"Мы живем в России. Наш общий язык – русский"

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать представления о государственных символах России.

Задачи:

  1. познакомить с символами государства: флаг, герб, гимн; особенностями языковой среды государства; назначением речи;
  2. способствовать развитию психических процессов (устойчивости и переключения внимания, памяти); связной и правильной речи;
  3. прививать интерес к предмету; воспитывать чувство патриотизма, толерантности к представителям других народов.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организация начала урока.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.

2. Мотивационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Слайд № 1
Ребята, рассмотрите внимательно слайд и подумайте, о чём мы будем говорить на уроке.
Дети: о нашем городе (т.к. есть фото с изображением улиц города), о нашей школе (т.к. есть фото с изображением школы), о Москве (т. к. есть фото с изображением Красной площади) и т.д.
Наша школа, город, область, Москва - это все части нашей страны. И мы сегодня поговорим о нашей стране. Узнаем, чем наша страна отличается от других стран, узнаем что объединяет народы, проживающие на территории России.

3. Изучение нового.
Слайд № 2
Где бы ты ни родился – в маленькой деревушке или в большом городе, на севере, где почти всегда зима, или на юге, где тепло и солнечно, - тебя, как и у всех нас, есть одна большая, красивая и великая Родина – Россия.

Много стран на свете есть.
Их, наверное, не счесть.
Франция, Италия, Греция, Испания…
Есть у них отличия –
чтоб показать величие.
И у нашей стороны есть отличия –
их три.

Слайд № 3
Эти отличия называют - символы государства.
Символами нашего государства являются: флаг, герб, гимн.
Слайд № 4
Первый символ государства, флаг.
Флаг России имеет три цвета: белый, синий, красный. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий – небо, верность, веру; красный – смелость, доброту, честность.
Ребята, а где мы можем видеть флаг России?
Дети: на здании администрации, во время выступления спортсменов, во время праздников на улицах города и т.д.
Слайд № 5
Молодцы, вы верно ответили. Государственный флаг и его изображение мы можем увидеть на здании администрации города, на стадионах в честь победы наших спортсменов, а так же мы можем увидеть его на документах, почетных грамотах и дипломах, на гербах городов. А что такое герб мы с вами сейчас узнаем.
Слайд № 6
Следующий символ государства - государственный герб. На гербе России изображён двуглавый орёл, в правой лапе у него – скипетр, в левой держава.
Герб – изображение, символ государства, города.
Скипетр – жезл, символ власти.
Держава – золотой шар с короной или крестом, символ власти. Ребята, а где мы можем видеть герб России? Дети: на документах и т.д.
Слайд № 7
Молодцы, вы верно ответили. Государственный герб и его изображение мы можем увидеть на документах, печатях, почетных грамотах и дипломах.
Слайд № 8
Третий символ нашего государства – гимн. Кто знает, что такое гимн?
Дети: песня
Верно, гимн – это торжественная песня.
Когда исполняется гимн государства, необходимо вставать и слушать его стоя, так вы выражаете своё уважение к стране, её законам и традициям.
Сейчас мы послушаем гимн нашей страны, если вы знаете слова гимна, вы можете подпевать, кто слов не знает – внимательно слушает и запоминает.
Дети встают.
Прослушав гимн, дети садятся на свои места.
Слайд № 9
В нашей стране проживает много разных народов, говорящих на своих родных языках. Это башкиры, коми, русские, удмурты, чуваши, украинцы, эвенки, чукчи, якуты и многие другие. Все эти народы гордятся своей историей, своими традициями, своим родным языком. Но есть язык, который объединяет все народы нашей страны, - это русский язык. На нём говори и мы.
А где нам может пригодиться наша речь?
Дети: речь нужна для того, чтобы общаться, играть, учиться и т.д.
Верно, в любом деле нам помогает наша речь.

4. Физминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
(подняться из–за парт, потянуться)
Головою покачали: «Да, да, да», и в ответ «Нет, нет».
(наклоны головы вперед, в стороны)
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покружились, повертелись.
(повороты вокруг себя на месте)
И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, до 5 считаем.
Открываем, поморгаем, и работать продолжаем.

5. Закрепление изученного.
Слайд № 10
Для того чтобы закрепить наши знания о государственных символах нашей страны и запомнить что же объединяет народы, проживающие на территории России поиграем в игру «Молчанку».
У каждого из вас есть сигнальные карточки с цифрами от одного до трёх. Сейчас на экране будут появляться задания и варианты ответа, вам необходимо будет ответить на вопрос, молча подняв карточку с цифрой, относящейся к верному варианту ответа.
Слайд № 11
Задание № 1
Какой из флагов является флагом России?
Дети: карточка № 2
Молодцы! Верный ответ.
Слайд № 12
Задание № 2
Какой из гербов является гербом России?
Дети: карточка № 1
Отлично! Верный ответ.
Слайд № 13

Задание № 3
Какой язык является общим для всех жителей России?
Дети: карточка № 3

Слайд № 14
Молодцы! Верный ответ.

6. Подведение итогов урока.
Ну а теперь подведём итог урока:
Чем вам понравился урок?
Дети: тем, что мы пели гимн, играли и т.д.
Что нового вы узнали?
Дети: узнали о символах нашего государства: цвет флага, слова гимна и т.д.

Я вижу, вам понравился этот урок; вы достаточно хорошо запомнили символы нашего государства, и особенности общения народов проживающих на территории России.
За активную работу на уроке, за правильное выполнение предложенных заданий каждый из вас получает сувенир. Это закладка для учебника, но она не простая. На закладке изображены символы нашего государства герб и флаг, но флаг не окрашен. Вы его самостоятельно закрасите дома. (Закладка для учебника: приложение 2)

Урок закончен.

Презентация в приложении 1