Учусь говорить "Нет!"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


“Полезные привычки” воплотили в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников: они не только представляют детям необходимые знания о табаке и алкоголе, но и формируют здоровые установки и ответственное поведение. Хотя, “Полезные привычки”, рассчитанные на учащихся начальной школы, сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространяемых табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение привлечения к наркотикам.

Урок “Учусь говорить: “НЕТ!” является шестым уроком курса “Полезные привычки”. Данный урок проводился с учащимися четвертого класса.

Цели урока: познакомить учащихся с формами отказа от табака и алкоголя, научить пользоваться данными формами.

Оборудование и материал:

  • маски, костюмы зверей для сценки;
  • таблица с формами отказа;
  • два подноса;
  • карточки красного цвета с вариантами предложений;
  • карточки зеленого цвета с вариантами ответов;
  • рабочие тетради “Полезные привычки”, 4 класс,– Москва, 2000 г. – авторский коллектив: Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С.;
  • макет дерева;
  • листочки: зеленого цвета с полезными занятиями; коричневые – с вредными привычками;
  • корзина;
  • музыкальная аудиозапись “Звуки леса”, медленная композиция.

Ход урока

1. Организационный момент (в кругу).

Игра “Подари улыбку” (создание хорошего настроения).

Психолог: Сегодня мы начнем урок с улыбки. Передай свою улыбку по кругу. Улыбнемся нашим гостям.

Игра-активатор “Друг к дружке”.

Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

– Правая рука к правой руке!
– Нос к носу!
– Спина к спине!
– Друг к дружке!
– Бедро к бедру!
– Ухо к уху!
– Пятка к пятке!
– Друг к дружке!
– Носок к носку!
– Живот к животу!
– Лоб ко лбу!
– Друг к дружке!
– Бок к боку!
– Колено к колену!
– Мизинец к мизинцу!
– Друг к дружке!
– Затылок к затылку!
– Локоть к локтю!
– Кулак к кулаку!

Спасибо.

Деление на группы (по цветам на бейджиках).

2. Сценка “На лесной полянке” (ребята показывают сценку).

А сейчас мы с вами посмотрим сценку “На лесной полянке”.

На лесной полянке звери. Они собирают лекарственные растения. Появляется волк с трубкой во рту.

Волк: Ну что, малявки, дать закурить.

Заяц: Нет.

Белка: Мы не курим.

Еж: Фу-фу-фу – какая гадость! Ты разве не знаешь, что вредно курить?

Волк: Ерунда! Курят только настоящие, смелые звери. А люди-то как это ЛЮБЯТ! Я вот у них трубку стащил. Слабо закурить?

Заяц: Мне не слабо! Я закурю! (Закуривает, кашляет, падает без сознания).

Белка: Ну, зачем ты это сделал? Зачем закурил?

Появляется Лиса.

Лиса: Ой! Ой! Ой! Какие мы нежные! В обморок упали. Ничего привыкнет.

Еж: Да привыкнет, а потом уж и не отвыкнет. Столько людей пытается бросить курить, а удается это немногим. Лучше уж не начинать совсем!

Белка: Ты прав, Еж, не нужно привыкать. Я уж лучше орехов поем. Хочешь, Ежик?

Еж: Спасибо, Белка. У меня вот яблоко есть – и приятно и полезно. Кстати, чтобы отказаться от первой выкуренной сигареты или от первой рюмки, нужно больше СМЕЛОСТИ, чем требуется для того, чтобы согласиться. Денежки и время лучше тратить на что-то хорошее и полезное.

3. Переход к теме урока.

Педагог: Что случилось на лесной полянке?

– Все ли звери смогли отказаться от предложения Волка закурить? (Нет.)

– Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Учиться говорить “нет”.)

Тема урока: “Учусь говорить “нет”. Наш урок посвящен навыку, позволяющему с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и выбирать ответственные способы поведения.

– Бывали ли в вашей жизни случаи, когда кто-то предлагал вам попробовать сигареты или алкогольные напитки?

Если нет: Наблюдали ли вы ситуации, когда кто-то кому-то предлагал попробовать сигареты или алкогольные напитки?

Такие ситуации иногда бывают.

Соглашались вы или отказывались? (Те люди, которых наблюдали?)

– Трудно ли было отказаться?

– Почему важно научиться отказываться от предложения сигарет и алкоголя? (Выслушать ответы.)

Очень важно уметь отказать от предложения табака и алкоголя. Многие ребята обычно много знают о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и социальное благополучие, но некоторые из них все-таки начинают курить и употреблять спиртные напитки. Часто это происходит потому, что они не могут отказать сверстникам, знакомым или членам семьи, предлагающим сигареты или алкоголь.

4. Психолог: Существуют действенные формы отказа, которым можно научиться. Познакомимся с ними.

“Нет, спасибо!” (Говорится уверенным тоном без объяснения причин.)

“Нет спасибо + объяснение причины (головная боль, необходимость идти на тренировку, боязнь огорчить родителей).

“Нет спасибо + предложение чего-то другого (поиграть вместе, съесть конфетку, предложить жвачку, игрушку).

Дать односложный ответ на все уговоры и предложения: “Нет!”, “Не буду!”, “Не хочу!”, “Не курю!”.

Сделать вид, что не услышал предложения.

Уйти в сторону от тех, кто предлагает (или пройти мимо).

Задай вопрос: “Почему тебе хочется, чтобы я закурил?” (Если настаивают.)

Изменить тему разговора.

5. Игра “Как отказать?”.

Педагог (психолог): Сейчас мы предлагаем вам игру, которая научит вас правильно вести себя в сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников.

На одном подносе разложены карточки красного цвета с вариантами предложений. Один из группы берет и громко читает. На другом подносе – карточки зеленого цвета с вариантами ответов. Второй из группы берет, зачитывает и определяет, является ли вариант ответа действенной формой отказа.

(Группе необходимо соотнести вариант ответа с номером формы отказа.)

Варианты предложений:

– Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй пиво!

– Хочешь пиво?

– Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.

– Давай покурим! Или ты трусишь?

– Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь.

– Пошли покурим! Или тебе слабо?

Варианты ответов:

– Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!

– Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!

– Нет, спасибо!

– Нет! Я не буду! И тебе не советую!

– Нет, спасибо! У меня есть пазлы. Пойдем собирать.

– Нет, спасибо! Я спешу в шахматный кружок! Хочешь, пойдем со мной.

– Нет, я не буду! Пойдем лучше со мной на каток!

– Нет, спасибо! Меня мама просила сходить в магазин, пошли со мной. Может, твоей маме тоже нужно что-нибудь купить.

– Ребята, скажите, пожалуйста, в чьей роли вам понравилось быть больше?

6. Работа в группах.

Педагог: А теперь давайте рассмотрим ситуации, которые могут произойти с каждым из вас. Откройте тетради на странице 21. Давайте прочитаем задание. (Учащиеся читают задание.)

Результат группового обсуждения вам необходимо представить в виде короткой ролевой игры с объяснением предпочтительной формы отказа. На подготовку 3 минуты.

Учащимся предлагается разыграть следующие ситуации, продумав форму отказа:

  1. Старший брат просит тебя: “Возьми у отца сигарету так, чтобы он не заметил, и дай мне”.
  2. На школьном дворе старшеклассники курят. Один из них предлагает тебе сигарету: “Закуривай!”
  3. Ты пришел к другу поиграть в компьютерные игры. Его родителей нет дома. На кухонном столе ты увидел красивую бутылку в плетеной корзинке. Друг говорит: “Это хорошее виноградное вино. Давай попробуем”.
  4. Марина говорит: “Приглашаю тебя на мой день рождения. Предков не будет, но сестра с друзьями обещали прийти”. Ты знаешь, что друзья сестры курят и пьют, поэтому тебе не хочется идти к Марине.

Молодцы! Вы справились с заданием, и теперь мы уверены, что в подобных ситуациях вы не растеряетесь, и примите правильное решение.

– Какие формы отказа выглядели более убедительно?

– Каким образом легче всего было отказаться?

7. “Дерево здоровья”.

Психолог: А в завершении нашего урока мы соберем с вами “Дерево здоровья”. У нас на столе лежат разноцветные листочки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, читать книги, есть много сладкого, есть много жареного и копченого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, курить, умываться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, чистить зубы, не чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, грызть ногти, помогать маме). Каждый из вас выберет понравившийся листочек и, прочитав, решит, прикреплять ли его к “Дереву здоровья” или же выбросить в корзину.

Дети под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют листочки на изображение дерева. Можно предложить учащимся прокомментировать свой выбор.

Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось молодое, зеленое, крепкое, здоровое дерево. Пусто оно останется у вас в классе и радует вас каждый день!

Учащиеся читают стихи.

1-й ученик:

Сигаретная страна –
Очень мрачная она.
Кто хоть раз в нее ступил
Сигарету закурил,
Тот во многом прогадал
Тот здоровье потерял.
Лучше спорт, компьютер, книжки
Для девчонок и мальчишек
Научись ответить “нет”
Любой пачке сигарет!
У нас на проблему свой теперь взгляд
Курение – это яд!

2 ученик:

Слушайте, взрослые! Слушайте, дети!
Рекою пиво, реклама, соблазны…

3 ученик:

А мы голосуем единогласно:
Нам с алкоголиками по пути,
Другою дорогой решили идти.

2 ученик:

Вы только вокруг оглянитесь, ребята,
Дел интересных – край непочатый:
Спорт, учеба, туризм, путешествия –
Это же круче, чем путь к бесчестию.

3 ученик:

Слышишь, чужой беды не бывает.
Эти слова из нас каждый знает.
Протянем руку: он, я, ты тоже.
Если не мы, то скажите, кто же?

2 ученик:

Нет – пьянству, нет – алкоголю!
Ну а наркотикам – нет тем более!

3 ученик:

Да – творчеству, спорту, походам!
Выберите по душе дорогу.

2 ученик:

Мы змию алчному скажем “нет”!
В нас с детства выработан иммунитет.

Вместе:

Здоровому образу жизни – “да”!
И следовать будем ему всегда.

8. Рефлексия. Подведение итогов.

На странице 24 найдем вывод по теме нашего урока. (Читают.)

Произведем оценку урока. Нарисуйте клоуну такой рот, который соответствует твоему настроению после урока. (Рисуют.)

– У кого клоун улыбается? У кого нет?

Ответьте на вопросы (продолжите фразу):

– Что больше всего понравилось на уроке?

– Что меньше всего понравилось на уроке?

Закончите предложения о том, что вы узнали на уроке, что еще хотелось бы узнать.

Спасибо за работу! Будьте здоровы!

Литература:

  1. “Полезные привычки”. Пособие для учителя/авторский коллектив: Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С., – М., 2000 г.
  2. Интернет-ресурсы.