Конспект открытого урока по письму. Письмо прописной буквы "М"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Научить правильно и красиво писать букву “М” и ее соединения.
  • С помощью диктовки элементов букв и их соединений развивать логическое мышление.
  • Воспитывать терпение, усидчивость, внимание.

Оборудование:

  • пропись № 2,
  • демонстрационная таблица с буквой,
  • фотографии “Памятник Юрию Долгорукому в Москве”,
  • видеофильм,
  • аудиозапись сказки К.Чуковского “Мойдодыр”,
  • предметные картинки,
  • аудиозапись гимна,
  • таблица “Правильная посадка во время занятий”.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, организация рабочего места.

Постановка темы и целей урока

- Тема нашего урока спрятана в задании. Послушайте отрывок из сказки и угадайте, кто в гости к нам пришел (Звучит отрывок).

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…

(На доске иллюстрация с изображением Мойдодыра. Рисунок 1).

- Кто же пришел к нам в гости? (Мойдодыр)

- Кто написал сказку (Чуковский)

- Как вы думаете, почему у Мойдодыра такой “грозный вид”?

- А что мы можем сделать на уроке письма, чтобы Мойдодыр стал добрым? (Постараться писать красиво и грамотно)

Письмо буквы “М”

- Какой первый звук слышится в слове “Мойдодыр”?

- Какую букву обозначает?

- Строчную или прописную? (прописную)

- Почему? (имена пишутся с большой буквы)

- А теперь, вы должны дать характеристику этой буквы (Буква “М” - дает два звука [м], [м’]. Звук согласный, звонкий, непарный). (На доске таблица с буквой “М”. Рисунок 2).

- Откройте прописи. Назовите, из каких элементов состоит буква? (Работа в прописи. Рисунок 3).

- Вспомните буквы, в которых эти элементы присутствуют.

- Постараемся написать красиво. Но что надо сделать прежде всего? (Сесть прямо, проверить положение прописи). Посмотрите на таблицу. (На доске таблица “Правильная посадка во время занятий).

(Учащиеся обводят образцы букв под проговаривание учителя и дописывают самостоятельно еще по одной букве. После индивидуальной проверки обводят вторую строчку по образцам).

- А теперь, обратите внимание на соединение со строчной буквой. Возьмите простой карандаш и в следующей строке надо отметить соединение. Какое соединение? (Нижнее).

(Учитель прописывает на доске).

- Подчеркните двумя чертами.

- Обведите образец и напишите сами.

- Ребята, вы очень старались. Я думаю, что Мойдодыру очень понравилась как вы написали букву.

Физкультминутка

- Приготовьте ладошки. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [м], хлопайте. Приготовились: дом, этаж, метро, земля, ученик, мел, учитель, зима, улица, Москва.

Работа над словами (графическое)

- Переходим к следующему заданию. Прочитайте слова. Почему эти слова написаны с большой буквы?

- Чем город Москва отличается от других городов нашей страны? (Главный город страны).

- Мы знаем, какой у нас замечательный город, как красива Москва, как нам повезло, что мы живем в этом удивительном городе. Ребята приготовили стихотворения о Москве. (Учащиеся читают стихи).

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных.
Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

- Кто знает, сколько лет нашему городу? (862 года)

- Возьмите простой карандаш и отметьте “верхние” и “нижние” соединения. (Один учащийся работает у доски). Поставим ударение. Разделим на слоги. Самостоятельно прочитайте еще раз и запишите.

Физкультминутка

(Дети поднимают руки вверх. Качание поднятыми руками. Наклоны вправо, влево).

Дерево кончается
Где-то в облаках,
Облака качаются
На его руках.
Эти руки сильные
Рвутся в вышину,
Держат небо синее,
Звезды и луну.

Работа с предложениями

- Прочитайте предложение. Какое это предложение? (Вопросительное)

- Вспомните текст, который мы читали на уроке чтения. (Ответы детей на вопрос)

- Сколько слов в этом предложении? (Четыре)

- Как пишется предложение? (С большой буквы, а в конце точка)

- Запишем предложение, я на доске, а вы в тетради с проговариванием. (Аналогично разбирается второе предложение).

Составление предложения

- А теперь поиграем. Игра “Найди слову место”. На следующей строке в предложении перепутались слова. Восстановите предложение и найдите для каждого слова свое место. Составленное предложение запишем под диктовку учителя.

Игра “Анаграммы”

(На доске слова) марка сокол
смола ропот

- Соберите новые слова. (Рамка, масло, топор, колос)

Итог урока

- Ребята, у какой буквы в гостях мы побывали? (У прописной буквы “М”)

- Что нового и интересного узнали?

- А вы знаете, что у каждой страны есть свой гимн? Есть гимн и у Москвы. Давайте послушаем. (Прослушивание отрывка).

- Что вы почувствовали?

- Давайте с вами так жить, чтобы наша Москва становилась краше день ото дня. Наш урок окончен.