Школы для родителей будущих первоклассников. Игровая викторина "Встречи на орбите"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Но можно ли быть уверенным, что читающий, знающий названия всех континентов Земли, свободно владеющий сложной бытовой техникой ребенок, будет успешным в школе?

Вовсе нет. Успехи в учебе гораздо больше зависят от желания и умения учиться, умения видеть связи явлений, закономерности, от желания разобраться, понять, почему, как, отчего, чем от раннего умения читать и запаса разрозненных энциклопедических сведений.

Да, современная жизнь предъявляет к ребенку огромные требования; объем информации, который приходится усваивать, непомерно велик. Но, любому родителю, озабоченному будущими успехами своего ребенка, кажется, что вот сейчас, как можно раньше, надо приступать к занятиям и обучению. Ребенок же, никак не внемлющий доводам разума, уговорам и наказаниям, упорно предпочитает игру.

Как же совместить игру и подготовку к школе? А для этого нужно научить родителей играть вместе с детьми.

В нашем детском саду подготовку к школе проходят не только дети, но и их родители. Для этих целей открыта “Школа для родителей будущих первоклассников”.

Как показывает практика, занятия проходят очень весело, в атмосфере взаимопонимания и взаимовыручки. У детей, да и у родителей, появляется познавательный интерес, желание узнавать что – то новое, расширять свои знания об окружающем мире, что несомненно, пригодится им при поступлении в школу. Важно также то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.

Работа школы включает в себя тренинговые занятия с родителями, диспуты, консультации, дискуссии, практикумы, а также игровые тренинги для родителей и детей, как одна из форм работы – игровая викторина для детей и их родителей.

ИГРОВАЯ ВИКТОРИНА

“Встречи на орбите”

Цель: вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки детей и родителей.

Материалы:

  • звукозапись космической музыки;
  • задания для каждой детско – родительской пары;
  • изобразительные материалы: карандаши, ручки, фломастеры;
  • канат.

Ход урока

Помещение оформлено как космический корабль или центр управления полетами. Звучит космическая музыка.

Ведущий:

Добрый вечер дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на борту космического корабля. Сегодня произошло знаменательное событие – на связь с нами вышли жители далекой планеты Альфа Центавра.

На экране монитора появляется изображение жителей планеты Альфа Центавра.

– Здравствуйте, жители планеты Земля. Жители Альфа Центавра приветствуют Вас.

Мы занимаемся изучением обитателей вашей планеты, нам также интересны особенности традиций, быта и поведения жителей планеты Земля. Мы уже многое знаем, но у нас возникли вопросы, на которые мы не можем найти ответа. Мы жители Альфа центавра просим вас помочь в них разораться.

Ведущий: Ну, что, готовы ли вы помочь нашим друзьям с далекой планеты? И начнем мы со знакомства с миром людей.

Инопланетяне: Мы знаем, что при встрече у людей принято здороваться, делают это разными способами – поприветствуйте друг друга с помощью слов. А теперь покажите, что значит

  • “Здороваться глазами”
  • что такое “Рукопожатие”
  • что такое “Объятия”.

Задание “Люди и события”

Материал: рисунок 1-10

Инопланетяне: Перед нами люди в различных жизненных ситуациях, они испытывают разные эмоции, но как определить, кто куда смотрит и что видит. Назовите эмоции, которые испытывают люди.

Примечание: слева вывешиваются (или выводятся на экран) изображения тех, кто смотрит; справа – то, что они видят.

 

 

Задание “Бытовые приборы”

Ведущий: Люди в жизни пользуются большим количеством бытовых приборов, попробуйте с помощью жестов, мимики, звуков изобразить некоторые предметы бытовой техники.

Примечание: Одному играющему из пары предлагается выбрать карточку с изображением бытового прибора, причем, участники не могут видеть предмет, так как картинки перевернуты рисунком вниз. Остальные участники тоже не должны знать, что выбрали другие.

Это могут быть следующие предметы:

  • утюг;
  • будильник;
  • чайник;
  • телефон;
  • холодильник;
  • телевизор;
  • миксер.

Ведущий: Теперь перейдем к знакомству с миром животных.

“Угадайте, что за зверь”

Материал: рисунок 11.

Инопланетяне: На планете Земля были взяты образцы разных животных, но во время полета они перемешались. Помогите узнать, какие это были животные.

“Кто как голос подает”

Инопланетяне: Мы знаем, что все живые обитатели планеты Земля издают разные голоса. Подберите слово, которое определяет звук, издаваемый животным.

Например,

“курица” — “кудахчет”.
Воробей – чирикает
Лев – рычит
Кузнечик – стрекочет
Рыба – молчит
Лошадь – ржет
Корова – мычит
Жук – жужжит
Лягушка – квакает
Ежик – фыркает
Ворона – каркает
Цыпленок – пищит

“Кто, где живет”

Инопланетяне: А теперь, подберите название жилища, в котором обитают животные.

Муравей – в муравейнике
Птичка – в гнезде
Медведь – в берлоге
Акула – в море
Щука – в реке
Пчелы – в улье
Белка – в дупле
Волк – в логове
Собака – в конуре
Конь – в конюшне

Ведущий: А предлагаю вам сыграть в игру, которая называется: “Зверь, птица, небылица”

Я предлагаю вам встать полукругом. Я буду бросать мяч каждому и попрошу назвать зверя, птицу или какую-либо небылицу. Например: зверь – медведь, птица – сорока, небылица – трямла. После чего мяч снова возвращается к ведущему.

“Вопросы – загадки”

Инопланетяне: Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • Кто громче мычит: петух или корова?
  • Что едят крокодилы на Северном полюсе?
  • Сколько грибов можно вырастить из семян ели?
  • На одном берегу – цыплята, на другом – утят. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?
  • Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перейти через реку?
  • Маша встала рано утром и выглянула в окно. На улице светило солнце. Машенька воскликнула: — Мамочка, а ночью был сильный дождь! Как она догадалась? Что девочка увидела на улице?
  • Вопрос простой для малышей: “Кого боится кот?”.. (Мышей?)

Игры со словами

Игра “Звездный час”

Инопланетяне: Нам сказали, что в этих длинных словах спрятались короткие слова. Помогите найдите их.

Простокваша, гастроном, спортсмены, путешественники, командировка, транспортир.

Задача: кто больше всех составит слов. Например: простокваша: ток, рост, кот, шар, каша и т. д.

Детям и родителям выдается по листу (на стол) с одним из слов.

“Разгадай ребус”

Материал: рисунок 12.

Ведущий: У представителей другой галактики вызвал большой интерес загадочные письмена, но самостоятельно разгадать их они не смогли. Помогите им.

Примечание: Запятая слева или справа от рисунка показывает, что первую или последнюю букву зашифрованного в изображении слова нужно убрать. Нужно отгадать следующие слова: пол – ка, сорок – а, у – лица, лес– т – ница, сук – но, н – ос.

 

Ведущий: Теперь мы с вами переходим к разделу математических знаний.

“Изобрази фигуру”

Ведущий: Давайте познакомим инопланетян с геометрическими фигурами и покажем, как они выглядят.

Ход игры: Детям и взрослым предлагается взяться за канат и с его помощью показать круг, квадрат, треугольник, ромб, пятиугольник.

Ведущая: А какие еще фигуры можно изобразить? (Например: звезду.)

“Загадочные превращения”

Материал: рисунок 13.

Инопланетяне: Нарисуйте в центре картинки фигуру, в которую превратится желтый треугольник, пройдя три этапа превращений.

Примечание: Круги показывают последовательность превращений (отдельно для цвета и формы фигуры).

Ведущий: Помогите нашим друзьям решить задачи.

  1. Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего?
  2. Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идет в лес?
  3. На столе лежат два яблока и четыре груши. Сколько овощей лежит на столе?
  4. Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?
  5. У бабушки Маши внучка Даша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько внуков у бабушки?
  6. Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек — маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

“Найди девятый звездолет”

Материал: рисунок 14,15.

Ведущий: Вместо знака вопроса дорисуйте недостающий звездолет, который можно выбрать из предложенных в таблице справа.

 

“Загадочные таблички”

Инопланетяне: На этих загадочных таблицах вместо фигуры стоит знак вопроса. Помогите подобрать недостающую фигуру.

Материал: рисунок 16.

Инструкция: Какая из четырех фигур, стоящих справа в ряду, может быть на месте вопроса? Она должна относиться к третьей фигуре так же, как вторая фигура относится к первой.

Изменение двух первых фигур в каждом ряду показывает, какой должна быть четвертая, отсутствующая в ряду фигура, которую нужно найти среди набора фигур, представленных в каждом ряду справа.

Примечание: Ребенок должен обязательно обосновать свой выбор!

 

Ведущий: А теперь еще немного задач.

  1. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм гвоздей?
  2. У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?
  3. У стола четыре угла, если один угол отпилить, сколько углов останется?
  4. На Олином платьице были нарисованы три яблока, две вишенки. Одну вишню и два яблока съели. Сколько осталось?
  5. Всем ребятам нужно знать:
    1. Два плюс два, конечно, ... (пять?)
    2. Всем известно в целом мире: Пальцев на руке ... (четыре?)

Ведущий: Наша встреча завершается. Мы благодарим вас за активное участие и думаем, что и наши друзья с планеты Альфа Центавра благодарны вам за помощь в изучении нашей планеты Земля.

Инопланетяне: До свидания, дорогие друзья. Спасибо за помощь. До скорых встреч на орбите!

Завершая игровое общение, обратите внимание взрослых на то, какие способы выражения доверия к силам и умениям ребенка они использовали, как им удавалось эмоционально поддерживать своих детей, избегать поспешной оценки действий ребенка, показывать свою готовность относиться внимательно к их трудностям.

Приложение