Исследовательская работа по теме "Снег и лед". Окружающий мир (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами снега и льда и их исследовать; воспитывать бережное отношение к природе; развивать воображение, наблюдательность, интерес.

Тип урока: урок открытий.

Используемые технологии: проблемное обучение.

Форма работы: работа в парах.

Оборудование: снег и лёд, блюдца, ложечки. Стаканы с водой, картинки о зиме, снежинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы совершим удивительное путешествие. Куда? Догадайтесь сами.

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром…

- Что это? (зима) (рисунки и картинки о зиме)

- Учитель: Говорят. Когда выпадает первый снег, объявляется в лесах снежная королева. На белой лошади она скачет по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по берёзовым рощам. То там за ёлочками, то там , на просеке, мелькнёт снежная королева, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше – по сосновым борам. По заснеженным оврагам, по берёзовым рощам. Никто не знает, зачем она появляется в лесу и куда путь держит. Мчится лошадь по дороге…

И мы отправимся в зимнюю дорогу.

III. Ассоциативный ряд слов.

Закройте глаза. Давайте шёпотом произнесём слово “зима”.

Какие слова и словосочетания возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово ”зима?” (ответы детей)

А сейчас мы с вами устроим снегопад! (дети берут снежинки, лежащие на столах и подбрасывают вверх).

IV. Сообщение темы и цели урока.

Я сейчас загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать и скажите, какова же тема нашего урока.

1. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Если сядет на ладонь. (Снег)
Мальчишек радостный народ,
Коньками звучно режет..(Лёд)

Итак, тема нашего урока снег и лёд.

- А какие стихотворения, пословицы, поговорки вы знаете о зиме, снеге.

Дети читают стихи и пословицы о зиме.

Здравствуй добрый снег пушистый,
Какой ты радостный, искристый!
Снежинки пухлые кружатся
В ладошки лужицей ложатся.
А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный
Чем не сказа белый свет
Снежный, снежный, снежный.
Утром кот принёс на лапах
Первый снег! Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег! Первый снег!
Он кружится, лёгкий, новый
У ребят над головой, \
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой.
Он белеет вдоль забора.
Прикорнул на фонаре –
Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость на дворе!

Пословицы и поговори.

Зима без снега – лето без хлеба.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Не тот снег что метёт, а тот, что сверху идёт.
Первый снег выпадает за сорок дней до зимы.

V. Исследовательская работа.

Представьте, что наш класс научно – исследовательская лаборатория, чтобы доказать свойства снега и льда нам нужно их исследовать.

А что же такое снег? Лёд?

(Высказывания детей)

1ученик. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Думали, что он идёт из тех же туч , что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок.

2 ученик. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идёт иногда летом вместе с дождём, или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, крошечные, шестиугольные звёздочки. Всё бывает совсем по-другому.

3 ученик. Водяные пары поднимаются высоко над землёй, где царит сильный холод. И здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки – кристаллики. Это ещё не те снежинки, какие падают на землю, они ещё очень малы. Но шестиугольный кристаллик всё время растёт, развивается и наконец становится удивительно красивой звёздочкой. Снежинки медленно, медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

Какого цвета снег? (белый) А лёд? (прозрачный)

А почему снег белый? ( ответы детей)

4 ученик. Пожалуй, виноват тот же разноцветный солнечный луч. Какого цвета лёд? Никакого. Он бесцветный. Почему? Потому что он пропускает через себя весь солнечный луч, целиком, и остаётся бесцветным. Таков закон природы.

5ученик. Каждая снежинка, каждая звёздочка свободно пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лёд, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе ни становятся непрозрачными и поэтому не могут пропустить через себя весь солнечный луч солнца. Они целиком отражают нам в глаза, и снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце. Чистейший цвет белого солнечного луча.

VI.Физминутка.

Мы снежинки, мы пушинки (наклон головы влево, вправо)

Покружиться мы не прочь (поворот на 360)

Мы снежинки – балеринки (наклоны влево, вправо)

Мы танцуем день и ночь (приставной шаг влево, вправо)

Мы деревья побелили (подъём на носочках с подъёмом рук)

Землю бархатом укрыли (приседание с разведением рук)

И от стужи сберегли (возврат в исходное положение с разведением рук в стороны и во внутрь)

Итак, наше исследование продолжается.

Опыт 1. Посмотрите на снег и лёд. Что плотнее? Осторожно ударьте карандашом по льду. Что с ним произошло?

Вывод: лёд плотный, но хрупкий.

Представьте себе такую картину; всю ночь шёл снег, а утром прошёл человек? Что вы увидели на снегу? (следы)

- Почему на снегу остаются следы? (его приминают)

- Каким бывает только что выпавший снег? (рыхлым)

- А если вы пройдёте по наезженной дороге, останутся следы? (нет)

- Почему?

- Какой снег на дороге? (плотный)

Вывод: Снег может быть и плотным и рыхлым.

Опыт 2. Бросьте снег и лед в стакан с водой. Что вы видите? (плавают на поверхности)

Вывод: снег и лёд легче воды.

Опыт 3. Можно ли сказать что снег и лёд вода? (да, можно) Потому что они растаяли.

- Почему лёд образуется на поверхности водоёма, а не на дне? ( лёд легче воды)

- А что произошло бы, если бы лёд был тяжелее воды?( Водоёмы промёрзли, бы и рыба, и водоросли погибли бы).

- Почему растения не вымерзают под снегом? (там тепло)

Вывод: снег и лёд сохраняют тепло.

Опыт 4. Возьмите снег и лёд. Положите на ладошку. Что вы заметили?

Вывод: снег и лёд тают от тепла.

Опыт 5. Положите открытку перед собой: можно ли её рассмотреть через лёд? (да)

- А через снег? (нет)

Вывод: Лёд прозрачный, а снег непрозрачный.

VII. Обобщение.

Назовите общие свойства снега и льда.

1. легче воды.

2. сохраняет тепло.

3. состоят из воды.

Отличительные свойства

Снег Лёд
Белый бесцветный
Непрозрачный прозрачный
Быстро тает медленно тает
Мягкий твёрдый
Нескользкий хрупкий
Рыхлый скользкий

Ребята, а скажите, кому снег мешает? (птицам)

- Почему? (им трудно добывать корм)

- Кто может помочь птицам? (человек)

- А как? (подкармливать)

VIII. Занимательная минутка.

Веришь ли ты что облака и туман не одно и тоже?

(нет: туман и облака – это мельчайшие капельки воды)

- Почему в крышке чайника делают отверстие? (для выхода пара)

- Почему во время ледохода лёд не тонет, а плавает на поверхности реки? (лёд легче воды)

- Найдите слова в слове снежинка.

IX. Итог.

- Как вы понимаете смысл пословицы: Много снега, много хлеба?

- За что ты можешь себя похвалить?

- За что ты можешь похвалить одноклассника?

- Что тебе показалось важным?