Урок окружающего мира в 1-м классе "На что похожа наша планета?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Познакомить детей с формой и движением Земли, с глобусом как моделью Земли.
  • Учить выдвигать предположения и доказывать их.
  • Воспитывать самостоятельность.
  • Развивать воображение, мышление, речь.

Оборудование: мяч, фигурки игрушек, блюдце, глобус, фигурки человечков, презентация (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), цветные карандаши, тетради, учебники.

ХОД УРОКА

Оргмомент.

Урок ознакомления с окружающим миром.

Выявление знаний о прошлом материале.

Работа в тетради на с. 16,17.

Сообщение темы. Постановка цели.

Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки, говорят они на разных языках. А все мы вместе живём на одной большой планете.

А как называется наша планета? (Ответы детей) (Слайд 2)

Давайте послушаем разговор Муравьишки Вопросика и Мудрой черепахи. (Слайд 3)

На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (На что похожа наша планета?)

Что бы вы хотели сегодня узнать о нашей планете Земля?

Работа над новым материалом.

(Слайд 4) Черепаха демонстрирует нам два рисунка. Нужно выбрать тот предмет, который напоминает по форме нашу планету. (Высказывания детей)

(Учитель показывает блюдце и мяч)

Когда мы смотрим в окно, Земля нам кажется плоской, как это блюдце. Представьте, что на нём расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные. (Расставляются на блюдце фигурки).

Некоторые из вас сказали, что наша планета похожа на мяч, т.е. имеет форму шара (приклеиваются фигурки на мяч, в том числе и “вверх ногами”).

Если предположить, что земля плоская, можно ли дойти до края Земли? (Высказывания детей).

Но пока никому из людей это не удавалось сделать. А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами?

Так какую же форму имеет Земля?

(Слайд 5) В древности люди считали, что Земля выглядит вот так. В огромном океане плывёт большая черепаха, а на ней стоят четыре слона. Вот на этих-то слонах и держится наша Земля.

Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 38. Какое же изображение правильное?

Рассмотрим рисунок, на котором изображены кораблики. Люди, наблюдая за кораблями, возвращавшимися заметили, что корабли не все сразу видны из – за горизонта. Их части появляются по мере движения.

(Слайд 6) Моряк-путешественник Магеллан, решил объехать Землю на пяти кораблях. Его корабли три года плыли всё вперёд и вперёд, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах океана и только один корабль Виктория обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. (Слайд 7)

(Учитель показывает на модели с помощью мяча и бумажного кораблика).

Ребята, а кто ещё доказал, что Земля – шар? (Высказывания детей).

В наши дни, когда космические корабли летают в космос, космонавты своими глазами увидели, что Земля – шар.

Физкультминутка

Давайте представим, что мы космонавты. Изобразим их.

(Слайд 8). А теперь посмотрим, как выглядит наша Земля из космоса. Рассмотрите рисунок на с. 38 в учебнике.

Так какой же вывод сделаем? (Слайд 9)

Итак, Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Почему же они не падают? Их, как и всех на Земле, удерживает земное притяжение. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до конца Земли. У неё нет края. Зато люди могут совершать кругосветные путешествия: обогнув Землю, возвращаться в то же место.

А теперь отгадайте загадку.

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Слайд 10)

(Показывается глобус)

Глобус – это модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар насажен на ось и наклонён по отношению к подставке.

Работа в тетради на с. 16.

(Глобус повёрнут детям той стороной, которая изображена на рисунке)

Наша планета вращается вокруг Солнца. Рассмотрим картинки на с. 39 учебника.

(Показывается на модели юлы или предлагается одному ребёнку изобразить Солнце, а другому – Землю)

Прочитаем то, о чём нам говорит Черепаха на с. 39.

Итог урока. Рефлексия.

Какую форму имеет Земля?
Как это можно доказать?
Что такое глобус?