводы, определять роль сложноподчиненного предложения в тексте.

А поскольку мы только что познакомились с рассказами Е.И.Носова, я хочу еще раз обратиться к его произведению.

б) Комплексный анализ текста.

- Просмотрите текст. Из какого произведения данный текст? (См. приложение).

(Данный текст из рассказа Е.И.Носова “Покормите птиц”).

- Объясните пропущенные орфограммы. Какую орфограмму мы повторили?

(Правописание н и нн в суффиксах причастий).

- Работа с тестом. (См. приложение).

- Чему посвящен текст?

(Данный текст посвящен отношению человека к живым существам).

- Какое впечатление произвел он на вас?

(Меня взволновал данный текст. Я поняла, что необходимо делать добро, помогать “братьям нашим меньшим”).

- Какие слова придают тексту особое звучание?

(Деяние, исповедь, очищение, благотворение, уважение, благовест, верующие, молитва, страждущая горемыка, злодеяние).

- К какой группе слов вы отнесли бы эту лексику?

(Слова возвышенной лексики, старые, евангельские, связанные с церковью, христианством).

- Какой способ образования слов благотворение, злодеяние?

(Сложение).

- Такие книжные слова помогают автору выразить определенную мысль. К какой мысли подводит нас автор?

(Творить добро).

- Какие слова вызвали затруднение? К какой группе слов они относятся? Объяснить их значение по словарю.

(Продушина, синька, повитель – диалектные слова).

- К какому стилю речи относится текст? Обратимся к тексту. Докажите.

(Текст относится к стилю художественной публицистики – своеобразие авторской индивидуальности. Задача: привлечь внимание читателя к проблеме взаимоотношения человека и мира природы).

- Какие признаки стиля увидели?

(Страстность, эмоциональность, сочетание с функцией убеждения, эмоциональное воздействие; много открытой оценочной речи, широко используется кроме нейтральной лексики высокая, присутствуют диалектные слова).

- Какой тип речи?

(Рассуждение с примерами собственной жизни).

- В каком предложении наиболее полно отражается основная мысль автора?

(№ 4).

- Что оно?

(Добро).

- Давайте запишем это предложение, но заменим местоимение оно существительным добро.

(Записать предложение на доске под диктовку).

- Какое оно по структуре? Дать характеристику предложения, построить схему.

(Сложноподчиненное предложение с придаточным причины).

- Есть ли в тексте еще сложноподчиненные предложения? Определите вид придаточных, чем присоединено главное с придаточным?

(№ 4, 5, 6, 8, 9, 10,11,14, 16, 17. Связаны союзами и союзными словами).

- Чем отличаются союзы и союзные слова?

(Союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются).

- Прочитайте предложение №5. Как вы понимаете выражение “испытывая чувство внутреннего очищения”?

(Лучше, становится светлее на душе, тепло в сердце).

- Каких предложений в тексте больше? Почему?

(Сложноподчиненные предложения играют экспрессивную роль, они являются одним из средств, выражающих авторское “я”).

- Попробуем произвести эксперимент: как наш текст будет звучать без придаточных предложений? (№ 10, 17). Что изменилось?

(Без придаточных предложений главная мысль не была бы выражена так ярко, эмоционально, проникновенно и страстно).

- Предлагаю схему, найдите предложение, соответствующее ей.

[ ] (которые) (чтобы)

- Какое предложение вы будете искать? Прочитайте его. Все ли верно в схеме?

(№ 16. С последовательным подчинением. Нет запятой).

- Измените порядок главного и придаточного предложения № 9. Что получилось?

(Изменилось звучание, пропала эмоциональная напряженность).

- Какой вывод можно сделать о роли конструкции предложения?

(Конструкция предложения играет важную роль: главное предложение вынесено в начало, что усиливает эмоциональную напряженность. Последовательное подчинение помогает подробно, точно передать мысли автора).

- Какие средства выразительности использует Е.И.Носов в тексте?

(Эпитет: нехитрая вещица, льдистой поветелью, коварной западни; олицетворение:

морозец расписал, зима заглатывала; метафора: мертвая хватка; сравнительный оборот: будто на больничные костыли).

- Обратите внимание, как к последнему абзацу меняется тон повествования? Как меняется структура предложения?

(Предложения стали более короткими, без придаточных, тон стал резким, гневным).

- Чем возмущен автор?

(Ко всем бедам добавляются человеческие злодеяния).

- В каком предложении сконцентрировано авторское негодование?

(№ 19).

- Как объяснить знаки препинания в конце предложения?

(Прием выразительности – умолчание, риторическое восклицание).

- Настал момент, когда хотелось бы услышать ваше мнение о деяниях и злодеяниях.

Предлагаю 2 варианта творческого задания:

    1. Ответить на вопрос: “ Что значит для тебя “ очищение совести и благотворение души поступком”?
    2. Закончить предложения таким образом, создав новый текст:

а) Я испытываю чувство уважения к самому себе, когда …

б) Добро необходимо, потому что …

в) Как становится светло на душе, если …

- Проверка. Какие виды придаточных вы использовали?

3. Итог урока.

- Как вы уяснили, какова роль сложноподчиненного предложения в художественном тексте?

(При создании текста художественного или публицистического стиля авторы используют широкий набор средств выразительности. Наряду с привычными средствами художественной выразительности: эпитет, метафора, лексика разных стилей – настоящим мастером слова широко используются конструкции предложений. А сложноподчиненные предложения помогают текст сделать эмоциональным, законченным, полным, выразительным)

Домашнее задание:

  • полный синтаксический разбор предложения № 10;

  • лексический разбор слова “жухлые”;

  • объяснить орфограммы.

Приложение

  1. Кормушка – вещица нехитрая…
  2. Ее не принято вывешивать под музыку. 3) Деяние это во многом личное, схожее с исповедью.

4) Оно столь же необходимо птицам, сколь и нам самим, ибо приносит очищение совести и благотворение души поступком. 5) Выждав, когда в доме никого не остается, я принимаюсь мастерить, заведомо испытывая чувство внутреннего очищения и уважения к самому себе…

6) Однако, пока стоят еще погожие октябрьские деньки, заправлять кормушку едой не следует.

7) Поспешное гостеприимство не пойдет на пользу птицам…

8) Но как не уютно потеря…о чувствуют они себя, если кормушка по каким-то причинам оказывается пуста. 9) Пока я заправлял кормушку, с балкона был слышен благовест Сергиевского собора, призывавший верующих к молитве и добрым делам.

10) Тем временем зима, эта подколодная змея, день ото дня все больше заглатывало лето, умерщвле…ое ненастьем и холодами, от которого остались лишь листья на деревьях да жухлые бархотцы на уличных газонах. 11) И вот сегодня крутой ночной морозец льдистой повителью расписал мое окно, из которого больше не стало видно кормушки…

12) В обтаявшую продушину я и разглядел еще одну страждущую горемыку. 13) Это была обычная желтозобая синька. 14) Она нахохле…о сидела на промерзшем железном периле балкона, как-то странно вздергивая плечиками. 15) Из-под ее встрепа…ого брюшка омертвело высовывалась первая лапка с беспорядочно скрюче…ыми серповидными коготками.

16) Я сразу уяснил себе причину этого странного подергивания крыльями которые она всякий раз пыталась расставить пошире чтобы опираться на них будто больничные костыли. 17) Было ясно, что у нее осталась живой только одна левая ножка.

18) Что это: последствие удара коварной западни или мертвая хватка лавсановой петли, подстрое…ой каверзными ребятишками?

19) Сотворившие это – теперь вот зрите свое злодеяние!..

 Тест

1.Какова центральная тема текста?

а) коварство зимних морозов;

б) взаимоотношения людей и мира животных;

в) жизнь синиц в зимнее время;

г) молитва в Сергиевском соборе

2.В каких предложениях заключена основная мысль автора?

а) 1, 2

б) 3,4

в) 6,7

г) 19

3.Что в тексте выступает в качестве средств выразительности?

а) термины

б) диалектная и устаревшая лексика;

в) жаргонизмы;

г) сложные слова

4.В предложениях № 11, 12, 13 найдите диалектные слова, определите их роль в художественном тексте.

а) для введения в речь новых понятий и явлений;

б) помогают создать речевой колорит эпохи;

в) придают произведению колоритность, яркость, связывают текст с жизнью

г) вводят узкоспециальное понятие

5. В предложениях № 3, 4, 9, 12, 19 найдите высокую, торжественную лексику, обоснуйте цель ее употребления в тексте

а) для воссоздания исторической обстановки;

б) для отражения национально-культурных традиций

в) для избежания речевых повторов;

г) для связи слов в предложении

6. Из указанных номеров предложений выберите те, в которых эмоционально-окрашенная лексика передает: а) теплое отношение автора; б) авторское негодование

№ 1, 10, 12, 14, 15, 16, 18

7. Каких средств выразительности нет в тексте?

а) эпитеты;

б) метафоры;

в) олицетворения;

г) гиперболы;

д) гротеск;

е) сравнения;

ж) антитеза