Мониторинг качества образования в МС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 235 (V вида)

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Комплектование классов нашей школы проис­ходит через ПМПК г. Новокузнецка и только с согласия родителей. Наполняемость классов до 12 человек. В них принимаются и ученики начальной школы с дисграфией и несформированной устной речью.
Занятия организуются в пер­вую смену. Продолжительность урока не более 40 мин. Рабо­тает обязательная для посещения ГПД, и дети речевых классов це­лый день проводят в школе. Во второй половине дня проводится основная коррекционно-развивающая де­ятельность. Класс функционирует в течение всего обучения детей в начальной школе.
На каждого ученика речево­го класса ежегодно составляет­ся речевая карта, в которой на протяжении учебного года делаются краткие записи, отмечает­ся результативность работы. На каждый класс оформляется ре­чевой профиль, где собираются все сведения о детях (речевые карты, медицинские справки), расписание занятий, намечают­ся основные направления индивидуальной работы с учащимся. Все учебные предметы соот­ветствуют федеральной программе. Образовательный процесс осуществляется учителем на­чальных классов, логопедом и воспитателем ГПД. Решение ре­чевых и языковых задач во взаи­мосвязи требует специальных педагогических средств и расчле­нения курса русского языка на разделы, отличные от общеобразовательной школы. Программа начальных классов состоит из следующих разделов: «Развитие речи», «Произношение», «Обуче­ние грамоте», «Фонетика, грамма­тика, правописание», «Чтение и развитие речи». Школьным компонентом базисно­го плана предусмотрены уроки:
— развитие речи (2 ч в неде­лю, проводит учитель начальных классов);
— произношение (1 класс — 5 ч в неделю в добукварный период, и 3 часа в букварный период; 2 класс — 1 ч в неделю);
— логоритмика (1 класс — 1 ч в неделю, проводит учитель музыки вместе с учителем-логопедом);
— индивидуальные логопе­дические занятия (2—3 раза в неделю с каждым учащимся, проводит учитель-логопед). Планы ра­боты на четверть, тематическое и поурочное планирование по произношению и логоритмике, речевой профиль класса, рече­вые карты, индивидуальные тет­ради учащихся, тетрадь взаимо­действия с воспитателем ГПД — основная документация логопе­да в речевом классе. Докумен­тация учителя — та же, что и в обычном классе и добавляются материалы педагогического мониторинга. В начале про­водится анализ внешней характери­стики речи каждого ученика, потом по специальной методике выявляется уровень готовности первоклассников к обучению в школе. Определив уровень готовности к обучению в школе, педагог вычерчивает ин­дивидуальный график учащегося, затем делается групповой график. Ежемесячное отслеживание техники чтения (начиная с 4 четверти 1 класса) дает возможность педагогу судить о результативно­сти своей работы по формирова­нию качества чтения. Систематическое фиксирование результа­тов на графике или в таблицах способствует коррекционной ин­дивидуальной работе с учеником, которая всегда приносит положи­тельные результаты. В таблице или на графике вид­ны изменения как показатели ра­боты учителя, и одновременно это сигнализация руководству школы о необходимости принятия управленческого решения в случае рез­кого снижения показателей.
Обеспечение мониторинга качества образования на началь­ном этапе обучения грамоте име­ет актуальное значение. Скрытая неуспеваемость обучающихся при переходе в основную школу должна составлять как можно меньшую долю от общего числа младших школьников. С помощью диаг­ностической работы по русскому языку с первого класса изучается качество обученности в течение 4 лет обучения в начальной школе.
Кроме приобретения грамотно­сти, необходимо овладение уча­щимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образо­вания.
Таким образом, для полного развития интеллектуальной лич­ности необходим анализ обучен­ности по всем предметам, изу­чаемым в начальной школе. А чтобы процесс усвоения изучае­мых материалов подчинялся оп­ределенной закономерности, т.е. качество обученности обязатель­ному минимуму изучаемых пред­метов достигало в начальной шко­ле V вида необходимого уровня, то в среднем звене оно остается ста­бильным или имеет тенденцию к повышению при определенном контроле учителя.
При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля, мы используем инструмент отслеживания ре­зультатов. Таким инструментом являются тесты, анкеты, опросники и др., а так же технологические кар­ты, которые носят специфический характер. На основании результа­тов выполнения тестов, наблюде­ний, опросов, анкетирования, кон­трольных работ дается качественная оценка общеучебных умений учащихся. Потом представ­ляется результаты педагогического тестирования представляются в сводной таблице. Определяется уровень качества обученности, уровень затруднений, возникающих при обучении школьников с ОНР данного класса.
Каждый учитель имеет комплекты тестов и технологических карт. Технологические карты позволяют сделать выводы о качестве преподавания, обученности, и о характере пробелов в знаниях учащихся.
Проблема быстрой оценки ре­зультатов проверочных работ - наиболее трудная в технологиче­ском подходе к конструированию учебного процесса в целом и во внедрении мониторинга как составной части этого подхода в ча­стности.
В этом отношении отечествен­ная дидактика имеет большой опыт. Нами разработаны «учебные пакеты», которые пред­ставляют собой комплект дидакти­ческих материалов, рассчитанных на изучение конкретных разделов учебного материала.
«Учебные пакеты» состоят:
- учебных разделов, тем как эталонов усвоения учебного материала всеми учениками в классе;
- системы проверочных работ (дидактических тестов) и их бы­строй проверки;
- тренажеров;
- дополнительных заданий, повторных тестов и т.п;
- системы итоговых контроль­ных работ.

В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи контингент обучающихся характеризуется многообразием речевых дефектов, а также особенностями психического развития, что требует постоянной индивидуализации задач и методических приемов обучения. В связи с этим особую значимость приобретает информация о развитии каждого обучающегося.
Центральное место в изучении детей этой школы отводится исследованию их речи и наблюдению динамики их развития.
В начале, середине и конце учебного года учитель-логопед школы для детей с тяжелыми нарушениями речи изучает уровень речевого развития каждого ребенка.

Изучение уровня речевого развития состоит из следующих блоков:
1.Исследование сенсо-моторного уровня речи: состояние фонематического восприятия, артикуляционной моторики, навыки произношения, сформированность звуко-слоговой структуры слова.
2. Исследование навыков языкового анализа и синтеза.
3. Исследование грамматического строя речи.
4. Исследование словаря и навыков словообразования.
5. Исследования связной речи.
6. Исследование навыков чтения и письма.

Нами разработаны технологические карты, которые позволяют отслеживать уровень речевого развития в динамике, в соответствии свыше перечисленными блоками. (Приложение)