Урок русского языка в 7-м классе

Разделы: Русский язык


Тема урока: «Наречие» «Я, конечно, вернусь…» (на материале творчества В.С. Высоцкого)

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель урока:

  • систематизация и обобщение  знаний учащихся о наречии как части речи;
  • формирование умений использовать в устной и письменной речи наречия;
  • воспитание любви к творчеству В.С. Высоцкого.

Оформление и оснащение урока:

  • фотографии В.С. Высоцкого;
  • аудиозаписи песен  В.С. Высоцкого;
  • сборники стихотворений В.С. Высоцкого;
  • карточки с заданиями
  • схема восхождения в гору (Приложение).

Эпиграф урока: «Соплеменники, окажите честь – зачеркните «был», напишите  «есть». (П. Вегин)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вводное слово учителя

– Сегодня, 25 января 2008 года исполнилось бы 70 лет Владимиру Семеновичу Высоцкому – выдающемуся российскому поэту, певцу, актёру XX века.

Рассказ ученика о жизни В.С. Высоцкого

(Звучит песня В.С. Высоцкого «Если друг оказался вдруг»)

–  А  мы с вами проведём необычный урок – урок  восхождения в горы, осуществить которое поможет нам поэзия В.С. Высоцкого.
Целью такого восхождения станет работа над обобщением знаний о наречии:
– нахождение наречий в тексте, установление отличия наречий от других частей речи;
– соблюдения правильной постановки ударения в наречиях;
– использование наречий как средства повышения изобразительности речи и выражения оценки.
А для того, что совершить восхождение в гору классу надо разбиться на группы-«связки», и в каждой группе выбрать «инструктора» (сильный  ученик). Оценки получает вся «связка» за ответы её участников. Если ответы правильные – группа поднимается в горы: с листопадных лесов у подножия, проходит вечнозелёные леса, пересекает высокогорные альпийские луга, преодолевает голые скалы и каменистые пустоши, чтобы восхититься ослепительными ледниками. «Связки», оказавшиеся на вершине, получают оценку «отлично».

(Класс разбивается на «связки» и получает задания на отдельных листочках.)

Из стихотворения  «Песня о друге» (см. Приложение):

1. Выпишите  все наречия. Каковы признаки наречия как части речи?
2. Произведите морфемный и морфологический разборы   2 наречий.

– Какова тема этого стихотворения?  Можем мы определить по этому стихотворению  жизненные  принципы  поэта?
Коллективное  обсуждение  задания. За выполненные задания группы получают карабины – элементы страховки – своеобразные жетоны.

3. Словарный диктант

Запишите слова,  расставьте ударения в словах: невдалеке, удивленно, вдали, вверх, вдруг, вниз, неподалёку, напрямик,  дотемна, издалека, изредка, вплотную, шепотом, сплошь, тревожно, здесь.

Взаимопроверка диктанта в связках, выставление оценок.

4. Из данных  наречий  составьте предложения по теме  «Восхождение в горы».

5. Подберите  синонимы, которые отличались бы  оттенками значения – степенью выраженности признака, к некоторым наречиям: изредка, непременно, хорошо.

6.  Рисуем  картинку увиденного (определение роли наречий в тексте)

Команды-связки получают тексты (см. Приложение) с описанием того высотного пояса, которого они смогли достичь в результате ответов по предыдущим заданиям.

7.  Подведение итогов, выставление оценок

8. Заключительное слово учителя

(Звучит песня «Корабли постоят и ложатся  на курс…»)

– Поднимите головы. Посмотрите на небо… Среди множества планет в огромной Галактике блуждает маленькая светящаяся точка. И это вечно живое  небесное тело связано с именем Владимира Высоцкого. В  1985 году астрономы крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера  «ВладВысоцкий». Она значится под № 2374

«Я, конечно, вернусь –
весь в друзьях и в мечтах,
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою,– не пройдёт и полгода…»