Урок математики. Сравнение предметов по разным признакам

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • обобщить полученные знания о сравнении предметов по разным признакам;
  • обобщить знания о способах сравнения предметов;
  • развивать умение осуществлять переход от модели к схеме, от рисунка к модели;
  • развивать познавательный интерес;
  • расширить общий кругозор;
  • развивать умение проводить совместные действия, работать в паре.

Оборудование:

  • карточка с числом 7;
  • различные варианты написания числа 7;
  • карточки с числовыми выражениями и буквами;
  • физическая карта России;
  • карта России с обозначением европейской и азиатской частей;
  • карточка с формулой N E>N A;
  • баночки разной формы и размера с окрашенной водой;
  • картинки с изображением белого медведя и верблюда;
  • пластилиновые фигурки белого медведя и верблюда;
  • чашечные весы;
  • проволока для измерения длины;
  • цветные маркеры.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Каллиграфическая минутка.

Какое число видите на карточке? Что знаем об этом числе?

7

Мы видим число 7. Число 7 в числовом ряду стоит перед числом 8, но после числа 6; соседи числа 7 – числа 6 и 8; число 7 на одну единицу меньше 8, на одну единицу больше 6.
На второй карточке написаны разные варианты написания числа 7.

Как вы думаете, какой из этих вариантов написания правильный?

2. Устные вычисления.

Тему сегодняшнего урока помогут нам раскрыть ребята – помощники. Сейчас каждый из этих ребят найдет значение числового выражения, скажет результат, а затем ребята построятся в порядке убывания чисел. Если они верно выполнят задание, то откроется слово, которое укажет нам, что мы будем узнавать на уроке.

4 – 1
7 – 2
4 + 2
7 – 6
2 + 2
5 – 3

Какое слово получилось?

4 – 1 = 3
7 – 2 =5
4 + 2 = 6
7 – 6 = 1
2 + 2 = 4
5 – 3 = 2

Россия

3. Мотивация.

Что вы уже знаете о России?

Россия – это наша Родина. Россия — очень большая страна. Столица России – Москва. Президент России – Медведев Д.А.
На каком уроке получали знания о России?

А чем занимаемся на уроках математики?

А можно ли на уроке математики узнать что-то новое о России?

Мы получили знания о России на уроках окружающего мира.

А на уроках математики мы сравниваем разные предметы, вычисляем, работаем с числами, с мерками, с разными величинами.

(Предположения детей – возможно, можно, нельзя)

4. Постановка темы, целей урока.

Сегодня на уроке математики мы отправимся в заочное путешествие по России, чтобы выяснить, поможет ли нам математика узнать еще что-то новое о нашей стране – России.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

5. Практическая работа.

По каким признакам мы уже можем сравнивать предметы?

• По площади.

Посмотрите на две карты России. Чем отличаются изображения на этих картах?

Мы уже можем сравнивать предметы по площади.

На одной карте показана вся страна –   Россия, а на другой карте наша страна разделена на две части.

Да, действительно, на второй карте
Россия разделена на две большие части.
Прочитайте, как называются эти части.
Где проходит граница между этими частями?

(Учитель разрезает по границе карту на две части)

Посмотрите, какие интересные фигуры у нас получились.

Европа и Азия.

Граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам.

По какому признаку можно сравнить эти фигуры?

Каким способом сравнения по площади воспользуемся?

Что вы увидели, сравнивая эти фигуры по площади?

Эти фигуры можно сравнить по площади.

Мы можем воспользоваться способом рассматривания и наложения.

Европейская часть меньше по площади, чем азиатская.

Начертите схему, оставьте формулу.

По каким признакам еще можно сравнить величины?

• По количеству.

SE <SA

Можно сравнивать величины по количеству.

Как вы думаете, какая часть России, европейская или азиатская, по количеству проживающих на ее территории людей, больше?

Можно ли найти ответ на этот вопрос, прочитав данную формулу?

NE >NA

(Предположения детей: наверное, если азиатская часть больше по площади, то и количество проживающих людей в этой части тоже больше)

Да, эта формула рассказывает нам, что количество людей в европейской части больше количества людей в азиатской части.

Действительно, в Европейской части России проживает около 1 15 миллионов человек, а в Азиатской части 31 миллион. (Учитель вывешивает на доску карточки с данными числами)

115 млн.
31 млн.

 
По каким еще признакам уже умеем сравнивать величины?

• По объему.

Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы.

Мы умеем сравнивать величины по объему

Россия омывается водами 12 морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматериковому Каспийскому морю. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озер.

Самыми крупными озерами России считаются Ладожское озеро, Онежское озеро, озеро Байкал. Если бы воду из этих озер перелили в огромные емкости, то объем воды находился бы в таком соотношении (учитель показывает три разные по форме и размеру емкости, в которые налита вода, окрашенная разными цветами).

Как выяснить, какое из озер по объему воды является большим?

Можно сравнить объемы жидкости в разных сосудах методом переливания. Для того, чтобы сравнить объемы жидкости в двух разных банках, надо налить в одинаковый сосуд сначала воду из первой банки и сделать насечку цветным маркером, вылить воду, а потом налить в этот же сосуд воду из другой банки и тоже сделать насечку маркером. Теперь нам остается только посмотреть на сделанные насечки и сделать вывод.

Действительно, в озере Байкал 23.000 куб. км, в Ладожском 908 куб. км, в Онежском 285 куб. км, в Каспийском море 76.040 куб. км. Наш вывод: по объему воды больше в озере Байкал, меньше в Онежском озере.
По каким еще признакам можно провести сравнение величин?

• По массе.

Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Россия так велика, что по ее территории проходит несколько природных поясов. Если на северных территориях можно встретить белого медведя, то в южной части увидим верблюда. Посмотрите на изображения этих животных и определите, кто из них по массе больше?

Сравнивать величины можно еще и по массе.

Как можно сравнить по массе? Нет, здесь ловушка. Нельзя сравнивать по массе рассматриванием.

Можно сравнивать предметы по массе, используя прием взвешивания.

Ученые взвесили этих животных и установили соотношение между ними. Я изготовила уменьшенные модели этих животных. Проверьте, какое из этих животных меньше по массе. (Учитель дает детям пластилиновые фигурки медведя и верблюда и модель чашечных весов.

(Дети на чашечных весах взвешивают фигурки медведя и верблюда) Вывод: белый медведь по массе меньше верблюда.

Действительно, масса белого медведя от 400 до 600 кг, а масса верблюда от 450 до 690 кг.  
А теперь ответьте сами: по какому еще признаку мы умеем сравнивать различные величины?

• По длине

А если мы будем сравнивать величины еще и по длине, сможем мы еще что-то узнать о России?

Верно, все это действительно можно узнать.

Мы начали урок, работая с картой, и сейчас я предлагаю завершить урок, тоже используя для работы карту. На карте отмечены крупные города России. Определите, в каком соотношении находится расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом, Москвой и Екатеринбургом.

По длине

Да, можно узнать длину автомобильных дорог, длину железнодорожных дорог, длину рек. Еще можно узнать, какое расстояние между городами.

Расстояние от Москвы до Екатеринбурга больше, чем расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга.

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Игра “Сколько нас”

6. Итог.

Какова была цель урока?

Достигли мы цели?

Что делали на уроке?

Цель урока была – узнать что-то новое о России, используя свои математические знания.

Да, мы многое узнали о России.

Сравнивали предметы по разным признакам, повторяли способы сравнения.

7. Постановка учебной задачи на будущее.

На следующих уроках будем учиться сравнивать предметы по другим признакам.