Урок литературы в 9-м классе "Русская классицистическая комедия. Денис Иванович Фонвизин – русский комедиограф"

Разделы: Литература


Оформление доски:

  • тема
  • эпиграф “…там в стары годы сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы…” (А.С.Пушкин)
  • Портрет Д.И.Фонвизина
  • сделана следующая запись:
    • Правило трех единств
    • Силлабо-тоническая система
    • Гражданская тематика и монархическая направленность
    • Русский классицизм
    • Одическая тональность
    • Психологизм
    • Гармоничность и строгость пропорций

При наличии мультимедийного комплекса часть оформления доски можно сделать в компьютерном варианте.

Слово учителя. Сегодня мы начинаем разговор о русской классицистической комедии и гениальном русском комедиографе Денисе Ивановиче Фонвизине. Его комедия “Недоросль” вошла в сокровищницу не только русской, но мировой литературы.

Сначала небольшая теоретическая разминка. Подчеркните на доске термины, которые, по-вашему, будут необходимы при изучении творчества Фонвизина. Итак, это правило трех единств, гражданская тематика и монархическая направленность, русский классицизм, гармоничность и строгость пропорций. Почему именно они? (ответы учащихся)

Вывод. Мы будем рассматривать произведение русского классицизма, обладающее гармоничностью и строгостью пропорций, в нем будет соблюдаться правило трех единств

Может ли в этом произведении присутствовать гражданская тематика и монархическая направленность? Да, ведь классицизм возник в эпоху Просвещения, когда философы, писатели обращались к просвещенному монарху, считали, что именно просвещенный монарх принесет в общество свет знаний. Следовательно, можно говорить о монархической направленности.

Какой из этих терминов позволяет нам говорить о жанре классицистического произведения, которое мы будем изучать? Конечно, правило трех единств – частное правило, используемое в драматургии. Итак, разговор наш о комедии.

Что такое комедия как жанр? Когда появилась комедия? Послушаем сообщение учащегося. (сообщение приготовлено одним из учащихся дома) При наличии мультимедийного комплекса учащийся готовит презентацию.

Давайте составим паспорт комедии (работа с доской)

Род – драма; Место рождения – Древняя Греция; Родители – карнавальные песнопения; Особые приметы – в основе лежит комическая ситуация, создаваемая за счет несоответствий

Какие комедии и каких писателей-комедиографов вы знаете? (Учащиеся перечисляют известные им комедии Шекспира, Мольера, возможно, авторов 19-го века и современных авторов)

Имя Д.И.Фонвизина не менее известно, чем перечисленные вами имена. Давайте задумаемся над словами А,С.Пушкина о Фонвизине. (Работа с эпиграфом) Что он хотел сказать? “Властелин” - мастер, сатира – вид комического, беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки, т.е. произведения Фонвизина, были сатирическими, обличающими. Характерно ли это для русского классицизма? Да, особенно для русской классицистической литературы второго периода. Вспомним, что в первый период творческие усилия писателей были направлены на решение общенациональных задач, вставших перед государством – развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка, а во второй период (третья треть 18-го века), когда творили Фонвизин, Державин, Княжнин, гражданские мотивы приобретают социальную окраску, ставятся проблемы социальной и политической жизни страны, в том числе проблемы крепостного права и проблема власти.

Почему Пушкин называет Фонвизина “смелым властелином” сатиры? Смело мог писать только честный человек, решительный, не боящийся власти.

Итак, Д.И.Фонвизин – известный русский комедиограф второй половины 18-го века, мастер едкой сатиры на социальные пороки общества. Он отличался смелостью и прямотой суждений, которые высказал в комедиях “Недоросль” и “Бригадир”.

Домашнее задание.

  • Выписать из словаря литературоведческих терминов определение психологизма. Может ли быть психологизм в комедиях классицизма?
  • Проанализируйте афишу комедии “Недоросль”. Какой прием использует Фонвизин, давая имена действующим лицам? Можно ли по афише определить, положительный герой или отрицательный?