Урок развития речи по теме "Словарь — мой верный помощник и друг"

Разделы: Русский язык


Эпиграф к уроку:

Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё.
А. Франс.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство учащихся со школьными словарями;
  • сообщить, какую информацию можно получить из словарей различных типов;
  • учить пользоваться словарями;

Развивающие:

  • развитие речи учащихся;
  • сформировать потребность в использовании словарей различных типов;

Воспитательная:

  • прививать чувство любви к великому русскому языку.

Оборудование:

  • выставка словарей русского языка;
  • словари в обложках;
  • конверты с "письмами" словарей;
  • презентация "Словари русского языка";
  • таблица "Что можно узнать из словарей различных типов";
  • орфографические, толковые и словари синонимов на столах учащихся;
  • тексты для речевой разминки и лингвистического анализа.

Ход урока

Организационный момент.

Речевая разминка.

Прочитайте стихотворение А. Шибаева (используется презентация 1 слайд) сначала про себя, подумайте, на какие слова в строках падает логическое ударение, потом выразительно вслух. (Презентация, приложение 1)

Ответьте на вопросы:

- Определите тему и основную мысль стихотворения.

- Из каких книг мы можем узнать значение, происхождение, нормы произношения, правописания слов?

Запишем число и тему сегодняшнего урока (на доске + презентация слайд 2).  

Прочтите эпиграф, записанный на доске.

- Что имел в виду автор, когда называл словарь "книгой книг"? Запишите эпиграф в тетради.

III. Работа по теме.

1. Вступительное слово учителя

- Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

(Через книги, телевизор, компьютер и с помощью словарей.)

- В любой библиотеке можно найти полку, где помещается справочная литература. Любой человек может узнать из словарей много нужной и полезной информации. Сегодня мы познакомимся с различными типами словарей русского языка.

Перед нами выставка различных словарей, посмотрите, как их много.

Но здесь не все словари русского языка. Некоторые пришли к нам в гости анонимно, инкогнито. Но у них с собой письма, в которых содержится вспомогательная информация. Давайте попробуем отгадать, какие же словари скрываются под маской-обложкой.

Учитель читает "письма" от словарей (приложение 2), дети называют тип словаря, учитель снимает обложки, подтверждает ответ (название, автор)

Учитель:

- Ребята, вы молодцы. Не так-то просто вас провести. Посмотрим, как вы справитесь с другими заданиями.

- Вспомните, какие ещё словари мы не назвали. (антонимов - используют писатели, школьники, энциклопедический - все, орфографический - все, омонимов - учёные-лингвисты, школьники, орфоэпический - дикторы, актёры, грамматико-орфографический - школьники и все, интересующиеся русским языком люди). Учитель говорит полное название некоторых словарей и ФИО авторов, представленных на выставке (приложение 3) и предлагает ознакомиться с выставкой более подробно на перемене.

- Какие вы ещё знаете словари, назовите их авторов ("Толковый словарь живого великорусского языка" В.И.Даля, "Новый словарь русского языка" Т.Ф.Ефремовой и др.)

- Сейчас некоторые словари выпускаются в электронном виде, на дисках ( показать)

- Кроме этого, существуют довольно редкие виды словарей, которые могут существовать в единственном экземпляре или выпущены малым тиражом. Давайте посмотрим на эти словари (презентация слайды 3-5)

 - Из истории словарей (можно предложить два варианта работы)

1) рассказ подготовленного ученика:

Впервые "Орфографический словарь" для школьников стал издаваться в 30е годы нашего века профессором Александром Матвеевичем Пешковским, после его смерти работу продолжил Дмитрий Николаевич Ушаков, выдающийся лингвист, лексикограф.

Вышедший впервые в 1934 году "Орфографический словарь" переиздавался более 40 раз. Кроме Д.Н.Ушакова в работе над словарём в разное время принимали участие Сергей Ефимович Крючков и Лев Антонович Чешко. Одно из изданий такого словаря у вас на партах.

В 1976 году вышел необычный "словарь-матрёшка", который объединил в себе несколько словарей: орфографический, орфоэпический, морфемный, толковый, исторический и др. Это "Грамматико-орфографический словарь русского языка", составленный Борисом Трофимовичем Пановым и Алексеем Васильевичем Текучевым. Эти словари помогают нам грамотно говорить и писать.

2) Работа со статьей упражнения 160 параграфа 21 учебника "Русский язык. 5 класс" под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - 7-е издание., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.

- Ребята, вспомните, как располагаются слова в словаре? ( в алфавитном порядке). А как называется запись информации о слове в словаре? (словарная статья, в ней могут содержаться грам. пометы, толкование слова, примеры, син.ряд, антон. пара. ) Как словарная статья многозначного слова от омонимов? ( многозн. - в одной статье под цифрами, омонимы - разные статьи)

2. Работа с текстом.

Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль, стиль и тип речи, озаглавьте текст. (приложение 4)

(Россия, широта и величие русской земли, художественный, повествование, Россия/Родина/великая Россия).

- Какой словарь поможет нам узнать информацию о географических названиях? (энциклопедический. Вислинский залив - от названия реки Висла - самой значительной реке бассейна Балтийского моря) Что такое бассейн? А вот что говорит нам толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)

- Вставьте пропущенные буквы. Каким словарем вам необходимо воспользоваться, чтобы правильно это сделать? (орфографическим)

- Объясните лексическое значение выделенного слова (дюны)

- Подберите синонимы к словам.

Найдите омонимы (лист), объясните разницу лексического значения, составьте словосочетания с этими словами.

Один из учащихся зачитает словарную статью о происхождении слова "вахта". (приложение 5)

Придумайте и запишите предложения с этим словом.

Вывод: для работы с одним словом может понадобиться несколько словарей.

3. Работа с таблицей "Что можно узнать из словарей разных типов?" (приложение 6)

- Ребята, мы с вами убедились, что словарей русского языка очень много и все они, безусловно, необходимы любому, кто хочет быть грамотным.

- И мы с вами часто используем словари на уроках русского языка. Назовите те, с которыми мы работаем чаще всего (толковый, орфографический и словарь синонимов)

Давайте подумаем, для чего нужны эти словари, какую информацию мы можем получить из вышеперечисленных словарей). Для этого обратимся к таблице и заполним ее.

Перечислите функции словарей, расположенные в верхних столбцах таблицы.

Поставьте знаки "+" и "- " в зависимости от наличия или отсутствия называемой функции у каждого из словарей.

(работа выполняется фронтально)

Вывод: у каждого словаря своё назначение, и в зависимости от поставленной задачи мы делаем выбор в пользу того или иного словаря.

4. Творческое задание (резервное)

Учитель:

- Ребята, давайте ещё раз озвучим тему нашего урока. Так будет называться ваше сочинение-миниатюра. Какова задача вашей творческой работы? Тема? Основная мысль? Может, у вас есть свои идеи, как назвать сочинение? Какие опорные слова вам могут понадобиться? (лексическое значение, толкование слов, нормы произношения, ударения, происхождение слов, уроки развития речи).(ответы детей учитель конспектирует на доске). При необходимости обращайтесь к словарю.

Итак, начинайте работать.

По завершению работы 2-3 человека прочитают свои сочинения. При чтении ученики называют слова, которые требуют проверки орфографическим словарем. Можно записать и проверить.

-При написании сочинений мы часто обращаемся к словарю синонимов (и антонимов), чтобы избегать речевых ошибок, разнообразить свою речь. Можно привести примеры. (комментарии учителя и детей, оценки)

5. Занимательные задания (резервные). (приложение 7)

- Объясните, почему возникла ситуация, описанная в юмореске.

Что понадобится человеку, чтобы не попадать в такие смешные ситуации?

- Найдите в загадках синонимы и антонимы. При необходимости обращайтесь к словарю.

Простое слово промежуток,
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называет все:(антракт)

На время что-то прекратив,
Мы объявляем :(перерыв)

В борьбе, в труде устали слишком -
Дают уставшим :(передышку)

После урока непременно
Нужна ребятам :(перемена)

Я антоним слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня :(прохлада).

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я :(конец).

Я - синоним осьминога,
А без с - в метле нас много (спрут).

Я - то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун,
А называюсь я :(тайфун)

Днём молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает (филин).

6. Итог урока.

Учитель:

- Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали? Чему научились?

- Самостоятельно сделайте выводы.

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем?

- Где и как вы их будете использовать?

- В заключении послушаем (подготовленный ученик)/прочитаем выразительно (презентация слайд 6) стихотворение С.Я. Маршака "Словарь" (приложение 8)

7. Домашнее задание

- Заполните таблицу "Мои домашние словари" (приложение 9) (перезентация слайд 7)

(начертить шаблон в тетрадях)

Урок окончен.