План-конспект урока в 10-м классе "Основы военной службы"

Разделы: ОБЖ


Занятие: Назначение, устройство и боевые свойства ручных осколочных кумулятивных гранат.

Цели:

  • изучить предназначение боевых свойств ручных осколочных кумулятивных гранат; общее устройство гранат;
  • довести до учащихся меры безопасности при обращении с гранатами;
  • развивать умения и навыки обращения с боевыми гранатами;

Учебные вопросы:

  • Назначение, устройство и боевые свойства кумулятивной гранаты РКГ-3.
  • Назначение, устройство и боевые свойства ручных осколочных гранат.
  • Меры безопасности при обращении с ручными гранатами;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Метод: рассказ, показ с объяснениями, тренировка.

Руководство и пособие: “Начальная военная подготовка” – пособие для военных руководителей; “Учебник сержанта мотострелковых войск”.

Материальное обеспечение: учебные, ручные гранаты Ф-1., РГД-5. Слайды “ручные кумулятивные гранаты РКГ-3”, “Ручные осколочные гранаты РГО и РГН”, “Ручные осколочные гранаты РГД и Ф-1”

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие, наличие присутствующих.)

2. Объяснение нового материала + первичное закрепление изученного

2.1. Назначение устройство и боевые свойства ручных гранат.

Учитель: Какие гранаты вы знаете?

Беседа. Историческая справка о гранатах.

Впервые в мире ручные гранаты появились на Руси в 14 веке. Они составляли неотъемлемые вооружение русского воина и успешно применялись при защите Москвы от татарского хана. Эти гранаты начинялись черным порохом и применялись воинами при защите оборонительных рубежей. 1851-1855г оборона Севастополя. Русский учёный Зинин Н.Н. первым в мире предложил начинять гранаты не порохом, а нитроглицерином /органическое соединение, маслянистая жидкость получаемая действием смеси азотной и серной кислот на глицерин/.

В 1884 на вооружении русской армии поступили гранаты ударного действия, воспламеняющиеся капсюлем.

В 1910г. русская армия получили оборонительную гранату дистанционного действия с временем горения 5 сек. В 1914г. конструктор Ф.В. Ковешников сконструировал для французской гранаты Ф-1 запал дистанционного действия с временем горения 3,5 сек.

В 1933г принята на вооружение граната Дьяконова /РГД-33/

В 1942г. создана и принята на вооружение граната РГ-42.

Сейчас на вооружении состоят гранаты РГД-5, Ф-1 и другие гранаты различного назначения.

2.2. Ручная кумулятивная граната РКГ-3 предназначена для поражения бронированных средств противника, а так же разрушения прочных преград и укрытий полевого типа.

(Демонстрация слайда о ТТХ РГД-3) (объяснение по слайду)

Тактико-техническая характеристика

характеристика  
масса снаряженной гранаты
дальность броска
Бронепробиваемость:
со стальной воронкой
с медной воронкой
1,070
15-20 м
170 мм РКГ-3 РКГ – 3М
220 мм РКГ – 3 ЕМ

Какие противотанковые средства борьбы имелись у наших воинов во второй мировой войне?

2.3. Предназначение, устройство и боевые свойства ручных осколочных грнат.

2.4. Гранаты РГО РТ.

(Демонстрация ТТХ на слайде). (объяснение по слайду)

2.5. Гранаты РГД-5, Ф-1 и запалы УЗРГ.

(Демонстрация ТТХ на слайде). (объяснение по слайду)

Предназначены для поражения живой силы противника в ближнем бою.

Тактико-техническая характеристика гранат

Характеристика Гранаты

Тип гранаты
Масса снаряженной гранаты (г)
Средняя дальность броска (м)
Время горения запала (сек)
Радиус разлета осколков (м)
Радиус убойного действия осколков (м)

РГД – 5
наступательная
310
40 – 50
3,2 – 4,2
25 – 40
до 25

Ф-1
оборонительная
600
35–45
3,2–4,2
более 200
до 200 м

2.6. Закрепление материала с помощью учебных гранат.

Для гранат РГД – 5, Ф-1, РГО, РГН применяется запал УЗРГМ. На разрезном демонстрационном макете показать устройство запала и объяснить принцип действия.

Практическая часть. Работа с гранатами. Раздать гранаты с запалами каждому ученику. Учащиеся действуют по моей команде.

Подготовка гранаты к бою. По команде “Гранаты к бою”

  1. Завернуть запал.
  2. Правильно взять гранату в руки (спусковой рычаг между большим и указательным пальцами).
  3. Выпрямить усики , выдернуть чеку.
  4. По команде “Огонь” бросить в цель, укрыться за преградой.

2.7. Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами.

Гранаты не игрушки, нельзя играть, бросать в костер. Не разбирать запал. Увидели на улице – не трогать, может быть ловушкой, на полигонах не подходить и не трогать неразорвавшиеся гранаты, мины, снаряды. Если увидели или нашли – сообщите или сдайте в органы внутренних дел. Не храните дома – обезопасите родных и близких от беды.

Закрепление материала с помощью карточек – заданий. (3мин)

Тактико-техническая характеристика гранат

Гранаты РГД-5 Ф-1 РКГ – 3М РКГ – 3 ЕМ
Тип гранаты
Характер боевого действия
Действия механизма гранаты
Время горения воспламененного запала (с).
Радиус убойного действия осколков (м).
Масса заряженной гранаты (г)
Средняя дальность броска
Бронепробиваемость (мм)
       

3. Заключительная часть

3.1. Подведение итогов урока.

Изученное на уроке необходимо правильно применять на практике. (во время службы в армии)

3.2. Домашнее задание. Учить по записи. Читать дополнительную литературу.