Педагогические условия творческой самореализации студентов средствами информационных технологий

Разделы: Общепедагогические технологии


Современная система образования, опирающаяся на гуманистическую парадигму, ставит в центр внимания воспитание человека, обладающего творческой активностью, вариативным мышлением, развитым стремлением к созиданию, ориентированного на высшие формы самореализации (Е.П. Белозерцев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, И.А. Колесникова и др.). В этой связи возникает необходимость поиска путей содействия максимальному раскрытию сущностных личностных качеств человека на основе учета его индивидуальности. Основная цель среднего профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к постоянному росту, саморазвитию, самореализации своего творческого потенциала, социальной и профессиональной мобильности (ГОС СПО). От того, насколько в процессе обучения студент сумеет раскрыть свои способности, ощутить свою значимость, осознать, что он может выступать строителем собственной жизни, будет зависеть его педагогическая интеллектуальная культура. Иными словами, практическое воплощение современных тенденций развития системы профессионального образования самым непосредственным образом связано с идеей творческой самореализации студентов.

Определение термина “самореализация личности” приводится в педагогическом словаре: “Самореализация личности - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей”. Большой толковый психологический словарь Артура Ребера определяет самореализацию, как “реализацию собственного потенциала”. Философский словарь даёт определение самореализации как “сознательной, целеустремленной, материальной, духовной деятельности личности, направленной на реализацию собственных возможностей”.

Профессиональная подготовка к творческой самореализации осуществляется в процессе интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления студента, стремления наиболее полно реализовать свои возможности и способности в учебной, а затем в профессиональной деятельности

Разработка педагогических аспектов проблемы должна обеспечить создание в образовательном процессе условий, помогающих самопознанию, саморазвитию, самореализации студентов в процессе обучения.

Рассмотрим подробнее выделенный нами комплекс педагогических условий эффективной подготовки будущего учителя технологии и дизайна к творческой самореализации средствами информационных технологий:

Первое условие - формирование у будущего учителя технологии и дизайна устойчивого профессионального интереса к использованию информационных технологий.

На процесс подготовки к творческой самореализации будущего учителя непосредственное влияние оказывает наличие (или отсутствие) у студента интереса к своей будущей профессии.

В процессе развития профессионального интереса студентов особое значение придается творческой проектной работе по созданию мультимедиа-продуктов учебного назначения, которая включает в себя воспроизводящие и творческие процессы в его деятельности.

В качестве основных условий формирования профессионального интереса можно назвать:

1. Тесная связь учебного процесса колледжа с базовыми школами.

2. Создание условий, воздействующих на потребностно-мотивационную сферу будущих учителей - понимание смысла педагогической деятельности, осознание возможностей мультимедиа технологий для успешной работы.

3. Предоставление возможности выступать в роли учителя на учебных занятиях во время защиты мультимедиа-продукта учебного назначения способствует приобретению профессиональных навыков и накапливанию педагогического опыта у студентов; психологическая адаптация заключается в преодолении барьеров, связанных с вхождением в роль учителя.

В педагогическую деятельность студенты должны включаться с первых лет обучения. Поэтому учебный процесс необходимо построить таким образом, чтобы студентам наглядно демонстрировать те дидактические принципы, которыми руководствуется преподаватель, какие методы и приемы, педагогические технологии он применяет на лекционных и практических занятиях. Это позволит будущим специалистам осваивать методику работы учителя с использованием компьютерных технологий обучения и формировать педагогические умения (коммуникативные, организаторские, конструктивные и др.).

Второе условие – формирование рефлексивных умений в процессе обучения можно рассматривать как цель и стратегию обучения, поскольку итогом рефлексивного поиска является “активно сконструированное знание”. Оно связано с собственными интересами студентов и ранее полученными знаниями, освоенным опытом.

Мы считаем, что при таком подходе студент движется в своем личностном и профессиональном развитии, используя собственные теоретические знания.

Третье условие – формирование общепедагогической подготовки будущих учителей технологии и дизайна.

Цель данного направления - помочь студентам адаптироваться к будущей профессии с использованием информационных технологий; формирование профессионально-педагогических навыков и умений; развитие способностей в педагогическом направлении.

Организация по проведению педагогической практики способствует приобретению студентами профессиональной компетентности, необходимой для осуществления самореализации как во время учебы, так и в последующей педагогической деятельности. Данное утверждение основано на том, что студенты занимаются созданием мультимедиа-продукта на основе самоопределения и собственного выбора.

Четвертое условие - изучение мультимедиа-технологии по модулю – разработка мультимедиа-продукта, как отдельного раздела на занятиях по информационным технологиям.

При создании мультимедиа-продуктов формируются элементы информационной и коммуникативной компетентностей на основе использования новых информационных технологий.

Также могут быть развиты расширенные компьютерные компетентности, необходимые для сложных приложений: знание программного обеспечения для создания и преобразования изображений; работа с цифровым звуком и видео-файлами (примеры творческих работ студентов: Сечения, Поверхности и тела)

Таким образом, при разработке рабочих программ дисциплин “Информатика и математика” и “Компьютерная графика” введение отдельного раздела “Мультимедиа в образовании” для квалификации “Технология и дизайн” мы можем констатировать высокую эффективность в стимулировании творческой самореализации студентов и развитие информационной и коммуникативной компетентности современного учителя.

Пятое условие - введение спецкурса “Разработка электронных образовательных ресурсов” в практику обучения студентов, как курса дополнительного образования.

Система знаний, умений, видов деятельности, связанных с мультимедиа должна войти в содержание подготовки не только учителей информатики, но и учителей-предметников, а задача методики - найти наиболее адекватные методы, формы и средства реализации новых образовательных ресурсов, чтобы образование было действительно открытым, развивающим и давало системные знания.

На занятиях не должно быть больше 12 человек. Каждый обучаемый должен иметь доступ к компьютеру. Студенты могут работать вместе в группах по 2-3 человека при разработке проектной работы.

Шестое условие - руководство курсовой работой и дипломным проектом на основе сотворчества и интеграции предметов изобразительного искусства и информационных технологий.

Особая роль в профессиональном становлении будущего учителя отводится выпускной квалификационной (дипломной) работе специалиста. Выполнение дипломной работы предполагает, с одной стороны, переход, трансформацию учебного типа деятельности в иной - профессиональный, с другой стороны, - процесс становления готовности студента (его внутреннего потенциала) к осуществлению самореализации в соответствии с поставленными целями и задачами.

Студенты в последнее время стали часто выбирать тему исследования по информационным технологиям: создание веб-страниц, баз данных, электронных каталогов, фото-дизайн, проектирование фирменного стиля, использование компьютерных технологий в образовании и т.д.

Процесс работы над курсовым и дипломным проектом по информационным технологиям является сотворческим по своей сущности. Сотворчество и есть одна из сущностных характеристик самореализации как студента, так и преподавателя. Сотворчески организованный процесс обучения обеспечивает субъективную позицию будущего учителя, отношение к нему в образовательном учреждении как к уникальной личности, персонализацию профессиональной подготовки и способен сформировать у студента собственную позицию профессионала.

Разработанный нами комплекс организационно-педагогических условий способствует творческой самореализации, повышает информационную культуру, компетентность в области использования новых информационных технологий обучения будущих учителей технологии и дизайна.

Использованная литература.

  1. Агеев, В.Н. Электронные издания учебного назначения: учеб. пособие / В.Н. Агеев, Ю.Г. Древс. – М.: Мос. гос. ун-т печати, 2003. – 235 с.
  2. Атанов, Г.А. Деятельностный подход в обучении / Г.А. Атанов. – Донецк: ЕАИ-пресс, 2001.
  3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во “МОДЭК”, 2002. - 352 с.
  4. Орлова, С.С. Педагогические методы организации эффективной самостоятельной деятельности студентов с электронными образовательными ресурсами / С.С. Орлова // Педагогический дизайн: сб.мат.всероссийской научно-практической конференции. – СПб: РИО ГОУ СПО “СПбГИПТ”, 2004. - С.151-156.
  5. Саввинов, Т.Т. Информационные технологии в сфере образования / Т.Т. Саввинов, Д.А. Данилов, Е.А. Барахсанова. –М.: Академия, 2002. -243 с.
  6. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография / О.Г. Смолянинова. – Красноярск: Изд. КрасГУ, 2002. — 300 с.