Внеклассное занятие "Вы сказали: Здравствуйте!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Внеклассное занятие по обогащению активного словаря учащихся начальных классов формулами речевого этикета в различных ситуациях общения.

Цель: Обеспечить усвоение этикетных выражений в ситуации приветствия; сформировать умение пользоваться ими в жизни.

Оборудование: Рисунок с изображением Кота Леопольда, глобус, «цветик-семицветик», шляпы.

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

  • Здравствуйте, глубокоуважаемые ученики!
  • А почему вы смеётесь? Вам не нравится, как я вас приветствую? Ну, тогда попробуем так: «Здоров ли ваш скот?» или «Guten Tag!» или «Здоровеньки булы!»
  • Всё, что я произнесла – приветствия.

Как видите, здороваться можно по-разному, но при этом надо знать, где, кого и как приветствовать.

  • Сегодня мы с вами поговорим о том, как надо правильно приветствовать друг друга; вспомним различные приветствия, которые мы употребляем каждый день; узнаем, как приветствуют друг друга люди в разных странах.
  • Сегодня к нам в гости пришёл Кот Леопольд. Как вы думаете, Леопольд – вежливый кот? (на доску вывешивается изображение Кота Леопольда)

2. Сведения из истории речевого этикета.

А) – Приветствия бывают разные.

«Ели вы сегодня?», «Здоров ли ваш скот?» - именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд кажется немного смешно, но если подумать чуть-чуть, то легко можно доказать, что «Здоров ли ваш скот?» синоним слова «здравствуйте».

– Как вы думаете, почему?

В самом деле, что составляло основу жизни монгола-кочевника в старые времена? Его стадо. Здоровы животные - хватает еды – всё благополучно в семье. Пал скот от болезни или голода – и у людей голод, смерть. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормильцам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

– А вы знаете другие приветствия, кроме «здравствуйте»?

(привет, салют, чао, салам алейкум, хау ду ю ду и т.д.)

– Словами «Я вас (тебя) вижу» обмениваются при встрече зулусы (учитель сопровождает свой рассказ показом на глобусе). А вот племя других жителей Африки изобрело приветствия на все случаи жизни:

Акуше-работающему
Акуаре-уставшему
Акурин-путешественнику
Аквалейо-чужестранцу.

У них даже есть особые приветствия для сидящего, стоящего, лежачего, счастливого, несчастного и т.д. Представляете, каково приходится маленьким африканцам, пока они всё это заучат. И ведь нельзя перепутать, это издавна считается невоспитанностью.

О таких путаниках на Руси, например, даже присказка ходила (вывешивается на доске): «Где пень – тут челом, где люди – тут мимо, а где собаки дерутся – тут: «бог помочь!»

– Как вы это понимаете?

……………………………

Б) Демонстрация приветствий заранее подготовленными учащимися.

Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, ещё разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом (били челом), третьи подносили руку ко лбу и к сердцу. Лапландцы, индейцы трутся носами. Эскимосы треплют друг друга по щекам. Японец, завидев знакомого, считает своим долгом, прежде всего, замереть на месте, даже если дело происходит на улице. Затем он как ба переламывается в пояснице и, застыв ещё на несколько секунд в таком положении, осторожно поднимает вверх глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом.

В) Работа в парах.

– Представьте на минутку, что вы живетё на Тибете (показ на глобусе). Поприветствуйте друг друга так: одной рукой придерживайте шляпу, а левую приставляйте к уху, будто прислушиваясь. А, желая оказать особые знаки уважения, тибетцы ещё и высовывают язык.

– А теперь мальчики побудут офицерами королевской гвардии, а девочки – великосветскими дамами.

Офицеры звонко щёлкали каблуками и роняли, словно подрубленную, голову на грудь. Дамы приседали в глубоком реверансе.

– А какие вы знаете жесты, которые могут применяться в ситуации приветствия?

(рукопожатия, помахивания издалека, обнимание, целование, военные – отдают честь…).

3. Приветствия в различных ситуациях.

– В течение дня мы слышим много разных приветствий. А как вы здороваетесь:

А) утром с родителями
Б) по дороге в школу с друзьями
В) в школе с учителями?

2 учащихся читают стихотворение «Добрые слова» (О. Дриз)

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой идущих к чаю.

2 учащихся читают стихотворение А. Яшина

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром!»,
«Добрый вечер!»,
«Доброй ночи» говорим.

Даже стае журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим:
«В счастливый час!»

– Мы говорили сегодня, что по-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И всё-таки общее тут есть.

– Что же здесь общее?

………………………………..

Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание:

«Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое обыкновенное «здравствуйте!»

– Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение:

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы,
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуй!», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

– Вот видите, вы поздоровались и «на капельку радостней сделалась жизнь».

Правда, многое тут зависит ещё и от того, как вы поздоровались.

Входит мальчик Филипп:

– С этими здоровканьями - одни неприятности.

Я уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «Здрасьте!» кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего же ты, Филипп, некультурный – просто ужас»

– Хотите посмотреть, как Филипп здоровается?

2 учащихся инсценируют такую ситуацию: Бежит Филипп по улице: руки в карманах, кепка на глаза надвинута, воротник поднят, ногой бьёт по консервной банке. Навстречу ему соседка. Он на бегу ей кричит «дрась!» и мчится дольше вперёд. А Соседка только руками развела и тяжело вздохнула «Учат их, учат, а толку мало».

– Как вы думаете, почему Филиппа называют некультурным, хотя он со всеми всегда здоровается?

………………………………..

4. Знакомство с новыми устойчивыми формулами речевого этикета.

– Леопольд очень доволен вашими знаниями.

Но он хочет, чтобы вы знали ещё больше различных приветствий и предлагает поиграть в игру «Цетик -- семицветик».

На лепестках написаны приветствия:

  • Добро пожаловать!
  • Какая приятная встреча!
  • Рад вас видеть!
  • Мы уже с вами виделись сегодня!
  • Как жизнь?
  • Как идут ваши дела?
  • Как Ваше здоровье?

Вызванный ученик подходит к доске, снимает один лепесток и объясняет, в какой ситуации используется это приветствие.

5. Решение коммуникативно–ситуативных задач.

– Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

– На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к вашему приветствию?

Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?

– Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли с ними здороваться? Как это сделать?

– Можно ли вместо «Здравствуй» говорить «привет»?

Посмотрите следующую сценку «В школе».

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя. Проходя мимо, Олег вежливо говорит: «Здравствуйте, Борис Сергеевич».

– Всё правильно сделал Олег?

………………………………..

6. Подведение итогов.

– Сегодня мы говорили о словах приветствия.

А сейчас Леопольд хочет проверить, как вы знаете другие волшебные слова.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого….(спасибо)

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит….(добрый день)

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы ………(спасибо)

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят ….(до свидания).

Надо знать как дважды два
Все волшебные слова.

Литература:

  1. Бушелёва В.В. Поговорим о воспитанности. Петрозаводск, «Карелия», 1991 г.
  2. Формановская Н.И. «Вы сказали: «Здравствуйте!»