Здоровье и безопасность

Разделы: Начальная школа


Цели: 

  1. Сформировать  представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; закрепить правила, помогающие сохранить собственное здоровье на долгие годы.
  2. Развивать умения  и  навыки самостоятельной, коллективной работы, познавательную активность, интерес к предметам естественного цикла.
  3. Воспитать  у ребят чувство бережного отношения к своему здоровью, выработать правила охраны и укрепления здоровья.

Тип: повторение и обобщение изученного материала.

Вид: урок-игра.

Форма  проведения: индивидуально-групповая.

Оборудование:

  1. игровое  поле;
  2. условные обозначения;
  3. магнитные  фишки (синего и желтого цвета);
  4. кубик с точками от 1 до 6.

Наша песня (Приложение 1)

Ход урока

Вспомним главные правила безопасного поведения:

  • Предвидеть опасность.
  • По возможности избегать её.
  • При необходимости – действовать.

Представление команд:

Перед вами 2 команды: первая команда (хлопают в ладоши) и вторая команда (хлопают в ладоши).

Для игры имеется игровое поле, фишки желтого и голубого цветов, кубик с точками от 1 до 6. В игре принимают участие все учащиеся класса. Начинает игру та команда, которая первым ответит на вопрос. Игроки поочерёдно бросают кубик и передвигают его по игровому полю в соответствии с числом точек, выпавших на кубике. Ответы участников оцениваются так:

3 балла – участник ответил сам.

2 балла – участник ответил с помощью своей команды.

1 балл – получает любая другая команда, ответившая на этот вопрос.

Игра закончится, если какая-нибудь команда дойдет  к финишу.

Условные обозначения:

  1. рис.1вопросы Доктора Чистюлькина;
  2. прогулка в лес (лист);
  3. опасности на улице и в доме;
  4.  игра «Корзинка». (Приложение 2)
  5. музыкальная пауза: игры, стихи, песни (скрипичный ключ);
  6. сектор «Шанс» («Ш»);
  7. приз («П»).

Вопросы Доктора Чистюлькина

Доктор Чистюлькин  следит за тем, чтобы все ребята и взрослые соблюдали правила личной гигиены и никогда не болели.

1. Первое задание: закончить правила

- Чистить зубы надо два раза в день: ………..  и   ………….  .

- Перед едой нужно обязательно  ………   ………  .

- Во время еды нельзя ………………  .

- Никогда  не ешь  немытые ………….  и ……………  .

2. Перед тобой предметы. Какие из этих предметов у каждого человека должны быть личные, а какими могут пользоваться все члены семьи?

- Полотенце, зубная щётка, зубная паста.

- Шампунь, мыло, мочалка.

рис.2
  1. Костяная спинка, жесткая щетинка, с мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щётка)
  2. Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое, всегда под рукою – что это такое? (Полотенце)
  3. Ускользает, как живое, но не выпущу его я. Дело ясное вполне: пусть отмоет руки мне. (Мыло)

3. Стрелками указать правильные части пословиц, затем прочитать и пояснить смысл.

1. Болен  лечись, а ……….                                         ……..для хвори беда.

2. Чистая  вода ………                                                 …….дороже  всего.

3. Ум да здоровье ……                                                …….. здоров  берегись.

4. Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи их номера.

1. Никогда не чищу зубы.

2. Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.

3. Прочищаю зубы иголкой.

4. Полощу рот после еды.

5. Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

6. Почистив вечером зубы, не ем сладостей.

5. Отгадай загадку:

Кто у постели больного сидит
И, как лечиться, всем говорит.
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять.  (Доктор)

6.  Куда пойти лечиться.

Стоматолог – это врач, который лечит ………………  .

Терапевт – это врач, который лечит ……………….  .

7. Сохранить свое здоровье помогает режим дня. Режим – это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня. (Приложение 3)

8. Как человек воспринимает окружающий мир. Как нужно беречь зрение? Выбери правильные рекомендации и обведи их номера.

  1. Читай и пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
  2. Когда смотришь телевизор, садись как можно ближе к экрану, чтобы лучше рассмотреть изображение.
  3. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть.
  4. Следи, чтобы при письме свет падал справа.
  5. Будь осторожен с острыми предметами, чтобы не поранить глаза.

Прогулка в лес

1.   Знаете ли вы, что...?

Это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Один гектар этих насаждений за час может поглотить 2 кг углекислого газа. Это …  .  (лес)

2. Правила Николая Ивановича Сладкова. Восстанови правило.

Приходя в лес на «учёбу» надо выполнять первое правило. «Хочешь увидеть – стань невидим, хочешь услышать – стань неслышим, хочешь узнать – затаись».

3. Что брал  с собой на охоту пёс Шарик из Простоквашино?

а) лук и стрелы;              в)  автомат Калашникова;

б)  фоторужьё;                г)  мобильный телефон.

4. Вкусный суп.

Ведьма суп варить решила. Змей сушеных покрошила.
Развела большой костёр и поставила котёл.

Между сосен и полянок собрала ведро поганок.
Поскакала за бугор – отыскала мухомор.

Для приправы – бузины, для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины и отличной свежей тины…

Супчик вышел – то, что надо: целых двадцать литров яда!

Хотелось бы вам попробовать этого супчика? Почему?

Соберите в корзину только съедобные ягоды и грибы.

рис.3

5.  В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

б) горбатый, бледный, хилый, низкий;

в) стройный, сильный, ловкий, статный.

6. Опасности на улице и в доме.

1)  Машины, изображённые на этой странице, нужны для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Назови эти машины и какие номера надо набирать, чтобы их вызвать.

рис.4

2) Переходя улицу, необходимо быть:

а) сильным, смелым, стройным;

б) собранным, внимательным, осторожным;

в) умным, красивым, радостным.

3) Подумай, где у вас в доме живёт электричество? Посмотри на рисунок, не забыл ли художник нарисовать какие-то электроприборы, которые есть в твоей квартире?

рис.5

4) Нарисуй в тетради те предметы, которые могут быть опасными.

– то, что можно брать самому, без взрослых.

– то, что можно брать только на глазах у взрослых.

– то, что могут брать только сами взрослые.

Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,  

И иголки, и булавки
Ты на место положи 

Химикаты – это яд,
И не только для ребят.
Аккуратней надо быть,
Чтоб себя не отравить! 

Неправильно принятое лекарство может оказаться  ядом.

Не стоит играть и с аэрозольными баллончиками, которые ты видишь на картинке. Ведь внутри может быть какое-нибудь ядовитое вещество, например отрава для мух или тараканов.

рис.6

5) Картинку нужно вам собрать, а что получится – назвать. Чтобы электричество всегда было тебе другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил. Расскажи эти правила. (Приложение 4)                    

Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками. Вода слишком хорошо проводит ток.

Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур,– он может оборваться и оголить провод, находящийся под напряжением.

6) Пчёлы вообще-то существа мирные. Они не нападают ради удовольствия. Как защитить себя от укуса жалящего насекомого? (Приложение 5)

Сектор «Шанс»

1) Ответь на вопросы очень быстро.

а) Что надо сделать, если вы сомневаетесь в том, съедобный гриб или ядовитый?  (Спросить у взрослых)

б) Если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо с ним поступить? (Не срывать)

в) Какие правила вы могли бы предложить для запоминания своим друзьям?

Собирай только знакомые тебе грибы.

Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы.

Всегда спрашивай взрослых, съедобны ли грибы, которые ты собрал.

Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие – нет.

2) Доскажи словечко.

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в квартире?
Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил ……..   (утюг)?

Столб огня чердак объял.
Кто там спички ……..  (зажигал)?

Дым увидел – не зевай
И пожарных …  (вызывай)!  

Помни каждый гражданин
Этот номер …. (01)!

3) О пожаре нужно сообщить по телефону 01. При этом нужно говорить чётко.

В какой последовательности нужно говорить? Что говорить в первую очередь?

  1. Указать, что именно горит;
  2. Сообщить адрес горящего объекта;
  3. Назвать своё имя, фамилию.

4) Конкурс художников.

Нужно нарисовать с закрытыми глазами кота. Ведущий диктует текст.

Нарисуй круг большой
Сверху маленький такой
На макушке ушка два –
Это будет голова.
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов-
Ты красивей всех котов!

5) Существуют определённые правила при общении с животными. Эти правила необходимо соблюдать для собственной безопасности!

  • Не навязывайся к животным в друзья, если оно дружить не хочет.
  • Не трогай животное, когда оно ест или когда оно находится рядом со своими детёнышами.
  • Не гладь незнакомых животных.
  • Будь вежливым с чужими животными, если ты в гостях. Можно ли с ними играть – спроси у хозяина.

Сектор «Скрипичный ключ»

1) Весёлая песенка.

2) Стихи о пожарной безопасности.

3) Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны со мной, должны  хором отвечать: «Это - я, это – я, это – все мои друзья», если не согласны, то молчите.

Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу от огня? 

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?     

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?       

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл.      

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?

4) Игра «Запрещается – разрешается»

У каждого ученика сигнальный «светофор». Одна сторона «светофора» зеленого цвета – «разрешающая», другая сторона красного цвета – «запрещающая». Учитель называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие цвета «светофора».

Запрещается:

  1. Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
  2. Небрежно, беспечно обращаться с огнем.
  3. Выбрасывать горячую золу вблизи строений.
  4. Оставлять открытыми двери печей, каминов.
  5. Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.
  6. Использовать неисправную аппаратуру и приборы.
  7. Пользоваться  поврежденными розетками.
  8. Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.
  9. Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
  10. Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.

Разрешается:

  1. Защищать дом от пожара.
  2. В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
  3. Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара.
  4. Подавать сигнал тревоги.
  5. Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.
  6. Знать план эвакуации на случай пожара.
  7. Кричать и звать на помощь взрослых.
  8. Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.
  9. Вывести из горящего помещения людей, детей.
  10. Набросить покрывало на пострадавшего.