Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Разнообразие животных"

Разделы: Начальная школа


Цель: Ознакомление с новой классификацией животных и их групповыми признаками.

Задачи:

  1. Расширять кругозор учащихся.
  2. Прививать интерес к предмету.
  3. Развивать речь учащихся.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point «Виды животных» Приложение 1; ЭУП по теме; кроссворды по темам: «Птицы», «Звери», «Насекомые», «Рыбы» Приложение 2; дополнительный материал о морских звёздах (рассказывают заранее подготовленные дети) Приложение 3; яркие красочные иллюстрации с бабочками -красная бабочка, синяя и зелёная , а также личики весёлых красных человечков, синих –грустных, зелёных –недовольных человечков (для рефлексии) Приложение 4.

 Ход урока.

1. Орг.момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.

-Ребята скажите мне, что такое природа? (всё что окружает нас и не сделано руками человека)

-На какие 2 группы можно разделить всю природу? (живая и неживая)

-Вспомните, что относится к живой природе? (Растения, животные, грибы, бактерии)

-Живая природа -это живые организмы.

-Назовите мне признаки живых существ. (Дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают)

-Все ли эти признаки относятся к животным? Объясните на примере любого животного. (Собака дышит, питается,…)

-А каких животных вы ещё знаете? (Ответы детей)

-Ребята, вы назвали далеко не всех животных, их существует несколько групп. Вы хотите о них узнать?

-Давайте определим тему нашего урока. Как она будет звучать? (Группы животных. Виды животных. Разнообразие животных)

-Так вот, сегодня мы с вами от царства растений переходим к царству животных.

-Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим полную классификацию животных, познакомимся с их группами, и узнаем, по каким признакам они разделены в эти группы.

3. Работа по новой теме.

1)-Наука, которая занимается изучением животных, называется зоология.

-Учёные-зоологи делят царство животных на группы.

-Сейчас мы с вами выполним задания по группам. Выполнив его, вы сами назовёте несколько групп животных.

(Дети делятся на 4 группы.)

-Каждой группе будет дан кроссворд.

-Внимание, задание: вы отгадываете загадки и в соответствующие клеточки вписываете названия животных.

-Подумайте, к какой группе будут относиться отгаданные вами животные. (Приложение 2)

(Работа детей)

-Работу закончили. А теперь назовите мне от каждой группы животных и группу, к которой их можно отнести.

(Дети называют отгадки и группу животных)

-А по каким признакам эти животные разделены на группы?

Птицы – тело покрыто перьями.
Звери – тело покрыто шерстью.
Насекомые – 6 ног или 3 пары лап.
Рыбы – тело покрыто чешуёй, есть плавники и жабры.

2)- Скажите, к какой группе можно отнести крокодила?

(Ответы детей.)

-К этой группе относятся и другие животные, например ящерицы, змеи, черепахи. Догадались? Правильно, это пресмыкающиеся, а ещё их называют рептилиями.(Приложение 1, слайд 1)

-По какому признаку эти животные объединены в одну группу? (Тело покрыто чешуйками, а у некоторых и панцирем)

-Послушайте загадку.

Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдёте вы.

-Кто это? (Червяк)

-А какое ещё животное, похожее на червяка, вы знаете? Ими лечатся.

-Правильно, это пиявка, а группа называется черви. (Приложение 1, слайд 2)

-Послушайте ещё одну загадку.

Ты со мною незнаком,
Я живу на дне морском,
Голова и 8 ног,
Вот и весь я…(осьминог)

-Конечно- же это осьминог.

-Может быть вы мне сами назовёте животных, относящихся к этой группе(Ответы детей: кальмары, улитки, двустворчатые моллюски).

-Это группа…(моллюски) (Приложение 1, слайд 3)

-По какому признаку этих животных объединили в одну группу?(Тело мягкое, обычно защищено раковиной)

4. Физминутка

Проводится физминутка про лягушек.

5. Продолжение работы по теме.

-Мы с вами не зря провели физминутку про лягушек. Это ещё одна группа из всей классификации животных.

- Где обитают лягушки, жабы? (В воде и на суше)

-Правильно, поэтому их так и называют земноводные. (Приложение 1, слайд 4)

-У них нежная, голая кожа.

-А вот ещё одна загадка.

В уголке живёт, пряжу прядёт,
Тоньше этой пряжи- не найти в продаже.

-Посмотрите на животных, относящихся к этой группе .

-Это группа паукообразных. (Приложение 1, слайд 5)

-Какая особенность у животных этой группы? (У них 8 ног или 4 пары лап)

-(Приложение 1, слайд 6 появляется морская звезда, Приложение 1, слайд 7 появляется морской огурец)

(У доски двое учащихся рассказывают материал 1) о морских звёздах 2) о морском огурце Приложение 3)

(Во время рассказа детьми, прощёлкиваются все элементы слайда 6; во время второго рассказа о морском огурце, прощёлкиваются все элементы слайда 7)

-Вы сейчас прослушали интересные, занимательные рассказы ваших одноклассников. Одновременно смотрели изображения животных.

-Обратили ли вы внимание на то, какая общая особенность их объединяет? (У них есть иголки)

-Правильно, поэтому их называют иглокожими. Приложение 1, слайд 8

-У нас осталась последняя неопределённая нами группа животных.

-Читаю загадку:

Он в речном песке живёт,
Ходит задом наперёд,
Носит клещи, вот чудак,
За собою всюду …(рак)

- Приложение 1, слайд 9 Посмотрите на животных этой группы (рак, креветка, краб) и скажите, что у них общего?(У них есть клещи)

-Их относят к ракообразным.

6. Закрепление изученного материала.

1) -Кто из вас какие группы животных запомнил?(Дети перечисляют: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные (амфибии), пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие)).

-Учёные-зоологи делят животных вот по этой классификации Приложение 1, слайд 10 классификация животных.

-Вы про них прочитаете дома в учебниках, а сейчас поработаем в рабочих тетрадях.

2) Работа в рабочей тетради № 1 стр.40-41, задание 1.

(По цепочке в это же время дети работают за компьютером на ЭУМ по соответствующей теме).

Выборочное оценивание выполненных заданий как в тетради, так и за компьютером.

7. Итог урока. Домашнее задание.

Читать в учебнике на стр.89-94, выполнить задание в рабочей тетради на стр.41 задание 2.

8. Рефлексия.

-Ребята, к нам в гости прилетели бабочки. Они приглашают вас к себе в гости.

Красная бабочка зовёт к себе тех, кому на уроке было интересно, всё понятно, урок вам запомнился. Изобразите себя красными весёлыми человечками.

Синяя бабочка зовёт к себе в гости тех детей, кому урок понравился, но было что-то непонятно. Вы усвоили не весь данный материал. Изобразите себя синими, немного грустными человечками.

Зелёная бабочка приглашает в гости недовольных ребят, кому совсем ничего на уроке было непонятно, скучно и неинтересно. Изобразите себя зелёными недовольными человечками.

(Дети выходят к доске и прикрепляют человечков к соответствующей их настроению бабочке).