Приключенческая литература

Разделы: Литература


Данный урок проводится в 5-м классе (образовательная система "Школа-2100", учебник Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой ), рассчитан на два часа.

Цели урока:

  • повторить, закрепить, систематизировать пройденный на уроках литературы материал;
  • развить у учащихся умение обобщать и анализировать полученные знания, делать выводы;
  • способствовать формированию у учащихся развитого воображения;
  • содействовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей школьников.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок с разнообразными видами занятий

Оборудование урока: мультимедиа-проектор, ИКТ, портреты писателей, экран, индивидуальные карточки для учащихся

 Эпиграф к уроку (запись на доске)

Приключения: Книги о приключениях стали самыми любимыми для читающих детей. Почему именно такие?

Ход урока

Учитель.

Давайте запишем в тетради тему сегодняшнего урока: "Приключенческая литература". Приключения: Что таит для вас это слово? Давайте поиграем в ассоциации.

В тетрадочках напишите слово ПРИКЛЮЧЕНИЯ.

Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Учитель.

  • Почему мы так любим книги о приключениях?

Предполагаемые ответы.

  • Потому что тянет к дальним странствиям
  • Потому что в них много мужества
  • Потому что мы узнаём, кто является героями приключенческих книг и какие увлекательные события в них описываются.

Презентация.

Учитель.

Такие авторы, как Д. Дефо, М. Твен, Р. Л. Стивенсон, умели так живо и ярко описать необычные приключения, что читатель навсегда запомнит Гека Финна, с дохлой кошкой в руках, или путешествия Робинзона, его способность выжить на необитаемом острове, или одноногого пирата Джона Сильвера по прозвищу Окорок из "Острова сокровищ". Книги о приключениях различные по содержанию, но настроение, которое возникает при их чтении, как правило, светлое и радостное. Например, приключения героев в Изумрудном городе или полеты Карлсона - веселые и забавные истории, которые, тем не менее, с особой мудростью подчеркивают те добрые чувства, на которых строятся настоящая дружба и уважение.

Диалог учитель - ученики:

Д'Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса придумал французский писатель ____(А.Дюма-отец).

Слайд. А.Дюма-отец "Три мушкетёра"

В 1844году выходит первая книга трилогии о мушкетёрах ____________("Три мушкетёра").

Чем привлекает нас его произведение?

Предполагаемые ответы.

Герои Дюма привлекают рыцарским благородством, отвагой, верностью в дружбе и любви.

Когда происходят события, описанные в романе?

Предполагаемый ответ.

В 17 веке

Главные герои произведения - кто они?

Предполагаемые ответы.

Д'Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса - они мушкетёры короля.

Учитель.

Писатель рассказывает не столько об исторических событиях 17 века, сколько о нравах того времени. Так что в основе всего повествования лежат судьбы и подвиги "людей чести" Атоса, Портоса и Арамиса и присоединившегося к ним Д'Артаньяна.

Во имя чего совершают свои подвиги мушкетёры?

Предполагаемый ответ.

Во имя Франции

Учитель.

Мушкетёры совершают свои подвиги во имя Франции, они патриоты (запись в тетрадь: патриот - тот, кто любит свою родину, предан своему народу), для них долг превыше личных интересов. Они верны идеалам и нетерпимы подлости, это определяет их поступки в каждой экстремальной ситуации.

Что для мушкетёров значит дружба?

Предполагаемые ответы.

Верность,

Преданность друг другу "один за все и все за одного"

Учитель.

А ещё это символ объединения ума, изобретательности и благородства, которые должны служить справедливости.

Слайд: "Плывущий корабль" (для привлечения внимания)

Учитель.

А вот писатель Жюль Верн был одним из первых фантастов. Он предсказал многие научные открытия, летал на воздушном шаре, написал знаменитого "Капитана Немо", командира Наутилуса.

Самым увлекательным его произведением был роман "Дети капитана Гранта", где кипят страсти и приключения, и смелые люди утверждают дух дружбы, который поистине непобедим.

Уже с первых страниц романа "Дети капитана Гранта" Ж.Верн привлекает читателя к аналитическому мышлению. Как он это делает?

Ответы учащихся

Тайна, содержащаяся в записках (на трёх языках), размытых водой, может раскрыться только в результате правильного их прочтения. Нужно сложить из отрывков целое, придать смысл тому, что почти невозможно разгадать. Вот, кажется, смысл обнаружен, - но ошибка при расшифровке заставляет героев совершить почти кругосветное путешествие в поисках капитана Гранта.

Учитель.

Какими предстают перед нами главные герои романа "Дети капитана Гранта"?

Предполагаемые ответы.

  • Смелыми
  • Отважными
  • Целеустремлёнными
  • Спешащими на помощь друг другу
  • Честными
  • Любознательными

Слайд. Эдгар По "Золотой жук"

Учитель.

Э.По в своей повести "Золотой жук" рассказывает о детективном поиске клада.

Почему повесть называется "Золотой жук"?

Предполагаемые ответы.

Так как именно с находки золотого жука и начинается поиск клада.

Учитель.

Эдгару По интересен сам процесс разгадывания загадки, процесс познания и в этот процесс он вовлекает и читателя.

Как раскрывается тайна?

Ответы учащихся:

Учитель.

Можно ли это произведение отнести к жанру приключенческого рассказа?

Предполагаемые ответы.

"Золотой жук" - самый настоящий приключенческий рассказ. Все черты жанра налицо:

  • динамика развития событий,
  • тайна,
  • шифр,
  • поиски клада,
  • клад.

Слайд. Р.Л.Стивенсон

Учитель.

"Я поднялся, и меня сейчас же с ног до головы обдало волной. Но теперь это меня не устрашило. Я сел и, собрав все силы, осторожно принялся грести. Я пустился вдогонку за не управляемой никем "Испаньолой". Один раз волны так швырнули меня, что сердце у меня трепыхнулось, как птица. Я остановился и стал вычерпывать воду...".

Из какого произведения эти строки?

Предполагаемые ответы.

"Остров сокровищ"

Учитель.

Роберт Льюис Стивенсон родился в 1850 году в главном городе Шотландии - Эдинбурге. Он был единственным ребенком в семье. Роберт Льюис Стивенсон был по образованию юристом, всю жизнь страдал неизлечимой болезнью бронхов и часто был прикован к постели. Отец его, Томас Стивенсон, морской инженер, любил истории о путешествиях, дальних странах и пиратах. Может быть, профессиональные занятия - строительство маяков - настраивали его на такой лад. Сидя у постели больного сына, отец рассказывал об отважных морских разбойниках, отчаянных плаваниях, зарытых кладах.

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ"

Учитель.

Это произошло летом 1881 года. Развлекая пасынка (запись в тетрадь: пасынок - неродной сын одного из супругов, приходящийся родным другому), приехавшего домой на каникулы, Стивенсон нарисовал карту острова и раскрасил ее красками. Карта вышла просто замечательная! На ней были обозначены Холм Подзорной трубы, остров Скелета, нарисованы заливы и бухты. Стивенсон вообще очень любил карты, "за их содержательность и за то, что их не скучно читать". И посмотрев на нарисованный остров он вдруг увидел: голубое небо, корабль под белыми парусами, темно-зеленые леса и сокровища!

"Это должна быть книга для мальчиков", - объявил писатель своим домашним. После этого старый мистер Томас Стивенсон, отец писателя, потратил целый день, составляя опись предметов, хранившихся в сундуке у Билли Бонса. И в этой описи Роберт Льюис ничего не изменил. Старый морской инженер подсказал и бочку с яблоками. Ту самую бочку, которая потом очень пригодилась, - ведь именно сидя в ней, Джим Хокинс узнал о коварных планах пиратов.

Книга вышла в 1883 году и с тех пор ею зачитывается не одно поколение читателей.

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ". Джим Хокинс.

Учитель.

А ведь Джим жил в деревушке где-то в самой глуши, был в трактире чем-то вроде мальчика на побегушках. Был даже немного трусоват поначалу. Самый простой, обыкновенный мальчик. И вдруг на его долю выпадают такие - пусть страшные и опасные - но такие головокружительные приключения, в бешеном темпе сменяющие друг друга. Жутко стучит палка слепого Пью по обледенелой дороге... Джим сидит в бочке с яблоками и слышит страшное имя капитана Флинта... Хриплый крик попугая "Пиастры, пиастры, пиастры!"... Пираты признают выжженный солнцем скелет: "Э, да это Аллардайс, разрази меня гром!"

И вот на наших глазах Джим меняется.

Каким он становится?

Предполагаемые ответы.

Он становится ловким, смелым и находчивым, и даже - пусть на час - капитаном "Испаньолы".

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ". Другие герои повести.

Учитель.

Навсегда останутся в памяти читателей и другие герои книги.

Каких героев повести вы помните? Кратко охарактеризуйте их. (Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях).

Предполагаемые ответы.

Добрый, но недалекий и болтливый сквайр; капитан Смоллет с железным чувством долга; доктор Ливси, умный и отважный, оказывающий медицинскую помощь даже своим смертельным врагам; и, конечно же, одноногий пират Джон Сильвер! Именно он, вместе с Джимом - главные герои книги. "Корабельный повар" - так, по мысли Стивенсона, она должна была сначала называться.

Слайд. А.Н.Рыбаков.

Учитель.

РЫБАКОВ Анатолий Наумович (1911 - 1998), русский писатель. Опубликованная в 1948 году повесть "Кортик" была написана 37-летним демобилизованным офицером, участником Великой Отечественной войны. Это была первая книга А. Рыбакова, жизненный опыт которого включал в себя и войну, и предшествующие ей годы скитаний по России, и учебу в Институте инженеров транспорта (по образованию писатель-инженер-автомобилист).

Книга построена по всем правилам приключенческого жанра.

Ребята, докажите, пожалуйста, что эта повесть построена по всем правилам приключенческого жанра.

Предполагаемые ответы.

В центре сюжета - загадка, которую должен разгадать, распутать герой книги Миша Поляков со своими верными друзьями Генкой и Славкой. Загадка эта воплощается в старинном кортике, оказавшемся при странных обстоятельствах у комиссара Полевого во время гибели линкора "Императрица Мария". Затем комиссар подарил кортик Мише. Внутри рукоятки кортика - шифр, ключ к которому находится в ножнах этого таинственного оружия, а ножнами овладел белый офицер, предполагаемый виновник гибели линкора, главарь банды Никитский.

И, как и положено в приключенческой книге, пути обладателя кортика и обладателя ножен чудесным образом скрещиваются: слежка, смутные догадки - одно таинственное событие влечет за собой другое.

Учитель.

Какие они - главные герои повести?

Предполагаемые ответы.

  • решительный Миша Поляков,
  • деликатный и все подвергающий сомнению Слава,
  • горячий и болтливый Генка;
  • то, что три друга узнали о существовании тайны кортика - случайность.
  • герои А. Рыбакова мужественны

Учитель.

А мужественность - это не только храбрость, это и чувство ответственности за происходящее, умение самому находить правильное разрешение нравственных задач, которыми полна жизнь каждого человека, большого и маленького.

и в то же время Миша, Генка и Слава - не скопище добродетелей, а обыкновенные мальчишки - они не прочь пошалить, увильнуть от неприятного и скучного дела. Но обратите внимание, как, рискуя жизнью, Миша бросается под ноги бандиту, чтобы спасти комиссара Полевого, или как терпеливо и деликатно отваживает он беспризорника Коровина от бездомной жизни. Это поступки истинно мужественные.

Заключение.

Учитель.

Сегодня мы обратились к жанру приключенческого произведения (романа, повести, рассказа). Вспомнили таких писателей, как А.Дюма-отец, Жюль Верн, Эдгар По, Роберт Льюис Стивенсон, Анатолий Наумович Рыбаков, которые написали такие интересные произведения, сами были интересными людьми и прожили яркую жизнь.

Каковы основные черты произведений приключенческой литературы?

Ответы учащихся:Обобщение сказанного.

Вывод (запись в тетрадь)

Основные черты произведений приключенческой литературы, их отличительные особенности:

В основе - приключение, динамичное событие, участниками которого волей случая становятся герои произведения. В приключенческом произведении одно приключение сменяется другим, что делает произведение остросюжетным.

Случай играет большую роль и в разгадках тайн, шифров и т.п.

Характерны описания исторических событий, географических открытий (то и другое как фон для развития действия), кораблекрушений, поединков, столкновений с пиратами и другими разбойниками, наводнений, землетрясений и т.д., то есть того, что мы называем экстремальными ситуациями.

Разгадка шифра, поиск клада, любые другие полные тайны ситуации.

Часто действие происходит в море или на острове.

Герои - обычно смелые, мужественные, добрые, благородные люди. Они отличаются верностью и преданность, готовы прийти на помощь попавшему в беду.

Учитель.

Чему нас учит приключенческая литература?

Ответы учащихся:

Слайд. "Приключенческая литература учит нас"

(Запись в тетрадь)

Приключенческая литература учит нас

  • дружить и любить,
  • быть стойкими и храбрыми,
  • не бояться трудностей;
  • прививает любовь к путешествиям,
  • воспитывает тягу к знаниям, к наукам.

Домашнее задание. Рабочая тетрадь к учебному комплексу "образовательная система "Школа-2100"" стр. 11-12.