Применение занимательного наглядного материала в коррекционно-развивающем обучении учащихся с ОНР на логопедических занятиях

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Использование занимательного наглядного материала на логопедических занятиях в начальном звене общеобразовательной школы предполагает положительные результаты в дальнейшем обучении учащихся. В связи с этим подобранный и систематизированный наглядный материал следует применять в соответствии с задачами коррекционного обучения:

  • развитие операций звукового анализа и синтеза;
  • развитие звукобуквенного анализа;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • развитие фонематического восприятия;
  • активизация памяти и внимания;
  • развитие логического мышления;
  • работа над словообразованием, словоизменением, словотворчеством;
  • активизация просодической стороны речи.

Достижению каждой из этих задач способствует использование разных видов наглядности. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядности. В соответствии с этим предлагаются различные варианты заданий.

Упражнения для развития операций звукового анализа и синтеза.

Эти упражнения используются на первоначальном этапе обучения, когда учащиеся знакомятся с понятиями звук и буква. Данные приемы будут способствовать закреплению этих понятий и значительно облегчат задачу обучения чтению слогов и слов. Этому виду деятельности уделяется особое внимание, так как он лежит в основе системы развития фонематического восприятия.

Как строится работа над звуками, можно рассмотреть на следующем примере:

1. Знакомство с картинкой – символом звука (а), выяснение характеристик этого звука.

2. Формирование навыка определения положение звука (а) в слове (в начале, в середине, в конце),

а) используется картинный материал (аист, мак, доска),
б) задания в устной форме (логопед называет слова, а дети определяют положение звука (а) в этих словах),
в) предлагается самостоятельная работа (назвать слова, в которых звук (а) слышится в начале, в середине, в конце слова).

3. Определение количества звуков (а) в словах (парта, сад, баранка и т.д.).

4. Работа с двумя картинками-символами звуков (а), (о).

а) что получится, если мы назовем эти картинки по порядку сначала слово с (а), затем с (о).
б) что получится, если мы поменяем картинки местами.

Затем учащимся можно предложить игру “Давайте познакомимся!” Каждый ребенок называет последовательно все гласные в своем имени (позднее согласные).

Другой вариант:

– назвать гласные (согласные) звуки в названиях тех предметов, на которые указывает учитель-логопед

– отгадать по названным гласным (согласным) звукам предмет

Еще один вариант:

– перечислить, из каких гласных и согласных звуков состоят слова.

Убедившись, что учащиеся овладели начальными навыками звукового анализа, можно приступить к чтению и составлению слогов и слов.

Начинается игра с обратных слогов, затем предлагаются прямые слоги, а лишь после этого можно перейти к простым словам. Впоследствии задачу можно усложнить.

Упражнения для развития звукобуквенного анализа.

Этот вид заданий предполагает у детей умение читать и владение элементарными навыками анализа и синтеза слов. Задания могут быть такими: вписать согласные (гласные) в схемы слов; на какие согласные можно заменить, к примеру, букву (Пп ) в слове почка, чтобы получилось другое слово; образовать новые слова из данных с помощью дополнительной буквы; найти слова в словах. На этом этапе работы могут использоваться кроссворды, сфера применения которых очень широка: для накопления словарного запаса (тематические), для изучения гласных и согласных букв, однокоренных слов и т.д. Устойчивый интерес дети проявляют к играм “Типография” (используя буквы данного слова, дети составляют другие слова) и “Почини слово” (соединить “рассыпавшиеся” буквы в целое слово).

Варианты заданий для работы над слоговой структурой слова.

Для работы над слоговой структурой слова используются следующие задания: из заданной цепочки слогов выбрать нужные, чтобы составить слово, вставить пропущенные в словах слоги, придумать слова с данным слогом, составить слово из “рассыпавшихся” слогов. Поскольку задания варьируются логопедом, к ним у детей сохраняется постоянный интерес.

Лексический материал для развития фонематического восприятия.

Этот материал включает в себя различные двустишья. Детям предлагается исправить ошибку (Писем мы не написали, тучку целый день искали):

– определить какой звук лишний (Вадик спит и видит слон, что летит в ракете он);

– определить, какой звук пропал в слове (нам темно, мы просим папу, нам зажечь по ярче лапу);

– определить сколько слов в предложении (веснушкам нет сноса: не исчезают с носа).

Эти задания служат удобным материалом для дифференциации согласных. Они помогают детям осознать смыслоразличительную функцию фонемы. Задания этого вида, как и выше приведенные, включаются в занятиях как его часть.

Лексический материал для активизации памяти и внимания.

В целях активизации памяти и внимания детей используются детские стихотворения. Дети их заучивают в конце одного занятия и повторяют в начале следующего. Для развития зрительной памяти мы предлагаем детям проговорить слово с конца. Способствуют развитию внимания парные сюжетные картинки с незначительными отличиями друг от друга.

Лексический материал для развития логического мышления.

Целью данного материала является умственное развитие детей. Учитель-логопед знакомит детей с содержанием небольшого текста и намеренно делает ошибку, называя предмет, действие или признак не тот, который следовало назвать по логике (горькие конфеты, ночью светит солнце и т.д.) Дети должны определить, в чем ошибся рассказчик, и поправить его. Дети определяют, какое из двух предложений следует считать правильным и почему. Перечисленные выше упражнения учат детей внимательно слушать сообщения, запоминать и анализировать.

Словообразование. Словоизменение. Словотворчество.

Это достаточно сложный вид заданий, поэтому он используется на последнем этапе обучения, когда у детей уже сформировалось словесно-логическое мышление и фонематическое восприятие. Для активизации навыка словообразования и словоизменения можно использовать различные элементы составления ребусов, кроссворды. Элементы словотворчества можно использовать значительно раньше, при изучении грамматических понятий: предмет, признак предмета, действие, а так же при работе над словосочетанием и предложением. Детям предлагается придумать, например, клички животных в соответствии с их качествами; назвать “детенышей” неодушевленных предметов. Словотворчество помогает учащимся осознать многообразие форм и средств выражения родного языка, развить в них чувство языка.

Упражнения для активизации просодической стороны речи.

Как известно, у многих учащихся с нарушениями речи страдает интонационная сторона речи, логическое ударение, чувства ритма. В работе по активизации просодической стороны речи учитель-логопед использует стихотворения: А. Барто “Скажи погромче слово “гром”, С. Михалкова “Сашина каша”, С. Михалкова “Знаки препинания”. Задания выполняются при совместном участии учителя-логопеда и учащихся. Многие стихотворения можно исполнять по ролям. Кроме того предлагается детям самостоятельно подобрать рифму в коротких стихотворениях. Например: На скамейке у ворот Даша горько слезы…(льет).