Анализ научно-методической, экспериментальной и инновационной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3", г. Салехард

Разделы: Администрирование школы


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставит задачу достижения нового, современного качества образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Изменения в развитии общего образования в РФ потребовали изменений в содержании и организации методической работы в школе. В связи с этим предполагаются новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Методическая работа МОУ СОШ №3 направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу, программу развития школы и учебно-воспитательный процесс. Научно-методическая деятельность школы осуществляется на информационно - деятельностном уровне.

В 2006-2007 учебном году завершилась реализация Программы развития "Акмеологическая школа", которая была направлена на формирование модели школы, основанной на саморазвитии и самосовершенствовании личности, что подразумевает развитие интеллектуального, социального, физического и духовного потенциала личности учащегося. Приоритетные направления преобразований школы, основанные на организации совместной образовательной и оздоровительной деятельности учителей и учащихся в условиях общеобразовательной школы были направлены на организацию учебно-воспитательного процесса, адаптивно-развивающего, валеологического, а также акмеологического, включающего комплекс мер по коррекции и укреплению здоровья учащихся школы 1 и 2 ступеней немедикаментозными методами с целью формирования личности ребенка, стремящегося к постоянному физическому и духовному самосовершенствованию и жизненной самореализации.

В результате реализации Программы развития в МОУ СОШ №3 была создано единое образовательное пространство, был успешно завершен эксперимент "Коррекция и укрепление здоровья учащихся 1ступени обучения немедикаментозными методами в условиях Крайнего севера".

В современной системе образования существенно повысили свою значимость такие факторы как:

Появление тенденции роста направленности образования с осознанием понятий личностноориентированности, здоровьясбережения, профилизации.

Использование накопленного в последние годы педагогической практики опыта организационно-педагогических и содержательных преобразований; расширение запаса теоретических знаний у значительной части практикующих педагогов, освоение ими новых педагогических технологий.

Осознание необходимости демократизации школы как основного направления ее развития, признание толерантности как социально образовательной ценности в поликультурной среде.

Поэтому в 2007 году была разработана новая Программа развития "Школа успешности" на 2007-2012 год. Основными концептуальными идеями программы стали:

1) формирование личности выпускника, как человека, умеющего критически осмысливать происходящее, творчески подходить к решению проблем и самостоятельно строить свое поведение в ситуациях, требующих выбора, максимально реализовывать свой личностный и творческий потенциал;

2) создание условий для саморазвития и самовоспитания каждого ученика, создание ситуации успеха для каждого ребенка, независимо от его умственных, физических и психологических особенностей через оптимизацию учебной и внеучебной деятельности, развитие дополнительного образования, развитие профильного и предпрофильного образования, системы психического и физического оздоровления учащихся, целесообразно организованной системы воспитательной работы;

3) создать условия (мотивационные, научно-методические, информационные, материально-технические, организационные) для личностного и профессионального роста каждого учителя, повышения его авторитета в глазах учеников, их родителей, коллег;

4) формирование позитивного имиджа и привлекательности для местного социума, публичное признание на уровне города и округа.

Стратегическая цель программы - адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в воспитательно-образовательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.

С учетом приоритетных направлений, определенных Программой развития, второй год педагогический коллектив МОУ СОШ №3 работает над методической темой "Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения и здоровьесбережения".

В рамках методической темы выделены следующие приоритетные направления:

- Формирование многогранного образовательного пространства для детей в возрасте от 6 до 17 лет, ориентированного на индивидуальное развитие личности посредством гибкой разноуровневой и разновариативной системы обучения, для достижения нового качества жизни средствами образования.

- Реализация личностно-ориентированного и компетентностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей и подростков через обновление содержания образования и внедрение новых образовательных технологий на всех ступенях обучения.

- Обеспечение условий для выполнения оздоровительных функций общеобразовательного учреждения

- Активизация работы по вопросам воспитания гражданского самосознания учащихся, школьного самоуправления, формирования патриотизма.

Для реализации приоритетных направлений на начало каждого года в школе имеется необходимая нормативно - правовая база, соответствующие локальные акты и положения.

Для удовлетворения потребностей современного общества от учителя требуются высокая культура, сформированная система ценностей, заинтересованность педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способность к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности. Соответственно, миссию методической службы мы видим:

- в разработке и научно-методическом обеспечении стратегии развития школы;

- в формировании и реализации единой методической политики школы;

- в создании условий для формирования субъектной позиции педагога;

- в создании системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов школы;

- в раскрытии инновационного потенциала педагогов школы.

Исходя из социального заказа на творческую личность учителя, из инновационной деятельности в образовании и реализации федеральной, региональной и муниципальной политики в области непрерывного образования, в школе была создана модель методической службы.

В соответствии с нормативными документами цель методической службы состоит в совершенствовании школьного образования, в апробации экспериментов и инноваций, в постоянном развитии творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

В период с 2006-2007 по 2008-2009 учебный год были определены следующие задачи методической работы:

  • Развитие профессионально-личностных качеств учителя через систему семинаров и самообразования учителей.
  • Изучение и активное внедрение достижений педагогов-новаторов, рекомендации психолого-педагогической науки в практику работы педагогического коллектива.
  • Освоение и внедрение новых образовательных и здоровьесберегающих технологий для повышения статуса школы в контексте модернизации российского образования
  • Повышение эффективности работы с мотивированными и одаренными детьми.
  • Раскрытие творческого потенциала учителя, включение учителя в инновационную деятельность.
  • Стимулирование стремления учителя аттестоваться на более высокую квалификационную категорию.
  • Создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию их творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.
  • Создание мотивации и условий для проведения экспериментальной деятельности и научно-исследовательской работы, формирования методической компетенции педагога
  • Осуществление информационно-консультативной работы, методического руководства, изучение, обобщение и трансляция инновационного педагогического опыта.

Методическая работа за отчётный период была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через Программу развития школы, образовательную программу и учебно-воспитательный процесс.

Были созданы условия, способствующие решению поставленных задач:

1. Составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения Федерального стандарта образования.

2. Методические объединения работали по планам в соответствии с Программой развития и методической темой школы.

3. Использовались разнообразные формы методической работы и организация ВШК, как одно из условий эффективности работы.

4. Формировалась система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся.

5. Велась работа по улучшению материально-технической базы кабинетов.

6. Работа по организации учебно- воспитательного процесса по решению задач ОУ носила научно- методический характер и была построена на диагностической основе.

Основная задача, которая стоит перед администрацией и педагогическим коллективом школы - включить педагогический коллектив в активную творческую работу. В связи с этим в планировании научно-методической работы школы и предметных методических объединений отобрался тот комплекс мероприятий, который позволил бы системно и эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Основным направлением научно-методической работы явилась организация методической деятельности с целью повышения научно-методического уровня педагогических работников, и соответственно повышения качества образования.

Поставленные задачи в основном выполнены, чему способствовали:

- спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса;

- анализ выполнения принятых управленческих решений;

- выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.

- сложившаяся система методической работы.

В соответствии с поставленными целями и задачами, методическая работа за три года осуществлялась по следующим направлениям:

1 . Работа научно- методического совета;

2. Работа с педагогическим коллективом (повышение квалификации учителей);

3. Различные формы методической работы по повышению профессионального мастерства сотрудников образовательного учреждения.

4. Работа предметных методических объединений;

5. Экспериментальная и научно-исследовательская работа;

6. Работа с мотивированными на учебную деятельность учащимися. Работа с одаренными детьми.

Ключевые направления деятельности методической службы в школе разработаны на основе предложений, поступивших от педагогов, системного анализа деятельности школы, отчетов о работе методических объединений.

Работа научно- методического совета

Во главе научно-методической работы школы стоит научно-методический совет (НМС), который осуществляет руководство инновационной, экспериментальной и исследовательской деятельностью как школы в целом, так и каждого участника образовательного процесса: администрации, учителей-предметников, классных руководителей.

Цель работы НМС - формирование научно- методического пространства, обеспечивающего развитие ОУ в соответствии с образовательной политикой государства, региона, города.

Задачи:

  • Анализ эффективности научно- методической деятельности в школе;
  • Организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • Создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов учебного заведения, самореализации учителя, развития научно-исследовательского и творческого потенциала педагогического коллектива;
  • Формирование имиджа школы как учебного заведения высокого профессионализма, педагогической культуры, отвечающего требованиям государства, предъявляемым к школе.

Возглавляет НМС заместитель директора по НМР, в состав научно-методического совета входят представители администрации педагогического коллектива - компетентные и педагогически грамотные педагоги, имеющие первую и высшую профессиональную категорию, высокий рейтинг среди коллег и получившие рекомендации методических объединений для участия в деятельности НМС, руководители МО, творческих групп. Состав НМС ежегодно утверждается приказом директора школы.

Содержание деятельности НМС:

  • прогнозировать и разрабатывать перспективное планирование развития образовательно-воспитательного процесса учебного заведения;
  • изучать и утверждать материалы инновационной, экспериментальной и исследовательской деятельности педагогов учебного заведения;
  • давать экспертную оценку результативности инновационной, исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов;
  • утверждать методические и научно-исследовательские материалы педагогов, представленные МО на рассмотрение для получения грантов, для участия в научных конференциях, экспериментах, конкурсах;
  • определять педагогическую, психологическую, дидактическую, методическую и научную значимость представленных материалов;
  • разрабатывать модели организации научно-исследовательской и экспериментальной работы в учебном заведении;

Заседания научно-методического совета проводятся каждую четверть и, как правило, предшествуют заседаниям методических объединений и творческих групп учителей.

Основные вопросы, выносимые на рассмотрение НМС за анализируемый период:

  1. Подведение итогов методической работы в прошедшем учебном году, цели, задачи на новый учебный год.
  2. Экспертная оценка рабочих программ, календарно-тематического планирования, программ элективных курсов, кружков и факультативов, разработанных учителями
  3. Анализ хода освоения новых технологий обучения.
  4. Анализ результатов работы секций научного общества учащихся.
  5. Утверждение рекомендаций по использованию комплекта учебников для обучающихся в новом учебном году.
  6. Анализ результатов экспериментальной деятельности школы.
  7. Анализ итогов научной деятельности учителей и учащихся (участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, методических конкурсах, семинарах).
  8. Оценка эффективности реализации программы предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.
  9. Здоровьесбережение в ОУ: состояние и перспектива.
  10. Педагогическая поддержка старшеклассников при подготовке к ЕГЭ.
  11. Мониторинг качества образования.
  12. Прогнозирование стратегии развития школы. Разработка программы развития школы.

Выводы:

  • Деятельность НМС осуществляется в соответствии с локальными актами, утвержденными на уровне школы
  • План и задачи стоящие перед НМС выполняются полностью
  • Недостаточна активность отдельных членов НМС, из-за недостатка времени

Рекомендации:

  • Расширить НМС за счет педагогов, способных принимать решения в условиях внедрения эксперимента по введению ФГОС второго поколения.

Работа с педагогическим коллективом, повышение квалификации и аттестация педагогических кадров

Ключевым звеном в административной работе школы являются кадры, которым администрация школы уделяет большое и серьезное внимание.

На наш взгляд, стратегическое направление работы с педагогическими кадрами - это непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области учебных предметов, методики и технологии их преподавания, что в конечном итоге должно привести к росту уровня образованности, воспитанности и развитости учеников.

Анализ кадрового состава образовательного процесса

Показатели 2006-2007 2007-2008 2008-2009
директор 1 1 1
заместители 8 9 8
Педагогические работники (включая директора и заместителя) 60 67 72
Возрастной состав
до 30 лет (в том числе и молодых специалистов) 18/3 18/6 16/6
30-40 лет 18 16 22
40-50 лет 14 18 21
старше 50 лет 10 7 13
пенсионного возраста 9 4 10
уровень образования
высшее 47 56 54
незаконченное высшее 2 1 3
среднее специальное 11 10 15
Квалификация педагогических кадров
высшая 7 12 9
первая 14 17 23
вторая 12 19 10
Количество работников имеющих знаки отличия
отличник народного образования 3 2 2
почётный работник общего образования РФ 3 3 6
почётная грамота Минобразования РФ 3 2 3
почетная грамота губернатора ЯНАО 2 4 3
грамота главы города Салехард 6 6 7
грамота департамента образования ЯНАО 6 6 6
ветеран труда 3 4 2
ветеран ЯНАО 1 4 нет
благодарность государственной думы ЯНАО нет 1 1
медаль да трудовое отличие 1 1 нет

Уровень квалификации

Анализ кадрового состава педагогического коллектива позволяет сделать следующие выводы:

  • Количественный и качественный состав педагогических кадров по анализируемым показателям является достаточно стабильным и имеет тенденцию к росту.
  • Достаточно высоким является число педагогов, имеющих квалификационные категории, в т.ч. высшую и первую.
  • Высшее образование имеют 75 % педагогов.
  • Стабильными являются показатели по награждению педагогов различными наградами.

Таким образом, следует отметить, что педагогический коллектив достаточно стабилен, имеет профессионально высокий уровень, продуктивный средний возраст - 37,8 лет, а значит, способен решать задачи, стоящие перед инновационным образовательным учреждением, каким является школа.

Продолжение статьи.