Урок русского языка во 2-м классе "Орфограммы слабых позиций" (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • введение письма с пропусками гласных букв на месте орфограмм слабых позиций;
  • формирование орфографической зоркости

План урока:

  1. Уточнение выводов предыдущего урока.
  2. Слабые и сильные позиции звуков (игра “Королевство гласных звуков”).
  3. Обсуждение способов безошибочной записи слов с орфограммами слабых позиций.
  4. Запись слов с пропусками букв на месте орфограмм слабых позиций.
  5. Итоговая беседа.
  6. Объяснение домашнего задания.

Ход урока

Организационный момент.

1. Уточнение выводов предыдущего урока

Цель: Восстановить в памяти учащихся выводы предыдущего урока о слабых и сильных позициях гласных звуков, об основаниях для их разграничения, об обозначении буквами звуков в слабых позициях.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Беседа

– Что нового о гласных звуках вы узнали на предыдущем уроке?

– Какие же позиции гласных звуков вы обнаружили? Какие звуки встречаются в сильной позиции? Какие – в слабой позиции?

– Чем отличаются звуки в этих позициях?

– Давайте эти различия укажем на схеме

Вывод: Вы совершенно правы: в слабой позиции два или несколько звуков заменяются одним.

– Проверьте, все ли безударные звуки находятся в слабой позиции, т.е. все ли безударные гласные звуки заменяют несколько ударных.

– Внесем изменения в схему.

 

– На какой вопрос мы смогли ответить на прошлом уроке?

– В какой позиции, слабой или сильной, находится этот гласный звук?

– Вспомним, какими именно буквами обозначали звуки в слабых позициях?

 

 

 

 

– А если один и тот же звук на письме обозначается разными буквами, можно ли обозначать его буквой по слуху?

– А как называются такие места в буквенной записи, которые по слуху точно не напишешь?

– Нужно ли вам уметь определять позицию гласного звука, который вы обозначаете буквой?

– Тогда давайте потренируемся это делать.

 

– Звук [у] не заменяет несколько ударных звуков

– Что один и тот же звук может обозначаться разными буквами.

– В слабой.

– Нет, т.к. возможны варианты букв.

– Орфограммы.

– Да, ведь по слуху мы можем обозначать буквами только гласные звуки в сильной позиции.

2/ Слабые и сильные позиции звуков. Игра “Королевство гласных звуков”

Цель: В игровой форме повторить не только признаки позиций гласных звуков, но и основания для выделения сильных и слабых позиций звуков.

– Хотите оказаться в сказке?

– Прекрасно! Наша сказка называется “Королевство гласных звуков”.

– Запомните “волшебные” звуки, которые произнесете по моей команде: [э], [о].

Приготовьтесь. Закройте глаза, произнесите эти звуки и подумайте, почему именно эти звуки “волшебные”

(В это время вывожу двух девочек к доске и надеваю заранее приготовленные короны)

– Произнесите “волшебные” звуки, откройте глаза.

– Вы уже в королевстве гласных звуков. Здесь правят всеми гласными звуками королева и принцесса. Догадайтесь, где королева, где принцесса. Какими звуками правит каждая из них?

– Королева и принцесса собирают своих подданных на бал. И в том и в другом дворце идут приготовления. Теперь все зависит от гласных звуков: бал состоится, если гласные звуки правильно определят, чьими подданными они являются.

(Раздаю карточки со звуками [á], [ó], [ý], [ú], [ы], [ý] – под ударением, [а], [о], [э], [и], [ы], [у] – без ударения, желающим быть гласными звуками).

– Каждый гласный звук должен назвать себя и сказать , в чей дворец он отправляется и почему.

Задача остальных : проследить, чтобы во дворец не проникли “чужаки”. Предупредите об этом королеву или принцессу вставанием.

– Кто из звуков представится первым?

 

 

(Когда все звуки нашли своих правителей, кроме изгнанных “чужаков” [э], [о], обратим внимание на количество подданных королевы и принцессы / )

– Сколько звуков пришло во дворец королевы?

– А во дворец принцессы?

– Почему?

– Хотим.

 

 

 

 

[э], [ó].

– Королева – звуками в сильной позиции, принцесса – в слабой позиции.

 

 

 

 

 

 

 

– Я звук [á]. Пойду во дворец к королеве, т.к. я ударный звук.

– Я звук [э]. Отправлюсь во дворец принцессы, потому что я в слабой позиции.

(Принцесса может сама отказаться принять этот звук, т.к. без ударения в русских словах нет звука [э]. Указать на “чужака может и любой из учащихся”)

 

 

7 – [á], [ó], [ý], [ú], [ы], [ý], [у]

Всего 3 – [а], [и], [ы]

– Под ударением возможны любые гласные звуки, без ударения встречаются не все гласные звуки, несколько звуков заменяются одним.

Физминутка. Бал состоялся. Несколько минут веселой музыки и подвижных танцев.

3 . Обсуждение способов безошибочной записи слов с орфограммами слабых позиций.

Цель: создать такую ситуацию, при которой учащиеся убедили бы в необходимости особой записи слов с орфограммами слабых позиций..

– На прошлом уроке вы записывали слова с орфограммами слабых позиций. Как вам удалось определить единственно верную букву на месте орфограмм слабых позиций?

– Как вы думаете, сможете и сегодня безошибочно написать слово “каравай”?

Проверим, сможете или нет.

– Кто слышал слово “каравай”? Что называют этим словом?

– Вспомним песенку-игру “Каравай-каравай”.

– Запишите слово “каравай” буквами

 

– Кто прав? Чья запись верна? Ведь только один вариант верный. А почему же все одинаково написали третий гласный звук?

– А в какой позиции находятся два первых гласных звука в этом слове?

– А можно ли звук в слабой позиции обозначать буквой по слуху?

– Знаете ли сильную позицию для этих орфограмм?

– Как же записать слово, чтобы не допустить ошибок? Кто придумает такую запись?

 

– Все молодцы! Придумали много удачных способов безошибочной записи слова с орфограммами слабых позиций.

А Сам Самыч предложил такие орфограммы пропускать.

Вот так: к_р_в á й

– Нравится такая запись?

Конечно, непривычна! Зато позволяет избежать ошибок.

– А теперь попробуйте записать так же слово [р, и б, а т а], предварительно отметив в звуковой записи кружочками орфограммы слабых позиций.

– Запишите слово буквами.

– Прочитайте следующее слово:

[т а в а р, и щ, и]

– Запишите его буквами с пропуском орфограмм слабых позиций.

– С чего начнете?

– Помог закон письма, по которому в одном слове и звук в сильной позиции, и звук в слабой позиции обозначают одной буквой.

– Большой круглый хлеб.

На доске появляется запись:

каровай
коровай
каравай
коравай

– Звук [а] ударный, в сильной позиции, обозначается буквой по слуху.

– В слабой.

– Нет, это орфограмма.

– Нет.

Дети предлагают различные варианты:

 

 

 

 

, и б, á т а ]

р_бят_

 

 

[т а в á р, и щ, и ]

4. Итоговая беседа.

– Какой новый вид записи изобрели сегодня?

– Зачем нужно записывать слова с пропусками орфограмм слабых позиций?

 

5. Домашнее задание.

С.42 упр. 31 – завершить работу.

Рассказать родителям, как научились записывать слова, и для чего нужна такая необычная запись.

 

Спасибо за урок!