Урок литературного чтения "Анализ стихотворения А.А. Фета"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

– научить выразительно читать стихотворение, развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи;

– обогатить словарь учащихся;

– развивать умения работать в группах, воспитывать положительные качества характера в процессе коллективной и групповой работы;

– активизировать речемыслительные процессы;

– знакомить с творчеством местных поэтов.

Оборудование: рисунки учащихся на тему “Весенняя песня”, таблицы из “Календаря настроений”, портрет А. Фета, стихотворение Л. Цоневой “Весенние приметы”, шифрограмма для логического упражнения, таблицы по сравнению научного текста и стихотворения.

Ход урока

1. Организационное начало:

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2. Активизация внимания, речевая разминка:

Таблицы на доске:

– Соотнесите надписи на таблицах:

Стихотворение - учимся думать, узнаем факты

Научный рассказ - учимся чувствовать, видим картины

– Сегодня мы отправимся в страну Поэзии. С каким жанром литературы мы будем работать? (стихотворение)

– Какая особенность жанра? (рифма)

Для того, чтобы продолжить работу, подготовим речевой аппарат, поиграем в рифмы:

СА– СА– СА в лесу бегает … (лиса)

ЛО– ЛО– ЛО на улице … (тепло, светло)

РА– РА– РА идет веселая … (игра, пора)

Очень важно говорить выразительно, так чтобы были ясны чувства, которые мы испытываем. Произнесите скороговорку:

Проворонила ворона вороненка.

– с чувством грусти;

– с чувством удивления;

– с чувством радости.

Молодцы! Вот с таким чувством и продолжим урок, с чувством радости.

3. Проверка домашнего задания:

Рассмотрите рисунки, которые вы нарисовали дома по теме:

“Весенняя песня”. Какой же она может быть, весенняя песня?

(солнечное тепло, песни птиц, аромат цветов, звон капели, журчание ручейка и т. д.)

Какой рисунок, чья песня, особенно понравилась? Почему?

4. Сообщение темы и целей:

Сегодня мы научимся читать выразительно стихотворение, которое так и называется “Весенняя песня”. Кто же автор? Вы узнаете, если разгадаете шифрограмму:

М, О, Ы, Н, Ф, А, И, Е, Л, Т, Р, У.

Зачеркните буквы, обозначающие непарные согласные (сонорные) и гласные, состоящие из одного звука. Из оставшихся букв прочитаете фамилию известного поэта XIX века.

Рассмотрите портрет А. Фета.

Что можете сказать о поэте? Какие его стихи читали? Что можете сказать о его стихах? (Читали стихи “Бабочка”, “Учись у них, у дуба, у березы…”,

“Ласточки пропали…” и т. д. Его стихи о природе, немного грустные.)

Его стихи очень напевные, мелодичные, музыкальные. Каждое его произведение звучит как песня, романс. Но если внимательно прислушаться, то в музыке Фета мы почувствуем нотки грусти, печали, одиночества. Это связано с трудностями, которые были в жизни поэта. Это человек, который рано познал одиночество и печаль, и эти чувства нашли отражение в его поэзии.

5. Подготовка к восприятию, чтение стихотворения:

Что вы можете предположить по названию стихотворения? О чем стихотворение? Какой может быть песня Фета?

Прочитайте стихотворение “про себя”.

Все ли слова и выражения понятны? (непонятные слова разъясняют дети друг другу)

Вам понравилась такая песня? Какие картины увидели?

Придумайте более точное название, ведь поэт описывает совершенно определенное явление природы.

Почему сам поэт не стал так называть свое произведение? Почему этого слова, до которого нам не стоило большого труда додуматься, нет в тексте стихотворения?

6. Физминутка:

Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали:
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали
Великанами все стали!
Дружно хлопаем, ногами топаем.
Отдохнуть мы все успели
И за парты тихо сели.

7. Повторное чтение, анализ содержания:

А теперь будем читать и слушать, как звучит песня, с чего она начинается.

Войдем внутрь произведения. Зачитайте первые четыре строчки. Как освещена сцена, на которой будет исполнена песня? Как встречает исполнение воробей? (как в зрительном зале, воробей аплодирует предстоящему исполнению).

Что происходит дальше? Зачитайте следующее четверостишие.

Завеса, как занавес, на сцене опушка леса в золотой пыли.

Дождик и солнце. Это громкая песня? Как она звучит? Прочитайте до конца. Песня заполняет все вокруг. Мы только слышим ее?

Что видим, слышим, чувствуем? Подтвердите словами из стихотворения.

Так почему же поэт именно так назвал произведение? Он увидел дождь, как необыкновенное, ни на что не похожее явление. Это было представление, выступление природы. Дождь звучал как песня.

8. Выразительное чтение:

Какое настроение вы передадите в чтении, выберите в “Календаре настроений”:

Торжественное ликующее насмешливое
Боязливое таинственное прославляющее
Нежное мечтательное радостное
Веселое загадочное воспевающее
Бодрое очарование звонкое

Дети обсуждают выбор или предлагают свой вариант.

Подготовьте выразительное исполнение в группах.

Идет обсуждение в группах, выбор интонаций, скорости и громкости чтения.

Каждая группа исполняет свой вариант чтения.

Что особенно понравилось в исполнении?

Какие из рисунков выполненных дома подходят к стихотворению А. Фета

9. Творческая работа:

Красота и загадочность природы не оставляет равнодушным никого.

В творчестве каждого поэта есть тема природы. Хотите и вы попробовать сочинить о весне, а я вам помогу. Поиграем в “буриме”. У вас на карточках рифма для четверостишия, посочиняйте в группах.

………………………… пришла.
…………………………сосулечки.
…………………………. уплыла.
…………………………. Снегурочка.

Зачитываются варианты четверостиший.

Вам понравилась рифма? Она помогла вам? А знаете кто придумал такую красивую рифму? Это наша местная поэтесса, которая живет в городе Советском Любовь Цонева. Хотите послушать отрывок из ее стихотворения с этой рифмой?

Весна пришла.
На окне сосулечки.
Ручьем уплыла
Девочка Снегурочка.

Понравилось такое стихотворение? Тогда сегодня вам в награду еще одно стихотворение Л. Цоневой “Весенние приметы”.

Прочитайте стихотворение.

Все ли эти приметы вы замечали в нашей природе? Какие рисунки подходят к этому стихотворению?

10. Итог работы:

Что особенно понравилось на уроке?

Что бы вы предложили для домашнего задания?

Я предлагаю выучить наизусть “Весеннюю песню” А. Фета.

Сочинить стихотворение о весне.

Оцените свою работу на уроке.

Всем спасибо! Молодцы!