Обобщающий урок по теме "Периодический закон и периодическая система Д.М. Менделеева"

Разделы: Химия


Учащиеся 8-го класса  изучают химию первый год и от первых уроков зависит многое: формирование  основных учебных компетенций: учебную, коммуникативную, личностную;
стимулирование познавательной  активности обучающихся.
Закончив изучение ключевой темы в курсе химии «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,  существенная особенность которого состоит в том, что о  в отличие от некоторых других фундаментальных законов природы не может  быть записан в виде математической формулы, а имеет  наглядное  графическое  изображение в форме Периодического закона и периодической системы. Он относится к таким научным законам, который реально существует в природе и поэтому никогда не потеряет своего значения.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • обобщить и систематизировать знания по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома»;
    • выявить пробелы в знаниях обучающихся по данной теме;
    • изучение научного наследия великого русского ученого.
  • Развивающие:
    • формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную, личностную;
    • стимулировать  познавательную  активность обучающихся;
    • развивать умения и навыки самостоятельного учебного труда с информационными источниками, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
  • Воспитательные:
    • воспитывать толерантность к чужому мнению, способность работать в коллективе;
    • формировать адекватную самооценку учащихся;
    • воспитывать потребность в знаниях, повышении познавательных интересов, прививать интерес к химии.

Оборудование:

  • печатные пособия:
    • периодическая система химических элементов на столах;
    • карта путешествия;
    • план характеристики химического элемента;
  • плакаты с мудрыми мыслями Дмитрия Ивановича Менделеева:

1. Главный секрет жизни, вот какой: один человек – нуль, вместе только люди!
2.  Жить – это значит узнавать! Жить – это значит мечтать широко и привольно! Жить – это значит творить, трудясь без устали, с неисчерпаемым вдохновением.
3. Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает.

  • презентация  учащейся 9-го класса Устиновой Ольги (Приложение 1)

Оборудование для химического эксперимента: Спиртовки, пробирки, держатели, штатив для пробирок, спички, фарфоровые чашки.

Эпиграф:

«Трудитесь, трудясь,
вы сделаете всё и для близких и для себя,
а если при труде успеха не будет,
будет неудача – не беда – попробуйте еще раз!»

Д.И. Менделеев

ХОД УРОКА

– В начале урока я предлагаю вам прослушать рассказ и ответить на вопросы, которые лежат перед вами.

Дом, который построил М.
Дом, в котором живет дядюшка Одор, построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов М., жившего в XIX веке. Собственно, это не дом, а большой семиэтажный дворец, в котором проживают друзья, коллеги и просто знакомые.
Нельзя сказать, что у всех жильцов добрый, ровный и покладистый характер. Кто-то с кем-то дружит, а иной стремится избежать этой дружбы; некоторых водой не разольешь, а других никогда вместе не увидишь. Тем не менее, все прекрасно уживаются в этом замечательном доме.
На первом этаже – большой холл и всего три жилые комнаты. В одной из них живет сэр Лий, а две другие занимает дядюшка Одор.
Всего по восемь квартир на втором и третьем этажах, поэтому их, вместе с первым, называют малыми этажами. На верхних, больших этажах комнат гораздо больше. На четвертом и пятом – по восемнадцать, на шестом – тридцать две.
Седьмой этаж еще не достроен, но по проекту там тоже планируется тридцать две квартиры.
Так что ожидаются впереди радостные и интереснейшие новоселья. Ведь каждый жилец этого дома – яркая индивидуальность. Правда, члены двух фамилий с первого взгляда удивительно похожи, есть даже близнецы, однако следует присмотреться повнимательней, и станет видно, какие они разные.
Нужно сказать об особенностях этого дома. Во-первых, переходы от одного этажа к другому устроены в виде спирали. Чтобы подняться на верхние этажи, надо пройти по лестнице, а затем по длинному коридору следующего этажа. Из каждого такого коридора отдельные двери ведут в комнаты жильцов.
Глубоко продумано в доме расположение квартир по этажам, и распределены они (квартиры) с учетом родственных связей между жильцами. Родичи по прямой и боковой линиями могут ходить друг к другу в гости, минуя коридоры на этажах, потому что комнаты по всей высоте дома находятся строго одна над другой, а между ними имеются переходные лесенки.
Только две большие фамилии живут вместе. Учитывая семейные традиции, для них сделали исключение и выделили этим семьям отдельные флигеля, одной – на шестом, другой – на седьмом этаже.
Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора. Ведь на первом этапе планирования дворца поступило всего шестьдесят три заявки на место жительства в нем. Однако архитектор М. учел возможные демографические изменения и заложил дополнительно в проекте около тридцати квартир в расчете на перспективу. И он не ошибся: сейчас в этом доме прописано более ста жильцов.

Вопросы: 

– Кто автор проекта необыкновенного дома и что это за дом?
– Что вы знаете о семи этажах дома и жильцах на каждом этаже?
– О каких двух фамилиях говорится в рассказе, и каковы их семейные традиции?
– Сколько квартир предстоит заселить еще на седьмом этаже?
– Для каких жильцов архитектор М. предусмотрел пустые или запасные квартиры в своем проекте?
– Кто такие родичи по прямой и боковой линиям?

Ответы:

Дом, о котором говорится в рассказе, – это периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Она состоит из семи периодов (этажей), в каждом из которых строго определенное число элементов (жильцы).
Для всех элементов положение в системе определено однозначно, за исключением водорода. В связи со строением атома и свойствами, сходными со свойствами щелочных металлов и галогенов, водород одновременно помещают в 1-ю и 7-ю группы периодической системы.
Первые три периода называют малыми, а следующие – большими. 7-й период называют еще незавершенным. Если продолжить его по аналогии с закономерностью заполнения элементами 6-го периода, то 7-й период завершится благородным газом с порядковым номером 118.
Два семейства химических элементов – лантаноиды и актиноиды в обычном варианте изображения периодической системы вынесены за пределы таблицы (в отдельные флигеля). Строение внешних электронных уровней этих элементов сходно, поэтому они обладают сходными свойствами.
В истории химии было много «открытий» мнимых элементов, которые на самом деле были смесями нескольких очень похожих по свойствам лантаноидов. Так появились химические элементы с названиями – ПРАЗЕОДИМ (светло-зеленый близнец) и НЕОДИМ (новый близнец). Со времени открытия периодического закона науке было известно всего 63 химических элемента. Однако Д.И.Менделеев гениально предсказал существование еще многих неоткрытых элементов, оставив для них в таблице пустые клетки (свободные квартиры). Прогнозы ученого блестяще подтвердились.
Родичи по прямой и боковой линиям – это химические элементы в пределах определенной группы).

Учитель. Совершенно верно вы ответили  на вопросы. Дом, о котором говорится в рассказе, – это периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Она состоит из семи периодов (этажей), в каждом из которых строго определенное число элементов (жильцы). Для всех элементов положение в системе определено однозначно.
Мы закончили изучение ключевой темы в курсе химии «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.  Его существенная особенность состоит в том, что он  в отличие от некоторых других фундаментальных законов природы не может  быть записан в виде математической формулы, а имеет  наглядное  графическое  изображение в форме Периодического закона и периодической системы. Он относится к таким научным законам, который реально существует в природе и поэтому никогда не потеряет своего значения. И сегодня   обобщим знания, которые вы получили  в течение изучения данной темы.

Ученик.

Пусть зимний день с метелями
Не  навевает грусть
Таблицу Менделеева я знаю наизусть
Зачем её я выучил?
Могу сказать зачем
В ней странность и величие
Любимейших поэм
Без многословья книжного
В ней смысла торжество
И элемента  лишнего в ней
Нет ни одного
В ней пробужденье дерева –
И вешних льдинок хруст
Таблицу Менделеева
Учите наизусть.

– Обычно говорят, театр начинается с вешалки, а кабинет химии с техники безопасности. Экипажам предстоит проявить знания правил охраны труда и техники безопасности. Экипажи готовы к путешествию? Тогда в путь!

1. Проводя лабораторные опыты по изучению физических явлений, один из учащихся нагрел докрасна стеклянную трубку, положил ее на кафельную плитку и приступил к следующему эксперименту. Какие нарушения требований техники безопасности он допустил? Каковы возможные последствия этих нарушений.

Ответ. Оставил без присмотра нагретый стеклянный предмет, взявшись за который можно получить сильный термический ожог, так как практически невозможно заметить, что трубка нагрета.
Нагретая стеклянная трубка на холодной кафельной плитке может лопнуть с образованием мелких, плохо различимых осколков. От этого впоследствии можно получить тяжелые порезы.

2. Во время практического занятия по изучению приемов обращения со спиртовкой произошла вспышка паров спирта внутри ее корпуса, фитиль с оправой
выбросило наружу, спирт разлился и загорелся на поверхности стола. Что должен делать учащийся в этой ситуации? Как следует поступить его соседям?

Ответ. Немедленно сообщить о происшедшем учителю, а затем убрать от очага загорания легковоспламеняющиеся предметы.
Соседи должны освободить проход учителю, который примет необходимые меры для ликвидации загорания. Самому обучающемуся для тушения пожара предпринимать ничего не следует.

3. Продемонстрировать правила работы со спиртовкой – снять колпачок со спиртовки и поставить его на стол; проверить, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть закрыто полностью, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде – зажигать спиртовку следует горящей спичкой. Нельзя зажигать ее от горящей спиртовки! Это может вызвать пожар. Погасить спиртовку, накрыв ее колпачком.

4. Во время решения экспериментальных задач на руку учащегося попала капля концентрированной серной кислоты. Как ему следует поступить?

Ответ. Немедленно стряхнуть каплю, но так, чтобы не забрызгать окружающих, и начать промывать пораженное место водой, затем 3% раствором питьевой соды.

5. Что нужно сделать в случае ожога щелочами?

Ответ. Промыть водой, нейтрализовать 1-2%-ным раствором уксусной кислоты.

Учитель. Сегодня мы побываем в удивительной и загадочной стране «Химический элементарий». Много у нее тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру; но все они чтут законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя ее создателя. И прежде чем отправиться в путь жители химического элементария хотят проверить, готовы ли вы соблюдать законы и обычаи страны? Что вы знаете о её создателе? Они прислали нам вопросы, на которые ждут ответ.

Первая станция «В гостях у Менделеева»

Просмотр презентации, подготовленной Устиновой Ольгой (Приложение 1).

Ученик.

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах
Всё от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.

– Вот мы и в гостях у местных жителей, но их так много. И некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в четкую и размеренную жизнь страны. Придется помогать; объяснять их свойства и возможности.

Станция  «Расскажи мне о себе»

Экипажи тянут карточки с заданиями: дать характеристику химического элемента по положению в периодической таблице Д.И.Менделеева (на примере кальция, магния) по плану.

План характеристики химического элемента

  1. Положение в периодической системе  Д.И. Менделеева: порядковый номер, период, группа, относительная атомная масса, указать: металл, неметалл, переходный.
  2. Строение атома: заряд ядра, число электронов, протонов, нейтронов, число энергетических уровней, распределение электронов по энергетическим уровням, число электронов на внешнем  энергетическом уровне (число спаренных и неспаренных электронов).
  3. Сравнение с соседями: по периоду, подгруппе.

Учитель. Ребята,  вам было дано домашнее задание: подготовить эксперимент и продемонстрировать его. Помните, что при выполнении эксперимента вы должны руководствоваться инструкцией № 004 охраны труда и техники безопасности при выполнении опытов.

1. Химические водоросли

В стакан наливают разбавленный равным объемом воды раствор силикатного клея (силикат натрия). На дно стакана помещают кристаллы хлоридов кальция, марганца, кобальта никеля и других металлов. Через некоторое время в стакане начнут расти кристаллы соответствующих труднорастворимых силикатов, напоминающие водоросли.

2. Разноцветное пламя

В фарфоровые чашки наливают по 2-3 мл спирта. В спирт добавляют по 0,2-0,3 г мелко растертых хлоридов. Смесь поджигают. В каждой чашке цвет пламени характерен для того катиона, который имеется в составе соли: литий – малиновый, натрий – желтый, калий – фиолетовый, кальций – кирпично-красный, барий – желтовато-зеленый.

Игра «Лото»

– Вы получаете игровые поля разного цвета. Красный – повышенной трудности, зеленый средней сложности, голубой –облегченный .Я задаю вам вопросы, вы должны определить о каком элементе идет речь и закрыть его на игровом поле вкладышем.

Порядковый номер элемента равен 13.
Заряд ядра атома 20.
Относительная атомная масса 52.
Общее число электронов в атоме 15.
Элемент второго периода, пятой группы.
Элемент третьего периода шестой группы.
Элемент четвертого периода.
Элемент четвертого периода, пятой группы, побочной подгруппы.
Элемент второй группы, в его атоме два энергетических уровня.
Элемент второго периода в его атоме семь валентных электронов.
Заряд ядра атома 20.
Сумма масс протонов и нейтронов в ядре равна 24.
Сумма масс протонов и нейтронов в ядре равна 48.
Из оставшихся элементов главных подгрупп выберите самый активный металл.

Учитель. Все жители Химического элементария очень гордятся своими именами. А знаете ли вы, ребята, чьи имена носят они?

«Что в имени тебе моем?»

Какие химические элементы  названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов?
Напишите названия и порядковые номера этих элементов за одну минуту.

Учитель. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны. Некоторые жители страны не могут попасть домой так, как они забыли код, с помощью которого они могут открыть дверь. Давайте попробуем правильно составить код.

Составь код.  (Программированное задание)

1. В чем физический смысл порядкового номера?

А) Показывает количество электронов на последнем энергетическом уровне
Б) Показывает число энергетических уровней.
В) Соответствует валентности элемента.

2. В побочные подгруппы входят

А) Химические элементы малых периодов
Б) Химические элементы больших периодов
В) Химические элементы малых и больших периодов

3. Какое из следующих свойств атомов химических  элементов возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра?

А) Число электронов в наружном слое  
Б)  Атомный радиус
В) Электроотрицательность

4. Какое из следующих свойств х.э. не изменяется в периоде?

A) Число энергетических уровней в атоме
Б) Число электронов в наружном электронном слое
B) Атомные радиусы

5. Побочные подгруппы составляют

А) Только металлы
Б) Только неметаллы
В) Металлы и неметаллы

6. Какое из следующих веществ имеет в твердом состоянии атомную кристаллическую решетку?

А) Кислород
Б) Вода
В) Алмаз

После выполнения задания учащиеся обмениваются листами, а учитель читает правильный ответ.

Ответы:1 – б, 2 – б, 3 – б, 4 – а, 5 – а, 6 – в.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в страну « Химический элементарий» . Нам осталось подвести итоги.
Подведение итогов, выставление оценок.
Открытие периодического закона и создание периодической системы химических элементов  было сделано нашим гениальным соотечественником Д.И.Менделеевым.
Воодушевляемый любовью к Родине, всеми силами своего необыкновенного таланта, Дмитрий Иванович стремился приумножить благосостояние и авторитет России. Мы,
как потомки, горды и счастливы тем, что можем пользоваться плодами его величайшего открытия.
Заканчивается урок словами Д.И.Менделеева, которые он написал в завещании к своим детям: «Трудитесь, трудясь, вы сделаете всё и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда – попробуйте еще раз!».