Применение ИКТ на уроках истории

Разделы: История и обществознание


"Компьютеризация", "информатизация" образования, "компьютерные технологии обучения" - эти термины сегодня, пожалуй, самые употребляемые в педагогическом сообществе. Информатизация образования выходит на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий в образовании. В настоящее время очевидно, что мультимедийная среда во много раз информативнее, чем книжная. Голландская фирма "Евроголд" приводит такие цифры: человек запоминает 5% из прочитанного, 10% из увиденного, а если объединить аудио- и видеоканал, то он запоминает 50% информации"[2, c.24].

Стоит ли при этом варианте отказываться от обычных текстовых учебников? Все авторы работ, касавшиеся этой темы, сходятся в одном: школьные (текстовые) и электронные учебники должны дополнять друг друга, а не взаимоисключать.

Симбиоз книги и электронного продукта в России прошел довольно длинный путь. В результате в настоящее время определились "три вида образовательных объектов: информация..., практикум..., аттестация..." [3, 17, с. 5 ]. Они, на мой взгляд, отражают основные стадии урока: вызов, содержание, рефлексию.

Исходя из всего вышесказанного, автор данной статьи ставит перед собой задачу: применение компьютерных технологий, в т.ч. использование курса мультимедиа, на уроках истории.

Поначалу пробные уроки проводились по истории и МХК. По мировой художественной культуре подготовили команду и приняли участие в международном конкурсе мультимедийных проектов "Join multimedia".

Одним из самых интересных, на мой взгляд, курсов мультимедиа является электронное наглядное пособие "Государственная символика России. История и современность" (авторы И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева ). Он важен для учителя, т.к. позволяет углубить знания по истории России, воспитывает чувство патриотизма и гордости за свою Родину и ее героев. Через символику можно увидеть преемственность в истории страны. Этот курс важен и для самих учащихся, т.к. юному гражданину России очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства. Это непременное условие его социального и личностного становления, которое невозможно без гражданской составляющей. Интерес к государственным символам и наградам доказывает блиц-опрос учащихся, проводимый мною ежегодно среди учащихся 5-11-х классов. На вопросы: "Знаете ли вы: 1)историю российской государственной символики и российских наград дореволюционного периода? 2)историю современных государственных символов и наград?", - большинство учащихся 5-9-х классов (87 %) отвечает: "Знаю очень мало". В 10-11-х классах количество положительных ответов увеличивается примерно до 90-95%. Выясняется, что изучение государственной символики начинается с детского сада, а на бытовом уровне ещё раньше. Поэтому к 9-11 классам учащиеся имеют довольно объёмные знания по данному вопросу. Но эти знания носят не систематический, фрагментарный характер и, чаще всего, отражают современную символику. Тем не менее, не наблюдается глубины знаний. Задается еще один очень важный для мотивации обучения вопрос: "Хотите хорошо знать ответы на поставленные вопросы?" 98% из опрошенных учащихся отвечают: "Да!" Оставшиеся 2% учеников проявляют интерес в процессе последующей учебной деятельности.

В старших классах нужна систематизация знаний, необходимо показать, что современные государственные символы восходят к историческим корням, хранят память свершений Российского государства, что история страны отражается и в наградах. Поэтому целесообразно провести блок уроков, органично включая их в изучение курса "История России с древности до наших дней" или в виде элективного курса.

Электронное пособие "Государственная символика России. История и современность" содержит объёмный материал по геральдике, сфрагистике, фалеристике. Оно состоит из рекомендаций с подробными комментариями к изобразительному ряду, руководства пользователя и компакт - диска (cd-rom), некоторых справочных материалов, в т.ч. федеральных конституционных законов "О государственном гербе РФ", "О государственном флаге РФ", "О государственном гимне РФ", статутов и положений о государственных наградах.

В пособии выделено четыре главные темы, отражающие историю российской государственной символики и наград с древности до начала 21 века. Всего в пособии 20 параграфов, соответственно должно быть 20 уроков. Но ограниченность программного времени не позволяет изучать их в полном объеме во время уроков. Поэтому предлагаемый материал был сжат и выделен в четыре основные темы: "Государственная символика России: флаг. История и современность", "Государственная символика России: герб. История и современность", "Государственная символика России: гимн. История и современность", "Государственная символика России: награды. История и современность".

Применение ИКТ - это не только возможность расширения информативной среды, но и возможность развития навыков самостоятельного поиска необходимых знаний. На современном этапе "доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы", "принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс - интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы"[4]. То есть, одной из главных является задача организации учителем информационного пространства школьника. Поэтому на уроках решаются не только образовательные и воспитательные задачи, но и ставится цель интерактивного обучения, конечным результатом которого является развитие интереса учащихся к данной теме и самостоятельного поиска знаний по ней. Предлагается список дополнительной литературы, в т.ч. по символике Удмуртской Республики, геральдике городов России и родного города Можги.

На каждый урок для учащихся составляется алгоритм действий. Работа на уроке включает различные методы и педагогические приемы. На стадии "вызова" - постановка задачи, ключевые слова, формирующие карточки. На стадии "содержание" - организация работы на компьютере с электронным пособием по вопросам, поставленным учителем, изучение законов нашей страны, закрепляющих правовую базу государственной символики. На стадии "рефлексии" учащиеся работают в парах, затем - в группах, заносят ответы в формирующие карточки, проверяют правильность ответов. При необходимости они могут вернуться к пройденному материалу или обсудить вопросы коллективно.

В процессе деятельности учащиеся понимают, что символы государства - это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнается во всем мире. Они несут на себе огромную идеологическую, правовую, социально-политическую нагрузку. Посягательство на государственные символы во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране и ее народу, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством государства. Юные граждане видят преемственность в истории страны, понимая, что ее современные символы и награды восходят к историческим корням, хранят память свершений Российского государства.

Таким образом, выполняются важнейшие задачи воспитания школьников, определенные Правительством РФ в концепции модернизации российского образования (до 2010 года). В их числе сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формирование у них понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности... [1, c.6].

Литература.

1. Можейко В.И., Сивова Н.А. , Соболева Н.А. "Государственная символика России. История и современность", - М.:ЦНСО, 2003 г.

2. Осин А. "Республиканский мультимедиа центр приглашает к сотрудничеству", Бюллетень федерального депозитария электронных средств учебного назначения и электронных изданий для общего среднего образования, №1, 2003 г.

3. Осин А. "Мультимедиа в образовании", ИКТ в образовании, Учительская газета, 2004 г., № 6-18.

4. Осин А. "Новый носитель или новое явление? Мультимедиа в образовании - что это такое?" lib.1sept.ru/2006/02/4.htm