Деловая игра по русскому языку в 5-м классе "Приходите к нам учиться…" Изучение роли однородных членов предложения в речи

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • познакомить с выразительными возможностями синтаксических конструкций с однородными членами;
  • формировать умение использовать предложения с однородными членами с учетом коммуникативных задач;
  • обучать совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества;
  • формировать коммуникативную культуру учащихся, развивать творческие способности;
  • развивать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Оборудование: Четыре стола для четырех групп учащихся, мультимедийная аппаратура для показа слайдов, карточки с предложениями для каждой группы (Приложение 1), листы с началом текста-объявления (Приложение 2), карточки со словарными словами (Приложение 3), слайды (Приложение 4).

На столах: Листы бумаги для каждого участника, карточки золотистого и красного цвета.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. 1-ый слайд.

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Это урок-игра. Мы часто включаем в работу игровые моменты, но сегодня будем играть на протяжении всего урока. Наша игра имеет определение «деловая». Какое значение у этого слова? Давайте обратимся за помощью к словарю. К какому словарю нам нужно обратиться?

2-ой слайд. ДЕЛОВОЙ, -ая, -ое. 1. Относящийся к общественной, служебной деятельности, к работе. Деловое письмо. Д. разговор. 2. Знающий дело, толковый, дельный. Д. руководитель. Деловое отношение к работе. 3. Пригодный для обработки (спец.). Д. лес. Деловая древесина. Словарь Ожегова.

- В каком значении употреблено это слово в нашем случае? ( Игра, имеющая отношение к общественной, служебной деятельности, к работе).

2. Создание игровой ситуации и постановка проблемы. 3-й слайд.

Начинаем играть. Каждая из сидящих здесь групп – это класс. Представьте себе, что по стечению обстоятельств в вашем классе осталось всего 6 человек, и по всей вероятности, класс будет расформирован, поскольку необходимо как минимум 20 человек. Вам, конечно же, этого очень не хочется. Необходимо в короткое время найти выход из сложившейся ситуации. Ваша задача – во что бы то ни стало сохранить класс.

1 этап игры. Посовещавшись в течение минуты, предложите свой вариант решения проблемы и озвучьте его.

Учащиеся предлагают свои варианты.

2 этап игры. Актуализация игровой ситуации. 4-ый слайд.

Итак, решение найдено. На помощь к вам приходит русский язык. Вы должны написать рекламное объявление с целью привлечь учеников в гимназию. Каким оно должно быть? (Кратким, содержательным, выразительным).

Хочу вам напомнить, что на предыдущих уроках мы знакомились с однородными членами предложения. Может быть, именно они помогут нам создать текст, отвечающий необходимым требованиям.

3 этап игры. Проведение лингвистического эксперимента.

Сейчас вы получите карточки с предложениями (см. Приложение 1). Ваша задача – перестроить предложения в одно с однородными членами по предложенной схеме и сделать вывод, какой вариант является более стройным и выразительным.

Озвучивание исходных и полученных предложений. Какой вывод вы сделали? (Предложения с однородными членами более стройны и выразительны).

5-ый слайд. Слово однородным членам предложения.

Мы, однородные члены, со всей ответственностью заявляем:

  • Мы помогаем подробно описывать предметы, явления и процессы;
  • создаем яркие описания и динамические картины;
  • усиливаем выразительность предложения;
  • являемся средством стройного и логического изложения материала.

4 этап игры. Создание текста объявления

Я думаю, вы убедились, что предложения с однородными членами помогут создать текст, который будет удовлетворять всем заявленным требованиям. Принимаемся за работу. Сейчас каждая группа получит начало текста (см. Приложение 2), который нужно будет продолжить (3-5 предложений). Напоминаю, ваша цель - составить текст-объявление, используя предложения с однородными членами. (Текст записывается на выданном листе. Желательно, чтобы текст записывался по цепочке каждым из членов группы. Дополнительно учащимся выдаются карточки со словарными словами (см. Приложение 3).

5 этап игры. Озвучивание полученных текстов.

У всех участников игры на столах лежат карточки золотистого и красного цвета. После прослушивания текста поднимите золотистую карточку, если рекламное обращение показалось вам убедительным, красную, – если не очень убедительным.

6 этап игры. Самоанализ групп.

Прочитайте одно из предложений с однородными членами, назовите их. Как связаны между собой однородные члены? Какие знаки препинания вы поставили? Нарисуйте схему предложения (только однородные члены).

7 этап игры. Обсуждение полученного во время игры опыта.

- Бывают ли в жизни людей ситуации, подобные той, в которой мы побывали во время игры?

- Какой этап игры был самым трудным этапом?

- Какой этап игры был самым легким, не вызывающим затруднений?

- Что нового вы сегодня узнали об однородных членах предложения?

Домашнее задание:

Каждый из вас посещает какой-нибудь кружок, студию или спортивную секцию. Напишите рекламное объявление из 4-5 предложений с целью привлечения других ребят. Используйте предложения с однородными членами.