Программа краеведческого кружка "Память"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Программа кружка «Память» туристско-краеведческой направленности разработана на основе авторской программы «Мой край в истории страны» Киселевой Еленой Васильевной, учителя Трудовской школы, Воронежской области, победителя областного конкурса «Учитель года – 2003».

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого музея.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создан музей

Целью образовательной программы кружка «Память» является воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села Алакуртти средствами музейной педагогики.

Задачи:

1. Образовательные:

  • овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.

2. Развивающие:

  • развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;
  • овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работ.

3. Воспитательные:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся в школьном историко-краеведческом музее.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Возможно осуществление обратной связи, когда экспонаты и документальный материал, собранные кружковцами, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе.

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 10-17 лет.

Сроки реализации программы – 1 год (144 часа).

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение школьного историко-краеведческого музея:

  • экспозиций – 10;
  • экспонатов основного фонда – 43, вспомогательного – 101;
  • стеллажи – 7;
  • стенды – 5;
  • экспозиционные ящики (застеклённые) – 3;
  • ПК в комплекте;
  • принтер;
  • сканер.

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».

Режим занятий.

Продолжительность занятий Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
2 часа 2 раза 4 часа 144 часа

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своего края, села Алакуртти, своей школы.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими источниками;
  • проводить экскурсии, радиобеседы, тематические классные часы;
  • оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных краеведческих викторинах, конкурсах, конференция: «Кандалакша через века и годы», «Юность Севера», «Северное сияние», «Берег России», «Храмы России» и др.

Учебно-тематический план.

Раздел      
теория практика всего
I. Введение. 1 1 2
II. Музей и история родного края. 5 10 15
III. Документоведение. 4 15 19
IV. Введение в поисково-исследовательскую. 9 21 30
V. Этнография родного края. 3 9 12
VI. Методика подготовки и проведения экскурсий. 3 13 16
VII. Кандалакшский край в истории страны. 8 8 16
VIII. История нашего села. 9 16 25
IX. Документоведение. 2 5 7
X. Итоговое занятие. 2 2
Всего 44 100 144

Содержание программы.

Тема «Музей и история родного края» – 15 часов.

Теория: знакомство с историей основания и легендами села Алакуртти, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати.

Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «На Кандалакшском направлении», «История школы»; обновляют стенды школьного музея.

Тема «Документоведение» – 26 часов.

Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.

Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея.

Тема «Введение в поисково-исследовательскую деятельность» – 30 часов.

Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.

Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.

Тема «Этнография родного края» – 12 часов.

Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией.

Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы.

Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 16 часов.

Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.

Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.

Тема «Кандалакшский край в истории страны» – 16 часов.

Теория: изучения история родного края.

Практика: творческий отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки.

Тема «История нашего села» – 25 часов.

Теория: изучение истории села Алакуртти, основных вех его развития.

Практика: составление схем по истории села, библиографических указателей статей о селе Алакуртти, оформление папок, походы по местам боевой славы.

Методическое обеспечение программы.

Используемые технологии:

  • технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
  • технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
  • технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села Алакуртти, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Кандалакшского района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

Библиографический список.

Программное обеспечение:

  1. Киселева Е. В. Авторская программа работы краеведческого кружка.
  2. Программа деятельности музея муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3села Алакуртти».

Литература для учителя:

  1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
  2. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
  3. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
  4. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
  5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
  6. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
  7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.

Литература для обучающихся:

  • Киселев А.А. Война в Заполярье: Учебное пособие для старших классов школ, лицеев, гимназий /А.А.Киселев – Мурманск: изд-во ОНМЦСО,1995 – 224с.
  • Книга Памяти т.3 Город Кандалакша. Терский район: информационно-справочное издание /С.Н.Дащинский.– Мурманск: книжное изд-во,1995.
  • Книга Памяти т.6 Советско-финляндская война 1939 – 1940гг Великая Отечественная война 1941-1945гг. Дополнительный список: война в Чеченской Республике, Дагестане и Таджикистане: информационно – справочное издание / С.Н.Дащинский.– Мурманск: НИЦ «ПАЗОРИ», 2000.
  • Колокола нашей памяти: Документально- исторический сборник о боевых действиях на Кандалакшском направлении в период советско-финляндской и Великой Отечественной войн./ Сост. Л.П.Пюнненен - Кандалакша, 1999.
  • Не просто имя – биография страны: Кн. 3. /Сост.М.Г.Орешета – Мурманск: Кн. изд-во,1990. – 368с., ил.
  • Орешета М.Г. Тропой партизанской памяти: Книга о партизанах, воевавших в годы Великой Отечественной войны на территории Мурманской области./ М.Г.Орешета. – Мурманск, Север,2008. – 304с. – (Международный общественный фонд «Российский фонд мира» Мурманское областное отделение. Региональная целевая программа Мурманской области «Память Народная»).
  • Смирнов А. Партизаны Заполярья./ А. Смирнов – Мурманск: Кн. изд-во,1989. – 192с.
  • Солдаты Победы: памятная книга об участниках Великой Отечественной войны, проживающих в Мурманской области в год 60-летия Победы. В 2-х т. Т.2. –Участники войны – жители городов и поселков Мурманской области (без Мурманска): Справочное издание.- Мурманск: Международный общественный фонд «Российский фонд мира» Мурманское областное отделение.,2007. – 552с.
  • Этих дней не смолкнет слава: Пособие для учащихся младшего и среднего возраста школ Мурманской области/В.В. Дранишников, Л.В. Журин, В.А.Смирнов и др. – Мурманск,1995. -176с., ил.
  • Журнал «Мы» №8,2005г.: к 60 –летию Победы (журнал выпущен учащимися школы).

Информационные ресурсы:

  1. Video – «Великая Отечественная война на территории Мурманской области».
  2. Video – патриотическая работа в школе (для музея).
  3. Video – 2000-2001 учебный год – часть 1 – экскурсии к местам захоронения.