Организация группы юных кинологов

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


В городских условиях человек особенно остро чувствует дефицит общения с природой. Стремительное развитие технологий предоставляет нам новые формы развлечений, отдыха, получения знаний. Но тоска по природе бессознательно живёт в каждом из нас. Общение с синтетическими, бездушными спутниками современной жизни не таит в себе того положительного эмоционального заряда, того восторга и душевного отдохновения, как живое общение с домашним питомцем. Чтобы это общение было, действительно, полезным и приятным, нужно уметь правильно его организовать. Неправильное содержание и неграмотное обращение с животными, незнание законов, по которым они живут, всё чаще заканчивается трагично.

С древних времён и до настоящего времени самым востребуемым спутником человека по-прежнему остаётся собака. Собака предана и благодарна, всегда рада общению с любимым хозяином, умеет терпеливо слушать, умеет прощать, охотно идёт на компромисс и не стесняется выразить свою любовь. Часто именно такого друга не хватает в жизни ребёнка.

Совместная интереснейшая работа детей и собак  может быть организована как при общеобразовательном учреждении, так и в учреждении дополнительного образования детей или при клубе собаководства. Если рекламные мероприятия проводятся грамотно, то, как правило, не возникает трудностей набора необходимого количества участников такой группы, поскольку желание завести собаку  традиционно для большинства детей. Вот только вызвано такое желание разными причинами. И это не единственная ситуация, требующая от организатора группы психологических и педагогических знаний и навыков. Есть целый ряд желательных и обязательных условий для успешной работы по созданию и обучению отряда юных кинологов.

Руководитель. Главный инициатор возникновения и существования детского коллектива. Человек, увлечённый кинологией. Желательно практик, добившийся определённых успехов и готовый повышать свой уровень не только практической, но и теоретической подготовки в самых различных областях знаний, связанных с наукой кинологией. Знание хотя бы основ педагогики и психологии обязательно, ведь предстоит создать настоящую команду, адаптировать сложную научную информацию для детского восприятия, обеспечить грамотное психологическое сопровождение для ребят и членов их семей, создать и успешно реализовывать образовательную программу.

Обучающиеся. Дети и подростки, просто мечтающие о собаке (и)или желающие связать свою профессиональную деятельность с кинологией.

Условия приёма в группу:

  • Безоговорочное согласие родителей и медиков на посещение ребёнком кинологической группы.
  • Диагностика начальных знаний детей для определения приоритетных направлений деятельности педагога.
  • Согласие на отсроченное приобретение собаки для тех, кто только собирается заводить животное.
  • Готовность к ежедневному труду независимо от количества учебных занятий в неделю.

Это скорее рекомендации для начальной диагностики, проводимой руководителем группы. Многие из этих факторов формируются и осознаются ребятами уже в ходе обучения. Конечно, вы не можете отказать ребёнку в приёме в группу, если он, например,  жаждет завести собаку прямо сегодня, а вот гулять с ней в любую погоду, да ещё и лапы после этого мыть ему не очень хочется. Это, по его мнению, могут сделать и старшие члены семьи. Убедить, доказать, научить – задача преподавателя. Так что единственным и действительно важным условие приёма в отряд кинологов является лишь первое из вышеперечисленных.

Варианты комплектования групп:

  • По уровню начальных знаний
  • По возрасту обучающихся
  • По времени, удобному для посещения учебных занятий
  • По профессиональной направленности
  • и др.

Материально-техническая база.

Для проведения теоретических занятий понадобится компьютер, проектор для просмотра отснятых материалов и анализа практической работы группы, плакаты, дидактический материал для работы в группах и индивидуально; библиотека, видеотека. Любознательность и фантазия ребят является главным источником для постоянного пополнения банка дидактического материала.

Особенность программы предполагает не  только  теоретические, но и практические занятия,  на которых  полученные знания  находят своё воплощение и закрепляются до уровня навыка.  Практические занятия проводятся на специальной  огороженной площадке с предварительным курсом по технике безопасности. Для занятий по практической дрессировке необходимы  стандартные снаряды (стационарные или переносные), индивидуальные наборы, включающие следующие принадлежности: ошейник широкий мягкий; рывковая цепочка; поводок кожаный 1,5 метра; поводок брезентовый 5 метров; намордник кожаный или брезентовый; сумочка для лакомства; ринговка; поилка. Для подготовки собак к массовым мероприятиям понадобится магнитофон, специальный реквизит  к трюкам.

Методическое обеспечение.

Методическое обеспечение программы служит фундаментом для успешной передачи и прочного усвоения знаний, направлено на создание коллектива единомышленников, воспитание гармонично развитой личности каждого обучающегося, создание условий для самопознания, самовоспитания  и самореализации подростков.

Образовательная программа должна быть составлена таким образом, чтобы позволить обучающимся получить прочную теоретическую базу, шире взглянуть на проблемы кинологии как интересной и серьёзной науки, сориентироваться в мире множества профессий, которые связаны с наукой кинологией и особой отраслью народного хозяйства – собаководством. Программа обязательно учитывает возрастные и индивидуальные особенности  обучающихся, обеспечивает непрерывный образовательный процесс, включая разнообразные виды детской деятельности:

  • учебную;
  • исследовательскую;
  • игровую;
  • организованный досуг.

Ребята получают возможность углубить школьные знания в области естественных наук, расширить свои интересы; больше узнают о взаимоотношениях человека и животных и, вместе с тем, познают самих себя, выбирают будущую профессию.

Учебный план строится с учётом интересов обучающихся. Теоретические и практические занятия несут физическую, интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, соответствующую каждой конкретной группе. Это выражается в:

  • способах подачи учебного материала;
  • приёмах работы на дрессировочной площадке;
  • тематическом наборе экскурсий и встреч со специалистами;
  • порядке изучения тем из разных тематических блоков;
  • объёме и тематике творческих работ.

Занятия строятся таким образом, чтобы дети не получали готовых знаний, а добывали их вместе с педагогом и старшими ребятами. Анализ литературы, дидактические игры, встречи со специалистами позволяют не ограничиваться рамками профильных знаний. Информативное поле значительно расширяется и во время экскурсий. Их тематика зависит от особенностей контингента детей в учебной группе и направленности практической деятельности.

Очень серьёзные и сложные темы должны быть адаптированы для восприятия  детьми и подростками. Интеграция серьёзных научных знаний в мир школьника посредством занимательных игровых форм способствует развитию любознательности и творческой активности  подростка. Опережающее обучение помогает ребятам легче осваивать школьную программу. 

В учебный план желательно включить теоретические и практические занятия по следующим направлениям:

  • анатомия и физиология собаки;
  • прикладная психология собаки;
  • основы ветеринарных знаний;
  • основы этологии и зоопсихологии;
  • теория и практика дрессировки;
  • техника безопасности;
  • спорт с собаками;
  • основы психологии человека;
  • развитие личности подростка.

В ходе реализации программы используются общепедагогические методы. Такие, как  убеждение, разъяснение, совет, положительный пример, игра, контроль знаний, умений и навыков, эвристическая беседа. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Общенаучные: анализ литературы, наблюдение. Социологические, как, например, анкетирование, интервьюирование.

Среди разнообразных форм работы лекционные, практические и итоговые занятия, экскурсии, игры, тренинги, работа с литературой, анализ видеоматериалов.

По всем учебным темам оформляются папки с информационным материалом, который обучающиеся подбирают из различных источников: книг, периодической печати, телепрограмм, Интернета. Эти папки являются копилкой дополнительной, занимательной информации для ребят из младших групп, которые в свою очередь продолжают их пополнять. Часть собранной информации служит подспорьем для оформления стенда.

В течение всего периода обучения ребятами  изготавливаются наглядные пособия, накапливается дидактический материал: иллюстрации, учебные видеофильмы, игры. Старшие группы оставляют для младших подборку книг.

На учебных занятиях обучающиеся получают необходимую теоретическую информацию. Полученные знания закрепляются практикумом, который проходит в виде игр, конкурсов и соревнований, викторин. По каждой изученной теме проводится итоговое занятие. По итогам полугодий – отчётные мероприятия для родителей юных кинологов и для ребят из других объединений. В теоретических и практических занятиях обязательно используются самые разнообразные игры: дидактические, ролевые, психологические. Некоторые из них придумывают сами ребята.

Каждая тема образовательной программы подразумевает параллельное изучение собаки и человека. Загадки происхождения; гигиена; поведенческие портреты; героизм; темперамент и характер; коллектив и лидерство; игры; наследственность; нормы морали; отклонения в поведении; языки общения и т.д. Всё это в равной степени относится и к человеку, и помимо глубоких знаний в области естественных наук несёт в себе огромный потенциал для нравственного и патриотического воспитания.

Массовые мероприятия  планируются с учётом подготовленности обучающихся и  их собак. Ребята активно участвуют в составлении сценариев и проведении мероприятий. При этом особая роль отводится старшим ребятам. Именно они являются главными помощниками педагога в подготовке к показу собак и ведущими всех массовых мероприятий. Особенно ценно то, что и родители обучающихся активно участвуют в деятельности детского объединения.

В начале обучения ребята получают список творческих работ, в число которых входят: отзывы об экскурсиях, сбор и оформление фотоматериалов, рефераты, рисунки, газетные заметки и др.

В учебные занятия включены элементы наблюдения, сравнения, обобщения, классификации, логики. Все  эти умения пригодятся подросткам для освоения школьной программы. Многообразие форм работы позволяют наладить интересное сотрудничество с образовательными, культурными и др. учреждениями города.

В соответствии с целями и задачами образовательной программы по кинологии одной из ведущих видов деятельности в ходе обучения является исследовательская деятельность.

Определённый этап обучения посвящён тем подросткам, которые определились с выбором профессии, связанной с кинологией, психологией, ветеринарной медициной и др. Это, в основном, индивидуальные занятия с углублённым изучением выбранного направления. Старшие ребята  оказывают помощь преподавателю в разработке сценариев, подготовке и проведении практических занятий и массовых мероприятий,  в консультативной работе с собаководами-любителями, разработке и реализации социальных проектов. Важная часть обучения – это подготовка и защита научных работ по выбранному направлению. Ребята участвуют в подборе и систематизации учебного материала. Воспитанники объединения выполняют разнообразные творческие работы. В течение всего периода обучения уделяется большое внимание формированию:

  • познавательного интереса;
  • творческой активности;
  • навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, умению выбирать главное и достоверное;

Таким образом,   к моменту выбора темы исследования обучающиеся имеют набор необходимых базовых знаний и умений для восприятия и осознания сложных этапов создания исследовательской работы и её защиты.
Разнообразие направлений, тесная связь кинологии с другими науками позволяет выбрать тему, соответствующую основным интересам и выбранной профессии.Познание реальных образовательных объектов приводят к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания. Метапредмет позволяет ученику и педагогу реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет. Это один из принципов личностно-ориентированного обучения. Обучающийся обозначает интересующие его проблемы, консультируется по этому поводу с преподавателем, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой.

Цельисследовательского этапа обучения: реализация творческого потенциала ученика, обучение навыкам самостоятельной работы по всем этапам создания научно-исследовательского труда.

Задачи:

  • познакомить с логикой и этапами научно-исследовательской работы;
  • познакомить с видами письменных научных работ;
  • научить соотносить свои желания с реальными возможностями;
  • научить действовать осмысленно в ситуации выбора;
  • вооружить необходимым деятельностным инструментарием.

Ожидаемые результаты:

Обучающийся должен знать:

  • правила проведения исследования и написания научной работы;
  • правила подготовки публичного выступления;
  • основы психологии общения;
  • основы риторики.

Обучающийся должен уметь:

  • написать и защитить научную работу.
  • применять на практике знания основ психологии;
  • самостоятельно подбирать, анализировать и систематизировать информацию из различных источников;
  • спланировать и провести исследование.

В рамках психолого-педагогического сопровождения  используются также методы психодиагностики и психокоррекции. Разнообразные тесты, анкеты, индивидуальные беседы помогают педагогу сориентироваться в задачах воспитания и развития, правильно подобрать приёмы для индивидуальной и групповой работы с подростками. Особое место в работе по программе занимают тренинговые занятия. Они используются на протяжении всех лет обучения. Для них выделяются специальные дни, поскольку тренинг занимает много времени и предполагает полное погружение в тематическое занятие. Специальная литература и тесное сотрудничество с психологической службой помогают сделать эти занятия интересными и полезными для подростков.

Особое внимание следует уделить работе с семьями обучающихся. Наличие собаки в семье, где есть младшие дети, пожилые люди или, что не редкость, в неполной или неблагополучной семье, накладывает на руководителя дополнительную ответственность. Психолого-педагогические мероприятия сопровождают семьи обучающихся в течение всего времени обучения: сбор анкетных данных, оформление социального паспорта, диагностический мониторинг,  набор специальных форм, методов и приёмов как индивидуальных, так и групповых.

Вместо заключения.

Хорошо продуманное, правильно организованное обучение в группе юных кинологов, безусловно, принесёт радостные перемены в жизнь детей и их семей.

Адреса для вопросов и отзывов:

  • kinos@inbox.ru
  • http://www.canis.ucoz.ru