Урок русского языка на тему "Личные окончания глаголов I и II спряжения"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • Познакомить уч-ся с личными окончаниями глаголов 1-го и 2-го спряжения
  • Развивать речь, мышление, внимание, память
  • Воспитывать любовь к предмету, аккуратность

Оборудование: языковой материал, учебник, иллюстрации, таблицы

Структура:

  1. Орг. момент.
  2. Мин. чистописания.
  3. Словарная работа.
  4. Введение нового материала.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Итог урока.

Ход урока

I. ОРГ МОМЕНТ

У: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте!

У: Тихо садимся.

II. МИН. ЧИСТОПИСАНИЯ

У: Откройте прописи на стр. 44.

Д: открывают

У: Сегодня мы пропишем букву «Ц» с соединениями. (на доске буква)

Д: прописывают

У: Прочитайте предложение

Д: читает

У: какие в нем орфограммы?

У: подчеркните их

Д: подчеркивают

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

У: (на доску вывешивает таблички со словами традиция, конструкция, цитата)

Прочитайте слово

Д: традиция

У: Как вы думаете, что такое традиция?

У: запишите это слово в тетрадь

Д: пишут

У: Назовите орфограмму в слове

У: подчеркните ее, А теперь составьте словосочетание с этим словом

Д: (называют)

У: Прочитайте слово

Д: конструкция

У: Что такое конструкция

Д: (отвечают)

У: Запишите это слово

У: Какая здесь орфограмма?

У: Подчеркните ее

У: составьте с этим словом словосочетание

Д: перечисляют

У: Прочитайте слово

Д: цитата

У: что такое цитата?

Д: это слова автора

У: а как она оформляется?

Д: как прямая речь

У: верно! Какая орфограмма в этом слове?

У: подчеркните ее

Д: подчеркивают

У: составьте словосочетание с этим словом

Д: составляют, перечисляют

У: Составьте предложение с любым из этих слов

Д: говорят

(самое хорошее, записывают в тетрадях)

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

У: Какие части речи вы знаете?

Д: перечисляют

У: Что вы знаете о глаголе?

Д: говорят

У: Глаголы неопределенной формы на какие вопросы отвечают?

Д: что делать? Что сделать?

У: верно! (на доске:

МЫ ПРИНОС_М (1 или 2, е или и)
ОНИ ПРИНОС _ Т (1 или 2, я или ю)
МЫ СЧИТА_М (1 или 2, е или и)
ОНИ СЛЫШ_Т (1 или 2, а или у))

У: поставьте в слове приносим ударение

Д: приносим, ударение падает на 2-й слог

У: поставьте глагол приносим в неопред. форму

Д: приносить(что делать)

У: какие суффиксы выделим суффикс

Д: суффикс –ть

У: а какой глагольный суффикс?

Д: суффикс –И-

У: если глагольный суффикс –И-, то это 1-е или 2-е спряжение

Д: второе

У: а какую гласную будем писать в окончании?

Д: гласную И

(Аналогично проводится работа с остальными словами)

У: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?

Д: Надо поставить глагол в неопределенную форму, и посмотреть на суффикс, который стоит перед –ТЬ, если –И-, то 2-е спряжение. А если –Е-, то 1-е спряжение

У: посмотрите на упр 232, прочитайте задание

Д: (читает)

У: первое слово – благодарят, какая будет неопределенная форма?

Д: что делать? Благодарить

У: выделите суффиксы

Д: суффикс –ТЬ и суффикс –И-

У: если суффикс –И-, то какое спряжение?

Д: второе

(Аналогично остальные слова)

У: Прочитайте правило

Д: читают сами

У: прочитайте вслух

Д: (один уч-ся читает)

У: Когда для определения спряжения глагол надо поставить в неопред. форму?

У: На что указывает суффикс –И-?

У: какие глаголы относятся к 1-му спряжению?

-= Составление алгоритма:

У: найдите упр 233, подумайте какие слова необходимо вставить

Д: (работа по таблице)

Пишу: ут, ют, ит, ет и т.д.

Ставлю глагол в неопределенную форму

Смотрю какой суффикс перед ть

Если –и- глагол 2 спр, пишу гласную в окончании и

Если не –и- глагол 1-го спр, пишу –е-

У: давайте сравним наш алгоритм и алгоритм на стр 174.

Д: открывают, сравнивают

У: правильно мы составили?

Д: да

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

У: найдите упражнение 235 и прочитайте к нему задание

Д: читают

Учитель просит одного уч-ся прочитать вслух задание

Д: читает

Вместе с детьми учитель разбирает упр и выполняют его

VI. ИТОГ УРОКА

У: Как определить окончание у глаголов с безударными окончаниями

Д:

У: какой суффикс указывает на первое спряжение?

Д:

У: а на второе спряжение?

Д: