Интегрированный урок математики и экологии "Дробные выражения"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательная: повторение и закрепление знаний учащихся по данной теме; проверка практических навыков и умений;
  • Развивающая: развитие внимания, мышления, самостоятельности, познавательной активности учащихся; повышение интереса к изучению математики, используя на уроки интерактивную доску;
  • Воспитывающая: воспитание коллективизма, экологическое воспитание.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! У нас не просто урок математики, а урок математика + экология (стр. 1). Мы вспомним, что такое красная книга и познакомимся с редкими животными, внесёнными в неё, повторяя ранее изученную тему.

- А что такое красная книга (стр. 2)?

По определению красная книга – это государственный реестр особо редких объектов животного и растительного мира, находящихся под угрозой исчезновения. Эти объекты подлежат особой охране. Эпиграфом к нашему уроку будут слова:

Ты, человек, люби природу,
Её по – доброму жалей…
И помни истину простую:
Нас много, а она одна….
В. Шефнер

- Сначала мы расшифруем тему урока, для этого посмотрите на доску и соберите нужное нам словосочетание (стр. 3).

- Итак, тема урока «Дробные выражения» (стр. 4). Дроби мы используем часто не только на уроках, но и в повседневной жизни. Когда же они появились? Кому обязаны они своим появлением? Ответит нам на этот вопрос….(выступает ученик с докладом).

Доклад «История дробей»

Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.

В Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя меры длины ЧИ:
цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки.

Дробь вида 2,135436 выглядела так:

2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок.

Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков попытался записать арабский математик Ал-Уклисиди в 10 веке в "Книге разделов об индийской арифметике».

Некоторые элементы десятичной дроби встречаются в трудах многих ученых Европы в 12 - 14 веках.

Полную теорию десятичных дробей дал узбекский ученый Джемшид Гиясэддин ал-Каши в книге " Ключ к арифметике", изданной в 1424 году, в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов. Но этот труд до европейских ученых своевременно не дошел!

В начале XV века города Самарканда была создана большая обсерватория.

Руководил ею Джемшид ибн-Масуд Аль-Коши, иногда его называли Гиясседдин Аль-Коши (дата рождения неизвестна).

В обсерватории работали лучшие умы того времени. В ней производились наблюдения за движением звезд , планет и Солнца , вычислялись дни праздников и т.д. В этой работе необходимы были десятичные дроби.

Примерно в это же время математики Европы также пытались найти удобную запись десятичной дроби. В книге "Математический канон" французского математика Ф. Виета (1540-1603) десятичная дробь записана так

2 135436 - дробная часть подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа.

Лишь в конце XVI века мысль записывать дробные числа десятичными знаками пришла некоему Симону Стевину из Фландрии. В своей книге "Десятая" (1585г.) он излагает теорию десятичных дробей и предлагает писать цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их. Например, число записывалось так:

0,3752 = 31725324

В своей книге "Десятая" он не только излагает теорию десятичных дробей, но и старается убедить людей пользоваться ими, говоря, что при их использовании "изживаются трудности, распри, ошибки, потери и прочие случайности, обычные спутники расчетов". Его и считают изобретателем десятичных дробей, так как он ввёл в Европе в употребление десятичные дроби, сделав важное открытие, независимо от Аль - Каши, о чем написал в своей книге «Десятая». Эта работа (всего 7 страниц) содержала объяснение записи и правил действий с десятичными дробями.

1571 г. – Иоган Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. До него существовали другие варианты: 3,7 писали как 3(0)7 или 3\ 7 или разными чернилами целую и дробную части.

1592 г. - в записи дробей впервые встречается запятая.

1617 г. - шотландский математик Джон Непер предложил отделять десятичные знаки т целого числа либо запятой, либо точкой.

1703 год - В России учение о десятичных дробях изложил Л.Ф.Магницкий в учебнике «Арифметика , сиречь наука числительная».

А сейчас благодаря трудам всех этих учёных мы оперируем с удобной записью дроби.

Закончить своё выступление хочу словами:

Мой юный мыслитель!
Я верю – ты сможешь
Любую на свете задачу решить,
Коль вычесть унынье,
Волю умножить,
Упорство прибавить,
Любовь разделить!

- Начнём нашу работу с устного счёта, вспомнив действия с десятичными дробями (стр. 5).

Продолжая нашу устную работу, давайте ответим на следующие вопросы:

  1. Какие дроби называются неправильными?
  2. Какие дроби называются правильными (стр. 6)?

- Кроме десятичных дробей, мы с какими ещё дробями знакомы? Следующий вид работы – математический диктант (стр. 7).

После проделанной работы, ответим на следующие вопросы:

  1. Какое основное свойство дроби вы знаете?
  2. Что значит сократить дробь?
  3. Как называется дробь, которую нельзя сократить?
  4. Как умножить обыкновенные дроби?
  5. Как разделить обыкновенные дроби?

- Молодцы, ребята!

- Очень часто мы не подозреваем, что знакомые нам животные и птицы являются редким и исчезающим видом. Давайте посмотрим какие же это виды?

Задание 1.

- Выполнив действия в тетради, вы расшифруете название птицы (стр. 8).

    

-Итак, это дрофа (стр.9). Что же это за птица?

- Дрофы – птицы крупных размеров. Самые крупные достигают 20 – 23 кг, самые мелкие – 1 – 2 кг. Это наземные птицы. Они могут быстро бегать и хорошо затаиваться от врагов. Дрофа не пьёт воду. Дрофы обитают в степях, саваннах, пустынях и полупустынях. Гнёзда у дроф располагаются на земле в виде небольшого углубления. В гнёзда откладывают от 2 до 5 пёстрых яиц. Сейчас в большинстве стран добыча этих птиц запрещена.

- На следующем этапе нашего урока, мы немножко отдохнём.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!

- Продолжаем разговор о редких птицах, занесённых в красную книгу (стр. 10)! И следующая птица, о которой мы поговорим будет – фламинго, которых называют птицей-метеорологом, т.к. они свои гнёзда строят из песка в форме усечённого конуса. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето. Если лето ожидается засушливым, то гнёзда строят низкими: от 7 см до 20 см, а если дождливым, то высота гнезда может достигнуть…Ответить на этот вопрос мы сможем, решим следующее задание:

 

- Ещё известная нам птица занесена в Красную книгу. Это журавль (стр. 11). Журавль - крупная птица ростом около 125 см, массой – 4 - 5 кг. Журавли высиживают обычно 2 крупных яйца зеленоватого цвета с коричневыми пятнами. Масса яиц – 150 - 200 гр. 500 лет назад серый журавль обитал почти по всей Европе и Северной части Азии. Сейчас во многих странах он исчез, и численность его снижается. Иногда он встречается в Эстонии, Польше, Белоруссии, Литве. Нам предлагается, решив предложенное задание, узнать размах крыльев журавля.

 

- А что у нас ассоциируется с аистом (стр. 12)? Белый аист очень популярен у населения нашей страны, с ним связано много поверий, большинство из которых является вымыслом. Это крупная птица на высоких ногах, с длинной шеей и длинным клювом. Цвет оперенья – белый, концы крыльев – чёрные. Во время весеннего перелёта аист преодолевает около 200 км в сутки. Белый аист тоже исчезает, а из некоторых мест постоянного поселения он уже исчез. Какова же масса аиста?

 

- Все эти прекрасные птицы являются редкими и исчезающими видами (стр. 13). А чья в этом вина? Подсчитано, что до появления на Земле человека 1 вид животного исчезал в среднем за 1000 лет. С 1850 г по 1950 г 1 вид исчезал за 10 лет (в 100 раз быстрее). А после 1950 г 1 вид исчезал за 1 год. Сегодня ежедневно исчезает один вид растений, животного или грибов.

- Я сорвала цветок, и он завял! Я поймала бабочку, и она умерла у меня на ладони. И я поняла, что прикоснуться к прекрасному можно только сердцем. Я надеюсь, что у вас никогда не поднимется рука на того, кто не может себя защитить (стр. 14).

- Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте подведём итог:

  • Какую тему мы рассмотрели на уроке?
  • О каких птицах мы узнали?
  • Почему мы говорим о них сегодня?
  • Что может сделать государство для защиты исчезающих птиц и животных?
  • Что можете сделать вы?

Приложение 1