Урок – общественный смотр знаний в 8-м классе

Разделы: Химия


Цель:

  • Обобщить, углубить знания по теме.
  • Совершенствовать практические навыки, умения решать экспериментальные задачи.
  • Развивать интерес к предмету.

Оборудование: Пробирки, гидроксид натрия, хлорид натрия, соляная кислота, фенолфталеин, метилоранжевый, предметный столик, металлический натрий, химический стакан с водой, воронка, серная кислота, хлорид бария, проектор.

Ход урока

 Презентация.

Слайд 1

Учитель: Сегодня обобщающий урок по теме "Основные классы веществ неорганической химии". Мы совершим путешествие в королевство Ее Величества "Реакции". Это будет непростая прогулка. В дороге нас ждут испытания, преодолеть которые можно, применив знания, полученные на уроках химии.

Цель путешествия - обобщить и проконтролировать знания по теме, а также практические умения по распознаванию веществ. В дорогу, друзья!

Слайд 2

Наш путь лежит через заколдованный химический лабиринт. Чтобы дойти до финиша начните путь по лабиринту с верхней левой клетки. Если суждение вписанное в клетку верно, то продолжите путь по стрелке см. обозначением "да", если ошибочное, то по стрелке "нет".

Полученное задание ученики выполняют в парах. По сигналу учителя игра прекращается, работы берутся на проверку. Один из учеников на экране красным флажками отмечает путь движения. За верно выполненное задание ученики получают "химоны", красные - тем, кто справился с заданием, синие - тем, кто верно двигался, но не успел достичь финиша, желтые - тем, кто допустил ошибки.

Учитель: Молодцы, ребята! С заданием справились, но кое-кто сбился с пути. Поможем им выбраться из лабиринта.

Слайд 3

Полюбуйтесь "волшебным цветком". Этот цветок поможет продолжить путешествие в полном составе. На его лепестках изображены формулы неорганических веществ. Выпишите формулы: а) оксидов, б) кислот, в) оснований, г) солей и дайте им названия.

Ученики, не справившиеся с первым заданием, выходят к доске выписывать формулы.

Слайд 4

Учитель:

Опять мы все вместе:
И снова спорим мы с судьбой
Уж мы такие люди,
И снова мы готовы в бой,
Хотя он трудным будет.

Нас ждет еще одно испытание, чтобы открылась дверь в королевство "Реакции" вы должны разгадать загадки:

Слайд 5

Смущает меня щелочная среда, краснею:
Но, если вокруг кислота
И если в воде растворен я один,
Не видно меня. Я -:(фенолфталеин)

Слайд 6

Как на прогулке от мороза,
От кислого я стану розов.

Слайд 7

Но вид мой в щелочи смешон:
Я сразу желтый, как лимон (метилоранжевый)

Слайд 8

За правильные ответы учитель раздает "химоны".

Загадка-эксперимент.

Слайд 9

Распознавать в каком стакане, какое вещество, если известно, что в одном из них- гидроксид натрия, в другом- вода, в третьем- соляная кислота.

Слайд 10.

Учитель: Все трудности позади. Путь в королевство "Реакции" открыт.

Учитель брызгает распылителем на лист ватмана, прикрепленный к доске, и на нем проступает надпись - РЕАКЦИЯ.

Учитель: Я покажу вам серию химических реакций. Ваша задача - составить цепочку превращений.

Эксперимент

  1. Подкрасить воду фенолфталеином.
  2. Опустить кусочек натрия в воду.
  3. Прилить серной кислоты.
  4. Добавить хлорид бария до выпадения осадка.

Ученик записывает цепочку превращений на доске, учащиеся проверяют правильность составления цепочки по экрану:

Слайд 11

Na -> NaOH -> Na2SO4 -> BaSO4

2Na + 2H2O= 2NaOH + H2O

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

Na2SO4 + BaCl2= BaSO4 + 2NaCl

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Объявляется конкурс- химическая пантомима. Приглашаются 2 ученика, которым выдаются карточки с заданием:

  • Что произойдет, если неправильно обращаться со спиртовкой?
  • Что произойдет, если неверно определять запах резко пахнущих веществ?

Слайд 12

Учитель с учениками выясняет правила техники безопасности и подводит итоги урока. Объявляет оценки в зависимости от количества полученных "химонов"

Домашнее задание:

 Слайд 13

Разгадать предложенный кроссворд, составить свой по образцу.

Слайд 14

Учитель:

Предметов всех не перечесть
Но выбор наш не труден,
Мы славим химию, что есть
Но трижды ту, что будет!