Творческая работа-эссе "Педагог в современном мире"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане».

Я.А.Коменский

Говорят, педагогика – самое тонкое искусство, а учитель – труженик горячего цеха, где куётся ценнейший сплав знаний, убеждений, практического действия.
Вот уже 39 лет отдаю я своё щедрое сердце детям, из них 16 лет являюсь зам.директора по УВР. Суть моего педагогического кредо в трёх заповедях: любовь к детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями.
Главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не надо работать в школе. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на тернистой дороге учителя. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию.

Обучение с помощью мультимедийного и лингафонного кабинетов с использованием интерактивной доски дают возможность мне организовать самостоятельные действия каждого ученика. Всем известно изречение древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Наиболее успешны именно те учителя, кто не забыл эту простую истину. Я убеждена в том, что подлинное право на учительство – это не диплом о профессиональном образовании, а призвание, главным критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основное педагогической деятельности.

Меняется жизнь, меняются люди, изменилось само время. Общество прогрессирует, если иметь в виду различные технические ноу-хау. Однажды на уроке я рассказывала ученикам о том, как проводили время их ровесники в далёких 60-х, 70-х годах, говорила, ностальгируя о тех временах, ведь то были воспоминания из моего детства. Мы толпой ходили в кино, катались на велосипедах, пускали спички по весенним ручьям, чтобы придумать новую игру, нам достаточно было найти какие-нибудь палки или консервные банки. Мне казалось, что рассказ о том времени должен был вызвать сожаление, ведь сейчас нет той общей дружбы между детьми, нет общих походов в кино и общих игр. Вместо ожидаемой реакции, ребята стали задавать вопросы:

– А игровые автоматы тогда были?
– A DVD
– А компьютеры?

Я ответила, что, разумеется, ничего этого в то время не было. Мой ответ вызвал неожиданную реакцию со стороны детей: Какие мы счастливые, что живём в 21 веке!

Я рада, что они ощущают себя счастливыми, но какая подмена ценностей! Нет, не было у нас ни игровых приставок, ни компьютеров, ни 165 каналов спутникового телевидения, ни компакт-дисков, ни интернета, ни сотовых телефонов. Мы бежали всей толпой смотреть любимый мультфильм «Ну, погоди!» в ближайший дом, ведь «видиков» тоже не было! Зато у нас у всех были друзья. Нам была доступна радость общения.

Несколько лет назад многие школы стали называться «гимназиями» и «лицеями». Целая плеяда великих людей 19 века училась в лицеях, их наследие осталось на века. Только в наше время приходится, пожалуй, уповать на чудеса. Не торопятся из стен наших лицеев выходить Пушкины, видимо, не в названии дело. А дружба, которая объединяла лицеистов на всю их жизнь? Так было в 19 веке. В 20 веке в 70-80-х годах ребята дружили целыми классами, в 90-х- группами, позже– парами. На сегодняшний день всё больше индивидуалистов.

Ранее существовавший термин «акселераты» незаметно и плавно перешёл в термин «децелераты». Недавно, заслуженный учитель, преподаватель русского языка и литературы, делилась со мной своими переживаниями. 30 лет спустя её пригласили на встречу одноклассников бывшие ученики. Они все её помнили, любили, много она выслушала в свой адрес тёплых, душевных слов, слов благодарности за то, что дала крепкие знания (многие из её учеников занимают высокие должности), за достойное воспитание. Она их тоже до сих пор помнит и любит.

В ответ на их признательность, она с долей грусти, сказала: «Я осталась прежней, я люблю свою работу, так почему же на уроке литературы сегодняшний девятиклассник позволяет себе сидеть передо мной, развалившись вульгарно на стуле со жвачкой во рту, грубый ответ не является для него предосудительным».

Нет, она не изменилась. По-прежнему деятельная, с огромным чувством юмора, доброжелательная, ну а педагогического мастерства ей не занимать. Изменились ученики. На место предыдущего поколения учащихся, для которых уважение к учителю существовало априори, пришли те, для которых авторитетов просто не существует. Наступило время, когда обязанностей у учителя стало больше, чем прав, а престиж сильно упал. Невидимые катаклизмы сознания человека привели к девальвации духовности. Нравственные идеалы отошли в прошлое, их место заняли идолы. Меркантильность, беспринципность, равнодушие – как часто сталкиваемся мы сегодня с этими негативными явлениями.

Встаёт вопрос – почему в век информатизации и компьютеризации общество, тем не менее, деградирует? Как остановить деградацию? При таком неутешительном диагнозе общества, какова роль образования в современном обществе и каким должен быть педагог? Насколько значима роль педагога?

Помните фильм режиссёра А.С.Кончаловского «Первый учитель»? Главный герой, красноармеец Дюшен, относится к своей работе, как к своему предназначению, быть учителем – сто миссия. С исступлённой жертвенностью он борется за то, чтобы все дети могли учиться. Сейчас этот фильм мало упоминается, не потому ли, что по прошествии времени перестала цениться особая порода революционных «пассионатов», каким и был учитель Дюйшен.

Если вспомнить происхождение слова «пассионарность», то это пламя, пламенный. По Л.Н.Гумилёву, пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения. Если мы заглянем в становление педагогики как науки, то увидим немало учителей – пассионариев. М.Монтень, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Ы.Алтынсарин, В.А.Сухомлииский, список можно продолжать. Это – выдающиеся педагоги, которые вели просветительскую работу до конца своей жизни.

Сократ добровольно выпил чашу с ядом, но не отказался от своих взглядов, остался верен своим ученикам. Януш Корчак последовал со своими детьми в газовую камеру, хотя мог сохранить свою жизнь, но тогда это был бы уже не он. Современному педагогу не нужно жертвовать жизнью, для того чтобы доказать преданность своему делу. Но разве его каждодневный труд это не подвиг?

Да, в наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем; должен соответствовать реалиям дня: владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску.

Да только, я думаю, это единственное отличие современного педагога от его предыдущих коллег. Настоящий учитель во все времена обладает теми качествами, которые выделяют сто среди остальных членов общества. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Учитель – пример для подражания, поэтому он должен быть кристально чист. Настоящие учителя – это всегда пассионарии, способные зажечь и повести за собой других.

Если молодой учитель пришёл в школу и остался в ней навсегда, он – Учитель! Потому что нелёгок в наше время труд педагога. Любые методические указания, программы и конспекты великих мыслителей мало чем помогут молодому педагогу в его реальной, каждодневной практике, когда он сталкивается с конкретными мальчиками и девочками, у которых свои индивидуальные особенности, а зачастую и свои недетские трудности. И здесь для преподавателя начинается выработка собственных подходов, личностных форм общения с растущим человеком. Начинается творческая деятельность педагога. И если у него нет внутреннего стержня, нет стремления служения своему делу, нет любви к детям, деятельной доброты, профессионального мышления, педагогической культуры; если он не может опереться на понимание того факта, что педагог, роль которого в Древней Греции сводилась к тому, чтобы водить ребёнка в школу, а зачастую это был раб, постепенно приобрёл роль наставника, человека, который вводит ребёнка в жизнь настолько самостоятельным, чтобы дальше он мог идти один; если он относится к своей работе только как к получению заработка; если он не знает и не понимает того, что учитель – это должность, «выше которой ничего не может быть под солнцем», такой человек не задержится в школе.

Кто-то сказал, что «с настоящим учителем нет разлуки, по всем дорогам жизни он шагает рядом со своими учениками». В моей памяти навсегда остался неповторимый облик моей первой учительницы – Горбуновой Нины Андреевны. Мы никогда не слышали от неё неуместного слова, поспешного суждения или слов, унижающих человеческое достоинство. На её уроках мы сидели как заворожённые, боясь пошевельнуться, чтобы не пропустить, ни единого слова. Крупная личность, она нас уважала и воспитывала личность. Выбор профессии после окончания школы для меня был ясен – пойти по стопам своего первого учителя.

Я проработала в школе 39 лет. Таких педагогов с многолетним стажем, как я, пока немало. Несмотря на трудности, мы остались верны своей профессии. В каждом моём ученике – частица моей души. Плясунов Олег – военный, Романюк Любовь – врач по экспертизе, г.Абай; Чернакова Надежда – начальник отдела подготовки производства, строительной корпорации «Базис А» г. Алмата; Ефимова Ирина – юрист, г.Новосибирск; Ступина Татьяна – учитель математики в Осакаровском районе; Валентина Гасанова Посольство Германии в Москве; Цхе Елена – референт переводчик г.Астана; Забелина Ирина – преподаватель СГУ; Полюдина Екатерина – Германия, студентка университета; Куликова Людмила – Германия, магистратура. Специальность «Немецкий язык, как иностранный» и т.д. Я горжусь ими. Я на собственном опыте убедилась, как много зависит от личности учителя. Ни наказания, ни поощрения не сравнятся по силе воздействия с живым словом учителя.

Наши дети будущее государства. Только счастливые, с чувством собственного достоинства педагоги могут воспитать таких же учеников. А для этого, я уверена, нужно поднять престиж преподавательской профессии, это – инвестиции в будущее. Не хочется думать, что наши усилия – сизифов труд. Мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы возродить былую духовность общества. Возможно, когда–нибудь, кто-нибудь из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие».

Ради этого стоит быть учителем. Современным учителем!