Интегрированный урок по теме "Курение – разрушитель нашего организма"

Разделы: Химия, Биология


Все пороки от безделья.
Народная поговорка

Цели:

  • Образовательная – углубить знания учащихся о разрушительном воздействии табака на организм человека; обобщить знания обучающихся о полезных и "вредных" привычках
  • Развивающая – продолжить развитие умения устанавливать причинно следственные связи, умения использовать знания, полученных на различных предметах, умения делать выводы.
  • Воспитывающая – воспитание здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.

Оборудование: схемы и таблицы "Воздухоносные пути", "Внутреннее строение легкого", "Обмен газов в легких и тканях", "Здоровый и нездоровый образ жизни"; выставка рисунков "Профилактика табакокурения"

Оформление доски:

Ход урока

Учитель химии.

"Я люблю жизнь и хочу жить…". Эти слова выражают затаенные желания каждого из нас. Жизнь – сама по себе чудо. И это чудо находится в наших руках. Жизнь восхитительна! Все здравомыслящие люди хотят долгой, счастливой и полезной жизни. Казалось бы, высокая продолжительность жизни и надежное здоровье должны быть правилом, но, увы, они являются исключением.

Учитель биологии.

Какова связь средней продолжительности жизни и образа жизни человека. А образ жизни – это наши привычки.

Учитель химии.

Под привычкой принято понимать выработанное действие, которое стало потребностью. Каждый из вас научился мыть руки перед едой, затем это стало вашей потребностью, привычкой… Привычки охватывают все стороны жизни человека, проявляются в любой сфере деятельности.

Учитель биологии.

Привычка встать в одно и тоже время, делать зарядку и чистить зубы, внимательно слушать собеседника, не опаздывать, сразу, же убирать за собой – все это полезные привычки. Они способствуют формированию положительных черт характера, культуре общения, помогают плодотворно трудиться.

Учитель химии.

Зачастую, говоря о привычке, мы почти автоматически добавляем слово "вредная". И действительно существует немало вредных привычек, которые пагубно влияют на здоровье. И ощутимый вред организму приносит вредная привычка – курение.

Учащийся.

Корни этой привычки уходят в далекое прошлое. Табак был вывезен из Америки ее первооткрывателями, и постепенно курение распространилось по всему миру. Первоначально табак применяли как лечебное средство, но впоследствии было обнаружено его вредное влияние на организм.

Папиросный дым содержит около двадцати ядовитых веществ: никотин, аммиак, синильную кислоту, угарный газ и т.д. А в табаке насчитывается вредных веществ почти 1200 (Приложение 4).

Учитель биологии.

Затягиваясь ароматным дымом сигареты, многие не задумываются над тем, какие изменения вызывает в организме каждая затяжка.

Горячий табачный дым в первую очередь воздействует на зубную эмаль: со временем на ней появляются микроскопические трещины – входные ворота для болезнетворных микроорганизмов. На зубах откладывается табачный деготь, и они чернеют, издают специфический запах, который явственно ощущается при разговоре с курильщиком. Горячий дым обжигает слизистые оболочки рта и носоглотки. Подвергаясь постоянному раздражению, они воспаляются, что может привести к развитию лейкоплакии – предвестника ракового заболевания.

На табачный дым реагируют и слюнные железы полости рта. В результате начинается усиленное выделение слюны, которую курильщик вынужден либо постоянно сплевывать, либо глотать. Но ведь глотает он не просто слюну, а часть ядовитых компонентов табачного дыма, растворенных в ней. Анилин, сероводород, аммиак, канцерогенные вещества со слюной попадают на слизистую оболочку желудка, что не проходит бесследно.

Потеря аппетита, боль в области желудка, гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, рак желудка – вот к чему в конце концов приводит постоянное табачное отравление органов пищеварения.

Из полости рта через голосовые складки (что в дальнейшем неминуемо скажется на голосе курильщика) он устремляется к слизистым оболочкам гортани, трахеи, бронхов, бронхиол и, наконец, альвеол. Они-то и подвергаются наиболее разрушительному воздействию продуктов сгорания табака. Главный из них – аммиак и табачный деготь. Аммиак, растворяясь во влаге слизистых оболочек верхних дыхательных путей, превращается в нашатырный спирт. Раздражая слизистые оболочки, он вызывает повышенную секрецию слизи, что вызывает усиление бронхита курильщика.

Учитель химии.

А табачный деготь оседает на стенках воздухоносных путей, накапливается в альвеолах, окрашивая легкие в грязно-коричневый цвет, и тоже выделяется при кашле с сероватой мокротой.

В табачном дегте наиболее высока концентрация канцерогенных веществ – бензпирена, радиоактивного полония, свинца и висмута, и именно их пагубное воздействие значительно повышает у курящих риск заболеть раком легкого !!!

Один из основных компонентов табачного дыма – угарный газ – по воздухоносным путям он устремляется к альвеолам, где идет процесс обмена углекислого газа, приносимого кровью из тканей в легкие, на кислород, поступающий из воздуха во время дыхания. У курильщика здесь происходит обогащение крови не столько кислородом, сколько угарным газом. Соединившись с гемоглобином, он образует так называемую молекулу-пустышку, не способную нести каждой клеточке нашего организма необходимый ей кислород (Приложение 5).

Вот почему у человека, выкурившего подряд несколько сигарет или находившегося в прокуренном помещении, развивается кислородное голодание, проявляющееся головной болью, головокружением, тошнотой, бледностью кожных покровов.

А бывает, что вдруг начинают дрожать руки, походка становится неуверенной, бросает то в жар, то в холод, сердце то "бухает", то замирает в груди… Что случилось?

Учащийся.

Это начал свое разрушительное действие на центральную нервную систему и на организм в целом никотин – один из самых сильных табачных ядов (Приложение 6).

Учащийся.

Никотин – яд растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от ¼ капли никотина, собака – от ½ капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

Учащийся.

Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид – другой яд, содержащийся в табаке.

Учитель химии.

В организме человека никотин легко проникает через альвеолярно-капиллярную перегородку следом за угарным газом, он попадает в кровь и теперь разносится ею по всему организму: табачная агрессия достигает своего апогея.

Учитель биологии.

Каждый орган по своему реагирует на это вторжение. Первыми подают сигнал бедствия надпочечники. Они вырабатывают в кровь адреналин – вещество, сильно сужающее кровеносные сосуды. В результате повышается артериальное давление, что у курильщиков может привести к гипертонической болезни. По суженным сосудам с большим трудом и в значительно меньшем объеме кровь протекает через сердце. В таких условиях оно вынуждено увеличивать число сокращений, чтобы проталкивать к органам и тканям необходимое количество крови. За подобные подстегивания организма курильщику рано или поздно придется расплачиваться атеросклерозом сосудов, ишемической болезнью сердца, стенокардией и даже инфарктом миокарда.

Обеднённая кислородом и "обогащенная" никотином кровь вызывает спазм сосудов головного мозга. Это проявляется головной болью, тяжестью в затылке нарастающей усталостью. Хронический спазм периферических сосудов у заядлого курильщика может стать причиной тяжелого заболевания сопровождающегося хромотой, гангреной тканей ног.

Неблагоприятно сказывается курение и на эндокринной системе. Под действием хронической табачной интоксикации постепенно развивается структурное истощение эндокринных желез. А это может стать причиной расстройства половой функции и бесплодия, сахарного диабета и других заболеваний.

Учащийся.

В течении 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или около 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина и вызывает привычку, пристрастие к курению.

Учитель химии.

Однако, если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в различных странах. Нашим крупным ученым-фармакологом Н.П.Кравковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигарету.

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса "Кто больше выкурит?" двое "победителей", выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелыми отравлениями попали в больницу.

В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40-летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер.

Учитель биологии.

В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.

Особенно опасно курение, в том числе и пассивное для беременной, так как никотин, свободно проникая через плаценту в кровь плода, нарушает его нормальное развитие.

От действия никотина страдают и другие функции организма, в том числе и органы чувств. Понижается острота зрения, ухудшается цветоощущения, обоняние, ощущение вкуса. В этом, помимо никотина, виноваты и такие составные части табачного дыма как аммиак, эфирные масла, метиловый спирт, синильная и другие кислоты.

Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком легких, туберкулезом и астмой.

Учитель химии.

Начать курить очень легко. Многие из вас связывают курение с представлением о взрослости, мужественности, самостоятельности. Причиной приобщения к сигарете может быть избыток свободного времени, скука, подражание, любопытство. Как показали исследования, 81,2% курящих приучились курить в семьях, где были курящие взрослые.

Учитель биологии.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на одышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройства пищеварения.

Ученые установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.

Курение в ДВА раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростка полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, и прекращалось дыхание.

Учитель химии.

Курение отрицательно влияет на успеваемость. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванного курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха.

Курение и школьник не совместимы. Школьные годы – это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше подростки, юноши и девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Так подумайте, стоит ли рисковать? (Приложение 2).

Литература

  1. Азбука ухода за телом /Автор – составитель И.Глушкова; Оформление серии Г.Сыроватовского; Художн. А.Мосейкина. – М.: "Премьера", 2000.
  2. Большая энциклопедия для настоящих девчонок. – Мн.: "Современное слово", 2001.
  3. Болшая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004: мультимедиа-энциклопедия. – М.: ООО "Уральский электронный завод", 2004.
  4. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: Дрофа,. 2003.
  5. Генкова Л.Н., Славков Н.Б. Почему это опасно: Пер. с болг. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Гольнева Д.П. Человек, его здоровье и окружающая среда: Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЧГПИ "Факел", 1995.
  7. Кемп П.,.. Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.
  8. Колесов Д.В. Биология. Человек: учеб. для общеобразоват. учреждений /Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. – М.: Дрофа, 2008.
  9. Родительский всеобуч: Чтобы ребенок не вырос подранком /Сост. Г.Н.Тростанецкая, А.А.Гериш. – Минобразования России: Издательство "Эфлакс", 2003.
  10. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
  11. Спок Б., Розенберг М.Б. Ребенок и уход за ним /Пер. с англ., Худож. Обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО "Попурри", 1998.
  12. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие /Под общ. ред. Н.В.Сократова. – М.: ТЦ Сфера,2005.
  13. Химия в школе: научно-теоретический и методический журнал. – 3/1998; 7/2004.
  14. Энциклопедия для девочек. – СПб: ТОО "РЕСПЕКС", 1994.
  15. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.