Учебное занятие в 5-м классе по русскому языку "Братья наши меньшие"

Разделы: Русский язык


Тема: Описание животного

Цели:

  • формирование (укрепление) знаний о художественном описании животных;

  • формирование (развитие) лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций учащихся;

  • формирование гуманитарной культуры учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, музыка из пьесы Камиля Сен-Санса "Карнавал животных".

Класс разделён на 4 группы, задания напечатаны на листе А4 и перевёрнуты.

Встреча: перемена, слайд-шоу про животных и песенка детская "Утром солнышко встаёт".

I. Вызов интереса.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок: у вас появится возможность узнать себя через отношение к животным, понять, можете ли вы быть другом животного.

Для этого вы разделились на группы. Задача каждой группы: как можно больше получить пазлов для выполнения итогового задания. Для этого вам необходимо слушать меня внимательно и выполнять задания быстро и правильно. И ещё одно: оценка у группы одна, поэтому я прошу никого не отвлекаться, а активно работать.

Имя нашего урока: "Братья наши меньшие". Откройте тетради, пожалуйста, запишите число и имя урока.

Антуан Сент-Экзюпери в своей сказке "Маленький принц" выразил интересную мысль:

:Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе не нужен. Я для тебя всего лишь только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете:.

Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии? Действительно ли животные - братья наши меньшие? Как мы должны к ним относиться? Может ли животное стать другом для человека?

II. Актуализация знаний.

1. Работа в группах (исследование текстов)

А теперь, давайте приступим к выполнению нашего первого задания и поработаем исследователями. Ребята, на столах лежат листы с заданиями, переверните их, пожалуйста. Вы видите 2 текста, они во всех группах одинаковые, а задания к ним разные. Время выполнения 5 минут (учитель проходит и смотрит, как выполняют)

1. КОШКИ ДОМАШНИЕ (Felis catus), животные рода кошек. Принято отделять беспородную домашнюю кошку от породистых домашних кошек. Всего выделяют около двухсот пород, большинство из которых выведено в конце 19 - начале 20 веков. Изучением кошек занимается наука фелинология. Кошки разных пород различаются размерами и массой тела, формой туловища, цветом глаз, длиной и окрасом шерсти.

2. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе: Кот ждал, зажмурил глаза. :.Кот ел больше часа. Он вышел из чулана, пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывал на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

2. Проверка.

На слайде задание для группы, остальные слушайте внимательно и если не согласны, поднимайте руку, отвечайте правильно и у вас будет возможность получить дополнительный пазл.

Работа в группах.

А теперь давайте сделаем вывод: в каком из текстов мы представляем кошку как близкое нам существо? Почему? Разные стили. Какие стили использованы в этих текстах? Научный и художественный.

Чем отличается описание в художественном стиле от научного.

(В научном описании отмечаются все существенные признаки, по которым можно определить внешний вид животного. А в художественном стиле важно не точное его описание, а отношение к животному, личные впечатления, какие-то чёрточки, присущие именно герою сочинения.) Вывод на слайде.

3. Работа с текстом.

Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием. А теперь я предлагаю вам стать художниками слова, как настоящие писатели.

Текст №3. Вставьте подходящие по смыслу слова одной части речи, ребята, только одной части речи. Время выполнения 3 минуты.

Сначала это был только комок с двумя глазами и носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал,жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, хвостом... И мы сами не помним, когда это вдруг вместо комка мы увидели кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

Выросла, словом, всем кошкам кошка. с пятнами, на груди манишка, усы в четверть аршина, шерсть и вся лоснится, лапки в штанинах.

4. Взаимопроверка.

Теперь отдайте вашу работу другой группе. Проверяем: записаны слова одной части речи? Уместны ли, на ваш взгляд, употреблённые слова? Представили ли вы кошку? Сверьте, пожалуйста, авторским текстом.

Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом... И мы сами не

помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанинах.

Близко ли к тексту автора передали содержание текста, если да, то прочитайте, пожалуйста.

5. Интеграция предметов. Описание животных в живописи и классической музыке.

А теперь, пожалуйста, соберите пазлы. Узнайте, кто изображён на картинке, ничего не говорите, а изобразите его так, чтобы остальным группам было понятно, кто это?(физкультминутка). (Слон, черепаха, лебедь, антилопа)

Ребята, как вы поняли, животное можно описать словами, красками, движениями, жестами. А как ещё можно? (Звуками.) Верно.

Французский композитор Камиль Сен-Санс тоже описал животных в своём музыкальном произведении "Карнавал животных". Давайте послушаем с вами отрывки. Закройте глаза и слушайте внимательно. Ваша задача: узнать ваше животное, назвать номер отрывка музыкального произведения и ответить на вопрос "Какими звуками композитор изобразил слона, черепаху, лебедя, антилопу?

III. Выявление результата работы.

Ребята, кто из животных, о ком мы сегодня вели речь, вам нравится или понравился больше всех? Опишите его в трёх- четырёх предложениях так, чтобы было видно из вашей работы, что он вам симпатичен.

Зачитывание миниатюр.

IV.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята, спасибо, вы молодцы! Мне было очень приятно работать с вами.

А у вас какое настроение? Если весёлое, то возьмите жёлтый смайлик, если хорошее, то синий, если грустное, то красный; и положите в эту коробочку.