Сетевая модель организации профильного обучения старшеклассников (химия)

Разделы: Химия


К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования следует отнести задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования. Именно поэтому сейчас ставится задача введения в старших классах сетевого обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника.

Сетевое обучение обеспечивает условия для  эффективной реализации индивидуализации обучения, более полного учета интересов, склонностей и способностей учащихся за счет целенаправленной дифференциации структуры содержания, форм и методов организации образовательного процесса, открывает принципиально новые возможности для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и выбора жизненного пути. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Переход к сетевому обучению преследует следующие основные цели:

  • создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • расширить возможности углубленного изучения отдельных учебных предметов;
  • более эффективно подготовить выпускников школы к поступлению в вузы и освоению программ высшего профессионального образования.

Принятая Министерством образования РФ Концепция сетевого обучения исходит из многообразия форм его реализации на практике, в частности, рассматривает сетевое взаимодействие образовательных учреждений как одно из наиболее перспективных направлений организации профильного обучения.

Создание сети различных образовательных учреждений позволяет старшеклассникам одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ, что обеспечит более полную реализацию их интересов и познавательных потребностей. Вместе с тем, цели профильного обучения направлены на реализацию индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального учебного плана.

Причины, по которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями, очевидны. Во-первых, нынешние ученики все чаще получают знания не столько на уроках, сколько во внешкольном пространстве. Кризис современной школы во многом связан с тем, что ребенок может учиться в любой точке мира, не выходя из дома. Во-вторых, демографический спад ведет к сокращению числа учащихся. В-третьих, сетевые формы взаимодействия экономичнее и эффективнее…

Список этот можно продолжить. Учитывая эти и другие причины, на территории Норильска Красноярского края стала практиковаться организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Были определены задачи организации сетевого взаимодействия:

– создать единую образовательную среду путем объединения усилий педагогов школ;

– повысить эффективность использования ресурсного потенциала образовательных учреждений;

– создать условия для социальной успешности выпускников, формирования у них более прочных знаний, умений, воспитания нравственности, гражданственности.

Концепция сетевого обучения исходит из многообразия форм его реализации на практике, в частности, рассматривает сетевое взаимодействие образовательных учреждений как одно из наиболее перспективных направлений организации профильного обучения.

Для удовлетворения потребностей учащихся была организована работа сетевых элективных курсов по химии. Программу элективных курсов разработала и успешно внедряет в практику учитель высшей категории МБОУ “Гимназия № 4” Шульга Любовь Ивановна. Пять лет педагог преподавал углубленное изучение химии в классах медицинского профиля гимназии, показатель ее успешной деятельности – высокий процент поступления выпускников в медицинские ВУЗы. Преподаватель с большим опытом работы, она смогла заинтересовать школьников, привить им любовь к изучаемому предмету, научила решать сложнейшие задания, а самое главное – научила верить в себя и чувствовать уверенность в своих силах на экзаменах. Результаты работы сетевых элективных курсов по химии Любовь Ивановна представляла на зональной педагогической конференции “Партнерство во имя развития” в городе Дудинка и была награждена Благодарственным письмом Начальника Управления образования Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района

В 2006-2007 учебном году начала работу группа учащихся 10-х классов, проявляющих повышенный интерес к предметам естественно-научного цикла и собирающиеся продолжить образование в учебных заведениях данного профиля. Пионерами в этом начинании стали 26 учащихся из пяти учебных заведений города Норильска. Успешная работа сетевого элективного курса предположила продолжение сетевого взаимодействия. В 2007-2008 учебном году на базе МБОУ “Гимназия № 4” работало уже 2 сетевых элективных курса по химии для учащихся 10-х и 11-х классов, количество учащихся удвоилось. На вопрос, заданный выпускникам этого года “Повлияло ли изучение элективного курса на выбор профиля дальнейшего обучения?” 100 % ответили – да. Оптимизм детей разделили и родители. По их мнению, участие ребенка в эксперименте помогло ему в оптимальном выборе профиля дальнейшего обучения. За 2008-2009 учебный год с целью повышения мотивации учащихся при изучении химии через создание ИКТ-насыщенного пространства работа элективных курсов в 10-11-х классах перешла на информационное направление. Теоретические занятия, защита проектов по изученным темам, демонстрационные опыты – все осуществлялось с использованием интерактивной доски.

В текущем учебном году в работе элективного курса учащиеся 11-х классов сконцентрировали внимание на подготовку и успешную сдачу ЕГЭ по химии.

О своей работе в системе развития сетевого взаимодействия Любовь Ивановна говорит: “Большое удовольствие любому учителю доставляет возможность отдавать свои знания школьникам, мотивированным на изучение предмета. Современная химия – это фундаментальная система знаний об окружающем мире, основанная на богатом экспериментальном материале и надежных теоретических положениях. Основное значение для жизни общества имеют прикладные возможности химии. Химия – мощный инструмент для преобразования природы и общества. Формирование механизмов развития открытого образовательного пространства с помощью сетевых курсов – это важное условие обеспечения формирования интеллектуального потенциала региона. Компетентностный подход к занятиям нашего элективного курса дает возможность формированию общих компетенций, которые обеспечат успешность профессионального образования и занятности на рынке труда”.

Исходя из основных целей работы сетевых курсов:

  • создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • расширить возможности углубленного изучения отдельных учебных предметов;
  • более эффективно подготовить выпускников школы к поступлению в вузы и освоению программ высшего профессионального образования и их востребованностью среди учащихся 10-х, 11-х классов занятия элективных курсов продолжаются.

Углубленное изучение органической химии (10-й класс)