Из опыта проведения уроков биологии

Разделы: Биология


В настоящее время появилась потребность в использовании в учебном процессе новых подходов к обучению, таких, например, как исследовательский метод. Поэтому я начала привлекать и ориентировать учащихся на экспериментальную и исследовательскую работу. В этом случае преподаватель организует самостоятельную деятельность учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ним цель работы. Этот метод создает предпосылки для решения следующих задач:

  • мотивации учебной деятельности по предмету
  • воспитания личностных качеств
  • воспитания общественно-значимых черт характера
  • самоутверждения в результате самореализации
  • воспитания ответственности перед группой, школой, классом, аудиторией
  • формирования культуры труда
  • развития широкого кругозора, вариативности мышления, интеллектуальной активности.

Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих не только теоретический, но и практический характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации). Применение этого метода потребовало использования современных технических средств.

В связи с принятием общеобразовательными школами программ профильного обучения учителя биологии перешли на концентрическую систему обучения. В связи с этим программа по общей биологии начинается теперь с 9-го класса. Такое изменение программы повлекло за собой определенные трудности в усвоении материала девятиклассниками.

Для лучшего восприятия материала и повышения качества знаний учащихся мной была разработана серия практических работ с использованием компьютерных технологий.

В практических работах используются возможности компьютера как инструмента для научной и исследовательской работы.

В 2004 году наша школа приобрела мобильный компьютерный класс, системы Mac OS X в который входят 15 ноутбуков.

Беспроводная сеть позволяет использовать возможности компьютерных технологий не только в компьютерном классе, который рассчитан на небольшую группу учащихся, а в любом учебном кабинете, что во многом увеличивает возможности использования информационных технологий учителями-предметниками. Это один из возможных путей проведения лабораторных и практических работ, которые связаны с наблюдением за биологическими объектами, биологическими процессами и математическими методами обработки материала. В течение нескольких лет эти практические работы успешно используются мной в ходе изучения программного материала в курсе общей биологии в 9-х классах средней школе № 18 Вахитовского района города Казани.

Работа в программе Remote Desktop и при помощи беспроводной сети позволяет наблюдать за работой каждого ученика. При необходимости есть возможность принятия управления каким-либо из компьютеров на себя для корректировки выполнения учениками индивидуальных заданий.

При создании уроков использовались следующие программы в следующих операционных системах:

Операционная система Windows XP Pro:

Microsoft Office Power Point

Microsoft Office Word

Microsoft Office Exсel

Adobe Photoshop

Epson Scan

Internet Explorer

Macromedia Flash

Remote Admin

Windows Commander

Paiпt

Операционная система Mac OS X:

Microsoft Office Power Point

Microsoft Office Word

Microsoft Office Exсel

Graph

Remote Deсstop

Особо хочется отметить большие возможности программы Microsoft Office Exсel, которая позволяет осуществлять математическую обработку данных и интенсифицирует процесс обучения. Работа в этой программа дает наглядное представление о полученных результатах, которые можно представить в виде диаграмм и графиков. Учащиеся знакомятся с возможностью использования компьютера в научной работе и приобретают навыки исследовательской деятельности.

Конспект урока

Приложение 1

Приложение 2