Психолого-педагогические аспекты создания благоприятного микроклимата в коллективе

Разделы: Школьная психологическая служба


Форма проведения – беседа за круглым столом с элементами тренинга.

План педсовета:

  1. Организация управления в коллективе. Успехи и неудачи.
  2. Влияние профессиональной роли на личность педагога. Проблемы личностного развития педагогов.
  3. Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога Профессиональные особенности педагога (синдром хронической усталости, синдром эмоционального выгорания), которые оказывают влияние на микроклимат в коллективе.
  4. Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко.
  5. Тренинг.
  6. Итоги.

Организация управления – древнейшая область человеческой деятельности. Без нее не возникли бы египетские пирамиды и римский водопровод. Она верно служила победоносным полководцам и администраторам всех времен. Более того, история свидетельствует, что при недооценке организации управления возникают серьезные проблемы, которые оказывают влияние на жизнедеятельность в учреждение и его микроклимат. По тому, как бурно обсуждаются управленческие решения в коллективе (в основном в учительской) назрела необходимость разобраться – А в чем же причины?

  • Управленческая деятельность.
  • Особенности (штамп) профессии (Синдром хронической усталости; Эмоциональное выгорание).

Управляющие бывают разными. Кто-то из них любит свою работу, кто-то не очень. Как и все люди, одну часть своих профессиональных обязанностей они выполняют с большим удовольствием, чем другую. В чем-то они видят краеугольный камень своей деятельности, а в другом принципиально менее важные аспекты. Стиль управления бывает различным.

Стиль руководства  — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.

Назовем наиболее встречающиеся стили.

1. Авторитарный стиль, характерной особенностью которого является единоначалие в любых делах, больших и малых. Этот стиль исключает какое бы то ни было участие подчиненных руководителю работников в управлении, их инициативность и самостоятельность.

2. Коллегиальный стиль. Девиз руководителя – коллективиста можно сформулировать так: “Моя точка зрения – одна из возможных”. Психологической же предпосылкой этого стиля является способность работника воспринимать, понимать, принимать и использовать в деле точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным.

3. Дипломатический, основанный на способности руководителя к такой интеллектуальной гибкости, которая обеспечивает быструю перестройку им тактики и стратегии своей деятельности в соответствии с требованиями изменяющихся условий. Этот стиль в своих крайних отрицательных проявлениях граничит, однако, с изворотливостью и демагогией, с утверждением в правах правила: просунуть хвост там, где голова не лезет.

4. Либеральный стиль, состоящий в предоставлении подчиненным полной свободы действий в границах заданного направления деятельности. Такой стиль, правда, может приводить к формированию у того, кто его реализует, привычки работать по принципу “само собой сделается”.

5. Авральный стиль, в соответствии с которым работа осуществляется по правилу “давай, давай, потом разберемся”. Этот стиль обеспечивает быструю мобилизацию всех необходимых ресурсов трудового коллектива на решение краткосрочных задач. Но при частом использовании такого стиля дестабилизируется нормальная деятельность трудовых коллективов и, в конечном счете, приводит к существенному понижению производительности труда.

6. Деловой стиль в принципе противоположен авральному. Деловой стиль – это стиль действия в оптимальном режиме. Руководители, умеющие трудиться по-деловому, за одно и то же время выполняют намного больший объем работы, чем другие. Никакой опасности в деловом стиле нет, если руководитель постоянно контролирует свои действия по критериям общественной необходимости, социальной приемлемости и безопасности осуществляемых работ.

7. Конструктивный стиль. Его главная особенность – поиск и создание условий для полезных преобразований всего, с чем люди постоянно имеют дело на работе. Рыночный смысл конструктивного стиля состоит в том, что он обеспечивает создание конкурентоспособных товаров и услуг. В своих высших проявлениях этот стиль нацелен на превращение вредного в полезное.

8. Документальный стиль, складывающийся у работника на основе веры в то, что “хорошая бумага” (правильно составленный документ) сама дело сделает. Строго говоря, в позитивном смысле это вовсе и не стиль руководства, а лишь выражение неспособности или нежелание руководителя эффективно вести управленческий процесс.

9. Компромиссный стиль. Его основу составляет способность руководителя, уступая лицам с различными интересами, добиваться достижения поставленных целей. Этот стиль очень эффективен в ситуациях, когда требуется погасить неделовой конфликт и повернуть людей от выяснения отношений к полезной работе. Однако его частое применение угрожает руководителю наработкой привычки все проблемы решать в ключе компромисса, что может привести к замене принципиальности.

10. Демонстрационный стиль хорошо работает как средство возбуждения чувства соперничества, без которого никакое эффективное соревнование работников невозможно. Однако применение этого стиля таит в себе опасность превращения деятельности для демонстрации успехов людей в то, что называют “показухой”.

Наиболее распространенными и универсальными на практике считают выделенные немецким психологом К. Левиным три “классических” стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский (либеральный). Важнейшим общим основанием выделения этих стилей послужил характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным.

Авторитарный (Директивный) стиль
• Демократический стиль (коллегиальный);
• Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Диагностика. “Определение стиля управления в МОУ Лицей”.

Особенности управления Директор Зам. директора по УВР Зам. директора по ВР Зам. директора по АХЧ
Стиль управления        
Профессионализм        
Компетентность        
Результативность        

Шкала – 5 баллов.

Отметим, что наиболее эффективным считается демократический стиль управления. Многолетние наблюдения показывают, что предпочтение следует отдавать разумному сочетанию стилей руководства. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации.
Не существует “плохих” или “хороших” стилей управления.  Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.  

Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат).   Причинами разделения стилей руководства   скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.

Каждый член коллектива представляет для себя управленческую деятельность (иногда примеряя ее к себе) и видит ее реальное содержание, задавая себе вопрос, а что бы я сделал, если был директором или администратором.

Профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. М.Я.Басов в книге “Личность и профессия” еще в 1926 г. писал: “… когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп”.

В процессе профессионального развития личность человека претерпевает некоторые изменения, приобретает некоторые новообразования. Спектр новообразований, приобретаемых в процессе профессиональной деятельности, достаточно широк, однако все они могут быть разделены на две большие группы: стенические изменения, способствующие успешной адаптации в коллективе, в социуме, повышению эффективности жизнедеятельности. И астенические изменения, препятствующие успешному функционированию личности и в целом коллектива. Значительная часть негативных новообразований составляет группу изменений, получивших название жесткого ролевого поведения, обуславливающего профессиональные деформации личности. Образованию дезадаптивных изменений в наибольшей мере подвержены профессии, принадлежащие к системе “человек – человек”: врач, учитель, юрист, психолог, журналист, священник и др.

Факторами, усиливающими влияние профессии на личность педагога являются: изменение мотивации трудовой деятельности; возникающие стереотипы мышления, поведения, деятельности. Эмоциональная напряженность профессионального труда (раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.); монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда; утрата перспектив профессионального роста; снижение уровня интеллекта специалиста; социальная несправедливость в оплате труда, а также возрастные изменения, связанные со старением:

а) социальное старение:

  • Перестраивается мотивация;
  • Слабеют интеллектуальные процессы;
  • Изменяется эмоциональная сфера;
  • Возникают дезадаптационные формы поведения и др.

б) нравственно-этическое старение:

  • Навязчивое морализирование;
  • Скептическое отношение к молодежной субкультуре;
  • Противопоставление настоящего прошлому;
  • Преувеличение заслуг своего поколения и др.

в) профессиональное старение:

  • Невосприятие нововведений;
  • Переоценка значения опыта своего поколения;
  • Трудности освоения новых средств труда;
  • Снижение темпа профессиональных функций и др.

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Развитию профессиональных деформаций личности педагога также способствуют репродуктивное обучение и авторитарная позиция учителя. Основными показателями этих деформаций считается безапеляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера. Многих педагогов отличает поучающая манера речи. Увы, не всегда полезная в образовательном учреждении. Авторитарность типична для многих учителей, поскольку он должен четко управлять детским коллективом. Необходимость “держать в руках” группу детей формирует в характере педагога излишнюю властность и категоричность, навязывание своего образа “Я” воспитанникам и окружающим взрослым, которые способствуют подавлению чувства юмора, стремление к власти над детьми и людьми вообще.

Педагогической деформации способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют в основном женщины, которые усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, которая почти исключительно связана со словесными (вербальными) формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью и т.п.). Использование мужского языка и образцов поведения приводит к тому, что педагоги-женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на их самих, так и на половую индивидуальность детей.

Высокий уровень внутриличностных конфликтов в коллективе у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессами в профессии, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Это сказывается на микроклимате в коллективе. Эти проявления лежат в основе психологического феномена синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания.

Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, что время от времени испытывает каждый из нас, а от хронических стрессов нервной системы.

Если у Вас появилось непонятное ощущение вялости и упадка сил на протяжении последних двух или более недель; если ощущение усталости сопровождается ломотой в мышцах, болями, тошнотой, повышением температуры, депрессией или колебаниями настроения, то у Вас появляются симптомы синдрома хронической усталости.

О чем говорят Ваши симптомы? Вы чувствуете себя так, как будто бы Вы участвовали в марафоне. Вы чувствуете себя полностью обессилевшим. Вы, как выжатая тряпка, как машина с израсходованным топливом. И это не только сегодня, а каждый день. В наибольшей степени и чаще всего потеря энергии зависит от образа жизни человека. Неправильное питание, отсутствие отдыха и физических упражнений, курение, употребление алкоголя – все это ложится тяжелым бременем на человека. Стресс, давление на работе и депрессия также могут постепенно приводить к такому состоянию, когда человек испытывает полное изнеможение.

Синдром хронической усталости – это заболевание, которое оставляет ощущение постоянного утомления. Развитию переутомления предшествует длительный период волевого усилия, умственного напряжения, работы в условиях переутомления. Большую роль в этом играет и отношение человека к работе: если выполняемый труд неприятен, то работоспособность, как правило, значительно снижается.

В практике выделяют следующие критерии диагностики СХУ:

  • возникновение данного состояния связано с напряженной работой с перегрузкой;
  • постепенный темп развития симптомов (вялость, раздражительность, агрессивность, апатия);
  • четкие симптомы (небольшое повышение температуры, боль и першение в горле, боли в мышцах и суставах, расстройство сна, после которого он не чувствует себя отдохнувшим);
  • снижение работоспособности;
  • усиление усталости к вечеру вплоть до полного безразличия;

Другим не менее важным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, журналистов – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки”, или “освобождение” от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Диагностика.

У нас есть возможность провести самодиагностику и каждому определить уровень эмоционального выгорания (по методике В.В.Бойко). Для этого на предложенном вам бланке поставьте знак “+”, если Вы согласны или знак “-”, если не согласны со следующими утверждениями. (зачитываются утверждения методики В.В.Бойко)

Далее в соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

  1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов “выгорания”;
  2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования “выгорания”.
  3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Обсуждение результатов диагностики:

  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается “истощение”;
  • объяснимо ли “истощение” (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику “выгорания”, или субъективными факторами;
  • какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
  • в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное “выгорание” не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Появление СХУ, симптомов эмоционального выгорания – естественные явления в педагогической деятельности, результаты диагностики не должны Вас пугать, а лишь только насторожить и предупредить, что к себе надо относиться бережно, учиться преодолевать усталость, нервозность, противостоять стрессам.

Восстановление здоровья педагога – это не лечение, а управление механизмами, физического и психического состояния личности, способствующими формированию принципов здорового образа жизни, позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям.

Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности.

К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др. (Так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).

Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники. Ведущее место среди средств физической реабилитации занимают физические упражнения, так как двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.

Самоконтроль и целенаправленное поведение – второй существенный фактор. Умение уравновешивать, соотносить самоконтроль и свободное выражение – необходимое условие реабилитации и укрепления психологического здоровья. Снять эмоциональное напряжение помогаетт аутотренинг или специальные упражнения.

Слово предоставляется психологу (выступление психолога).

Способы снятия напряжения за короткое время:

1). Время выполнения – 60 секунд. Можно выполнять за письменным столом, в транспорте.

Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень… Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему нёбу. Одновременно выпрямьте ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.

Задержитесь в таком положении, медленно считая до 5, почувствуйте, как исчезает напряжение в мышцах. Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на кресле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься. Теперь сделайте 2-ой вдох и задержите дыхание, медленно считая до 5-ти.

Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово “спокойствие”, стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка Вашего тела. И, наконец, успокойте свои нервы, представив, что Вы лежите на золотистом прогретом на солнце песке берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно четче и удерживайте его в своем сознании и в течение 30 секунд.

2). Закройте глаза. Займите удобное положение. Сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Вспомните ситуацию, в которой у Вас было хорошее настроение, и Вы ощущали себя победителем, у Вас всё получалось. Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, какое у Вас выражение лица? Где вы находитесь? Что Вас окружает? Кто рядом с Вами? Как Вы выглядите? Во что Вы одеты? Постарайтесь увидеть эту ситуацию, как можно точнее, рассмотреть все до мельчайших подробностей.

Постарайтесь услышать звуки, которые Вас окружают. Что это за звуки? Шум за окном? Голоса? Музыка? Постарайтесь услышать эти звуки, которые Вас окружают как можно точнее. Насладитесь ими. Постарайтесь почувствовать эту ситуацию. Почувствуйте, какая температура в помещении. Почувствуйте, как прикасается одежда к Вашему телу. Какие эмоции Вы испытываете в данный момент? Какие ощущения в теле возникают?

Задержите свое внимание на этих ощущениях, а затем представьте, как Вы сохраняете эти чувства. Насладитесь этими ощущениями. Потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза. Обратите внимание, как улучшилось Ваше настроение.

О способах снятия стресса, мышечного и эмоционального напряжения с помощью массажа и самомассажа нам расскажет (и научит пользоваться) медсестра (выступление медсестры).

Существуют, несомненно, и множество других способов противостояния стрессам, эмоциональному напряжению, усталости: плач, смех, активный отдых, правильное питание, любовь и т.д. Я хочу, чтобы Вы внимательно относились к себе, своему здоровью физическому и психическому, противостояли развитию у вас профессиональной деформации. На память о сегодняшнем семинаре, как дополнительное пособие, хочу оставить Вам небольшую подборку “Советы педагогам…”

По данным английского психолога М. Аргайла , уровень здоровья и общей удовлетворенности жизнью коллектива оказывается тесно связан с такими факторами, как:

  • наличие большого количества социальных связей и дружеских контактов. Люди меньше болеют, когда их социальные отношения отличаются доброжелательностью и приятностью. Хорошие взаимоотношения позволяют преодолевать стрессовые ситуации благодаря возможности обратиться за помощью к друзьям, в то время, как одинокие люди для борьбы со стрессом прибегают к курению, употреблению спиртных напитков, что рано или поздно ухудшает их состояние;
  • крепкая семья и наличие в ней детей;
  • интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение.
  • активные занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, которые снижают уровень тревоги и депрессии, кровяное давление и риск сердечно-сосудистых заболеваний, нормализуют вес;
  • особый склад личности, который характеризуется высокой убежденностью человека в своей значимости и нужности обществу, внутренним фокусом контроля, восприятием жизненных трудностей и проблем как источник для личностного роста.

В рамках современных подходов к психологии здоровья можно отметить следующие особенности личности, обуславливающие хорошее психическое и физическое самочувствие:

  1. Забота о самом себе и незабывание собственных интересов. Развитый культурный человек готов пожертвовать собой ради интересов тех, о ком и о чем он заботится, однако далеко не полностью и не ценой своего здоровья;
  2. Соблюдение в своем поведении норм и правил общественной морали. Как сказал классик: “Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!”;
  3. Способность прочно стоять на своих ногах и брать ответственность за свою жизнь, не требуя особой поддержки от других людей и общественных организаций, умение брать ответственность за свои ошибки и не стремиться обвинять в них других людей или социальные условия;
  4. Устойчивость к фрустрациям, основанная на разрешении допускать ошибки как самому себе, так и другим людям;
  5. Гибкость и пластичность установок, основанная на открытости миру и изменениям, происходящим в нем, отказ от жестких и неизменных жизненных правил в отношении себя и окружающих;
  6. Принятие неопределенности и случайности в окружающей жизни, которые делают достижение жизненных целей в полном объеме проблематичным;
  7. Творческое и поисковое отношение, как к самому себе, так и к своему социальному окружению;
  8. Позитивное принятие самого себя таким, каков есть, но в то же время желание стать завтра немного лучше, чем сегодня. Отказ от оценки самого себя на основе внешних достижений или под влиянием оценки других. Стремление скорее радоваться жизни просто так, чем от свершения и достижения каких-то значимых результатов;
  9. Способность к аналитическому восприятию своих мыслей, чувств и поступков, умение оценивать их последствия в соответствии со степенью влияния на достижение близких и далеких целей;
  10. Умение рисковать, понимание как стремление делать то, что хочется, доже когда существует возможность неудачи, быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым;
  11. Стремление жить в сегодняшнем дне по известному принципу гештальт-терапии “здесь и сейчас” и в то же время планирование оптимального будущего;
  12. Отказ от нереалистического желания находиться в постоянной радости, быть предельно совершенным во всем и не иметь никаких забот, тревог, депрессий и раздражений;
  13. Воспитать в себе адекватные реакции на сложности жизни, которые включают в себя: печаль, а не депрессию из-за того, что должно было неминуемо произойти; расстройство и сожаление, а не чувство стыда и вины из-за того, что сделал что-то не так; раздражение, а не гнев из-за того, что кто-то поступает не так, как мне хочется, понимание того, что другой может поступать так, как сам считает нужным.

Итак, в сжатом виде психологические установки для достижения хорошего здоровья могут быть сформулированы следующим образом:

  • Рассмотрение здоровья не как самоцели, а как средства для достижения других, более важных целей, имеющих связь с личностной самореализацией – поиском истины, созданием красоты и гармонии в окружающем мире, достижением общественно значимой цели. Другими словами, человек должен иметь смысл и цель жизни, важнейшим условием осуществления которых является хорошее здоровье.
  • Поддержание в сознании установки на длительную жизнь и бережное отношение к возможностям своего организма, не перенапрягая его ни чрезмерной работой, ни чрезмерными страданиями, ни перееданием и прочими излишествами. Многие автолюбители гораздо лучше заботятся о своем автомобиле, нежели о своем здоровье, допуская по отношению к нему такие действия, которые они никогда бы не позволили по отношению к своему автомобилю.
  • Стремление поддерживать хороший физический тонус организма и его психофизиологическую устойчивость за счет разнообразной поисковой деятельности.
  • Привычка и потребность каждый день откладывать в копилку здоровья хотя бы по одному хорошему поступку в виде физических упражнений , дыхательной гимнастики, медитации, массажа и водных процедур.
  • Нахождение в непрерывном психологическом движении от одной жизненной цели к другой, постоянное планирование своего личностного роста, рассмотрение движения во всех его видах как основы психологической устойчивости и физической крепости.

Лечение и профилактика Синдрома Хронической Усталости.

  1. Обеспечьте себе достаточный отдых. Недостаточный и нерегулярный сон может привести к истощению любого человека.
  2. Начните заниматься физкультурой. Следите за рациональным питанием.
  3. Пейте жидкость. Постарайтесь выпивать хотя бы восемь стаканов воды в день.
  4. Попробуйте взбодрить себя чем-нибудь. Часто оказывается полезным занять себя чем-либо для подъема настроения, например, послушать музыку или посмотреть кинофильм. Будет замечательно, если Вы сумеете уделить себе время взять отпуск, купить себе какую-нибудь обновку или заняться любимым делом, чтобы подстегнуть интерес к жизни.
  5. Научитесь планировать свои дела и выделять приоритеты. Большинство людей взваливают на себя слишком много дел и большую ответственность. Нагромождение проектов и обязательств, а также просто обдумывание их могут вызвать усталость. Хорошей стратегией является та, которая основывается на принципе “разделяй и властвуй”. Поделите свои задачи на части и поочередно занимайтесь решением только одной проблемы.

Покажитесь врачу, если усталость затянулась у вас на недели или дольше, чтобы выяснить, не скрывается ли за этим состоянием какое-либо заболевание. Для лечения этого состояния могут использоваться антибиотики, антидепрессанты и другие препараты. Пересмотрите принимаемые Вами лекарства.

Медикаментозные средства при лечении стресса или хронической усталости.

Ноотропы – оказывают положительное влияние на метаболические процессы в ЦНС, активируют мозг, стимулируют обучение, улучшают память и умственную деятельность, повышают устойчивость нервных клеток к воздействию неблагоприятных факторов различного генеза. Такими препаратами являются пирацетам, церебролизин, стугерон, ноотропил, глицин (по 1 таблетке 3 раза в день – 2-4 недели).

Общетонизирующие средства используют для профилактики и лечения простудных заболеваний, улучшения аппетита, уменьшения слабости, повышенной утомляемости при умственной и физической работе, депрессиях, ВСД, неврозах: настойка женьшеня, настойка лимонника, экстракт элеутерококка жидкий, настойка заманихи, экстракт родиолы жидкий, сапарол, пантокрин.

Витамины: алфавит, витаминно-минеральные комплексы.

Апитерапия. Использование большого ассортимента продуктов питания. Лечебные крем-мази снимают усталость, расслабляют мышцы, обезболивают, положительно влияют на тонус сосудов, приводя их в гармонию (при спазме – расслабляют, при чрезмерном расслаблении – повышают тонус), приводят в гармонию нервную систему. Это действие оказывают входящие в крема-мази пчелиный яд, прополис, воск, фитокомпоненты. Курс применения 2 недели ежедневно. Далее перерыв на 2 недели. И снова 2 недели применения. Важной особенностью применения пчелопродуктов является обязательное одновременное употребление воды до 1,5 – 2 литров в сутки.

Стадии, аспекты и симптомы эмоционального выгорания

Существуют следующие стадии профессионального выгорания:

1 стадия:

  • Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; Специалист неожиданно замечает: вроде бы пока все нормально, но… скучно и пусто на душе;
  • Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности, возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: “Не лезьте ко мне, оставьте в покое!”.

2 стадия:

  • Возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – в начале, это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем “вспышки раздражения”. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий безопасный для организма уровень;

3 стадия:

  • Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру “уплощается”, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск, интересы к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта эмоционального выгорания:

  1. Снижение самооценки. Как следствие, такие “сгоревшие” педагоги чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
  2. Одиночество. Люди страдающие от эмоционального сгорания не в состоянии установить нормальный контакт с детьми, коллегами, преобладают объект – объектные отношения.
  3. Эмоциональное истощение, самоинизация. Усталость, апатия, депрессия, сопровождающая эмоциональное сгорание приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышению артериального давления, синдрому хронической усталости.

Симптомы эмоционального выгорания:

Психофизические симптомы:

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (синдром хронической усталости);
  • Ощущение эмоционального и физического истощения;
  • Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • Резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • Полная или частичная бессоница;
  • Постоянное заторможенное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • Отдышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы:

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • Постоянные переживания негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что “что-то не так, как надо”);
  • Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что “не получится” и “я не справлюсь”;
  • Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу “как не старайся, все равно ничего не получиться”).

Поведенческие симптомы:

  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
  • Человек меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • Постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает;
  • Руководитель затрудняется в принятии решений;
  • Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • Невыполнение важных, приоритетных задач и “застревание” на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • Дистанцированность от сотрудников, администрации, детей, повышение неадекватной критичности;
  • Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Упражнения на снятие напряжения и усталости.

Упражнение1. “Внутренний луч”

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность…Для того, чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в группе, кабинете, в транспорте).

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжения в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией, воспитанниками.

Упражнение выполняется несколько раз – сверху вниз. Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”.

Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и концентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: “снял” центр ситуации с себя и перенес на какой-либо предмет или внешние обстоятельства, это позволяет “выбросить” отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него. Существует несколько форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека, мысленным включением в другую ситуацию. Используется педагогическая рефлексия, педагог старается посмотреть на себя “со стороны”, проанализировать ситуацию глазами внешнего наблюдателя, применить “психическое зеркало”. Коммуникативная децентрация осуществляется в диалоге с переменой коммуникативных позиций.

Упражнение 2 “Дерево”

Выполняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

По дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким Вам нравится, с каким легче всего себя отождествлять). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышащуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля – это символ жизни, корни – это символ стабильности, связи человека с реальностью.

Упражнение 3. “Пословицы”

Хорошо снимает внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогает решить сложную проблему, которая у Вас возникла. Эта проблема может быть связана с Вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг “Русские пословицы”, “Мысли великих людей” или “Афоризмы”. Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет Вас на правильное решение. Возможно также, Вас успокоит тот факт, что не только у Вас возникла проблема, над способами её решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

Психотехнические игры и специальные упражнения.

Проективная методика “Человечки”. Предлагаю раскрасить двух человечков в любой последовательности, но строго поделив их на “больного” и “здорового”. Рисуем. Анализ рисунков (обсудить трудности и успехи в рисовании болезни и здоровья, выборе цветов).

Игра “Равновесие”. Все встают в круг, берутся за руки и рассчитываются на первый-второй. Игроки под №1 наклоняются к центру, а игроки под №2 отклоняются назад, так что в целом возникает равновесие между всеми членами группы.

Если это получилось и все чувствуют себя устойчиво в таком положении, части круга меняются местами: №1 наклон назад, №2 – к центру круга.

Задание усложняется. Каждый игрок наклоняется все ниже и ниже. Группа должна самостоятельно найти темп, подходящий ей, при котором можно не нарушать равновесия и соблюдать синхронность. Во время игры нельзя разговаривать.

Упражнение “Поплавок в океане”. Данное упражнение используется, когда Вы почувствуете какое-то напряжение или когда Вам необходимо контролировать себя, а Вы боитесь, что “выйдете из под контроля”. Вообразите, что Вы маленький поплавок в огромном океане. У Вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы двигаетесь туда, куда несут Вас ветер и океанские волны. Большая волна может накрыть Вас, но Вы вновь и вновь выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя и подушку моря под Вами, поддерживающую Вас… Прислушайтесь к себе, какие ещё ощущения возникают у Вас, когда Вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.

Упражнение “Соглашение”. Каждый член группы составляет соглашение (контракт) с самим собой. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что я хотел бы изменить в себе в отношении здорового образа жизни?
  2. Каким образом я собираюсь это сделать?
  3. Когда я буду это делать?

В соглашении следует особо подчеркнуть области своего поведения, нуждающиеся в перестройке; свои сильные и слабые стороны. Необходимо быть честным с самим собой относительно этих сторон. Кроме того, следует изложить намеченные изменения, касающиеся работы, семьи, своего стиля общения. Наметить конкретные цели и пути их достижения.
Составленные соглашения сворачиваются в конверт и заклеиваются. Сдаются руководителю.

Советы педагогам

Кто не ценит собственного здоровья, тот меньше заботится и о других людях.

В.М.Шепель

Проектируя стратегию профессионального роста, педагогу необходимо продумывать и усилия по сохранности и поддержанию собственного здоровья, особенно психического, дружить с ортобиотикой.

Ортобиотика – это наука о технологии сбережения человеческого здоровья и оптимистического настроя.

Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряженное время, дают единодушный ответ – “радоваться”!

Человек обязан стремиться к мажорному умонастроению. Радость – одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких0-либо поражениях, а потому у них не формируется “гормон страха”, наличие которого разрушающе действует на здоровье.

Разнообразие впечатлений. Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов. Желательно иметь интересное хобби.

Обращение к музыке. Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца. Она может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.

Игры с детьми. Доказано, что даже дидактические игры также эмоционально положительно воздействуют и на взрослых людей, в том числе и на педагогов. Тот, кто может увлечь детей, душевно богат.

Общение с природой. Важный фактор, который действует эмоционально-очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека.

Культура общения. Важный элемент ортобиоза. В деловом мире профессиональное и межличностное общение играет чрезвычайно важную роль. Культура общения – соблюдение правил хорошего тона, доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности. Это умение брать лучшее, что есть в духовности других людей.

Самоободрение – преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации и др.

Самоорганизация труда как важнейшая составляющая НОТ – это организация своего рабочего времени и собственного жизнеобеспечения в процессе профессиональной деятельности, основными элементами которой являются:

  • личная организованность в соблюдении ортобиоза;

  • рациональное распределение рабочего времени;

  • рациональное оборудование рабочего места;

  • профессиональное выполнение своих функций.

Самоконтроль и саморегуляция – это бесценные инструменты, с помощью которых осуществляется отладка образа жизни. Разнообразен круг полезных привычек. Прежде всего, они связаны с соблюдением личной гигиены, гигиены труда и отдыха. Например, в одно и то же время ложиться спать и вставать, ежедневно делать утреннюю физзарядку, принимать водные процедуры, соблюдать режим питания в течение дня, сложные профессиональные задачи решать на “свежую голову”.

Самоценность личной жизни. В ортобиозе осознание самоценности собственной жизни – исходная предпосылка его успешного построения. Трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью свои способности.

Основные принципы психологии здоровья, сформулированные известным врачом Николаем Михайловичем Амосовым:

  1. В большинстве болезней виноваты не природа и не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
  2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым …Больше того: бойтесь попасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить
  3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
  4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы – значимостью цели, временем и вероятностью ее достижения. И очень жаль, но еще и характером. К сожаленью, здоровье как важная цель встает перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью.
  5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще пятое – счастливая жизнь! К сожалению., без первых четырех она здоровья не обеспечивает…
  6. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.
  7. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум рост в сантиметрах минус 100.
  8. Уметь расслабляться – наука, но к ней нужен еще и характер. Если бы он был!
  9. Говорят, что здоровье – счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь – она уж точно несчастье.

Антистрессовая программа поведения.

  1. Утром, возможно, вам хочется поспать подольше. Если Вы встаете раньше обычного, то начинаете раздражаться с самого утра. Возможно, Вам нужно приготовиться к утру заранее вечером. Сложить одежду, которую Вы собираетесь надеть, положить деловые бумаги. Спокойное организованное утро уменьшает неприятности дня.
  2. Не полагайтесь на свою память. Вместо этого заведите ежедневник, в который записывайте время назначенных встреч и других дел. Таким образом у вас не будет постоянно беспокоящего чувства, как будто бы Вы что-то забыли сделать, но не можете вспомнить, что именно.
  3. Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Что Вы хотели сделать завтра, сделайте по возможности сегодня, планируйте вперед!
  4. Не примиряйтесь с тем, что плохо работает. Если предметы домашнего обихода являются источником постоянного раздражения, то отремонтируйте или купите новые.
  5. Ослабьте Ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все необходимое стоит делать хорошо. Будьте более гибким. Иногда совершенство недостижимо, или оно не всегда стоит затраченных усилий.
  6. Считайте Ваши удачи! На каждую сегодняшнюю неудачу или невезение, вероятно, найдется десять или больше случаев, когда Вам повезло! Вспомните о хорошем, может Ваше раздражение, в случае, когда опять что-нибудь произойдет не так, как бы хотелось, уменьшится.
  7. Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся и тревожатся. Ничто быстрее не вырабатывает привычку постоянного беспокойства, чем волнение и переживание вместе с другими хронически озабоченными людьми.
  8. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь. Не сидите, скрючившись в одном положении весь день.
  9. Высыпайтесь. Если необходимо, то используйте будильник для напоминания о том, что пора идти спать.
  10. Создайте из хаоса порядок. Организуйте Ваш дом и рабочее место так, чтобы Вы всегда могли найти вещи, которые ищите. Поместите их туда, где они должны быть, и не надо будет разыскивать в панике нужную Вам вещь и подвергаться стрессу.
  11. Глубоко и медленно дышите. Когда люди испытывают стресс, они дышат глубоко и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов.
  12. Сделайте что-нибудь лучшее для вашего внешнего вида. Если Вы будете выглядеть лучше, это заставит Вас и чувствовать лучше. Модная прическа, новый костюм могут придать Вам жизненного тонуса, в котором Вы нуждаетесь.
  13. Устраните из Вашей жизни самоуничтожающие ремарки типа “я слишком стар для этого” или “я слишком полный для этого”.
  14. Делайте выходные дни как можно более разнообразными. Если будни обычно слишком лихорадочны и заполнены требованиями, указаниями и людьми, используйте выходные дни для отдыха. Если рабочие дни заполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.
  15. Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь и не ворчите, не испытывайте недовольство другими. Примите тот факт, что люди вокруг Вас и мир, в котором мы живем не совершенны. С доверием относитесь к словам других людей, если нет доказательств обмана. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут.

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы:

  1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: “должен сделать сегодня”, “сделать позднее на этой неделе”, “сделать, когда будет время”.
  2. Научитесь говорить “нет”, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания, затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу Вы должны отложить до завершения нового задания.
  3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с Вашим начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять Ваши. Научите Вашего начальника уважать Ваши приоритеты, Вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.
  4. Не соглашайтесь с Вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут Вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции, просто объясните, какие конкретные проблемы создают для Вас противоречивые требования.
  5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда Вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.
  6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующего. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.
  7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте на пять минут дверь , поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из здания, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не задерживайтесь подолгу после того, как Вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.

Упражнение 1: “Взаимодействие”.

Все члены группы сидят в кругу. Ведущий передает кому-нибудь какой-либо предмет (игрушку, мяч, книгу и т.д.) называет при этом другой предмет (ежик, огонь, вода…). Этот участник должен проделать действия, характерные для обращения с данным предметом. Затем он передает предмет следующему участнику, называя его по-новому.

Упражнение 2: “Управление инициативой”

Упражнение предназначено для выработки умения захватывать инициативу в общении в свои руки, и состоит из 3-х заданий.

  • Работа в парах. Собеседник держит нить разговора в своих руках. Постарайтесь перехватить инициативу.
  • Постарайтесь переубедить собеседника.
  • Откажите в просьбе другому, если вы не хотите выполнить эту просьбу.

Упражнение 3: “Зеркало”

Упражнение 4: “Я тебя понимаю”

Работа в парах, в течение 2-3 минут один описывает состояние, чувства, желания другого в данный момент. Тот, чье состояние описывается должен либо подтвердить, либо опровергнуть. Оба партнера могут комментировать высказывания друг друга.

Упражнение 5: “Представление”

Поставьте себя на место другого человека (любого) члена коллектива. Представьте, что он – это вы, и почувствуйте это. Влезьте в его внешность, проникните в его внутренний мир. Перевоплотитесь – постарайтесь чувствовать его чувствами и думать его мыслями.

Упражнение 6: “Этюды”

Цель: получить навыки взаимодействия и взаимосвязи, используя невербальный язык общения.

Упражнение проводится в парах. Участникам предлагается выполнить этюды на следующие темы:

  • Игра в мяч;
  • Пилка дров.

Упражнение 7: “Пойми рисунок”

Цель: понять законы общения, сложности передачи и приема информации.

Участники становятся в ряд друг за другом. Тому, кто стоит в конце ведущий дает карточку, на которой нарисовано (солнце, человек, цветок и т.д.) Задача в том, чтобы нарисовать на спине следующего участника понятие, которое указано на карточке. Тот, у кого рисуют на спине, должен угадать и нарисовать на спине впереди стоящего.

Подведение итогов педсовета.

Трансфертный лист.

Правила проведения трансфертного листа:

Коллектив делится на группы по 4 человека. Члены групп рассчитываются по кругу. Каждый в четвёрке получает лист с вопросом.

  1. Я сегодня был не доволен тем, что…
  2. Мне понравилось, что…
  3. Я получил бы большую пользу, если бы…
  4. Самое важное для меня сегодня…

В течение минуты человек должен закончить предложение, лист с которым находится перед ним. Затем, по сигналу ведущего, участники по кругу меняются листами, и теперь человек отвечает на новый вопрос. Через 4 минуты на всех листах группы появляются ответы всех участников. Результаты работы вывешиваются и самые интересные озвучиваются, фактически подводя итог семинару и намечая планы на будущее.

Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь и не ворчите, не испытывайте недовольство другими. Примите тот факт, что люди вокруг Вас и мир, в котором мы живем не совершенны. С доверием относитесь к словам других людей, если нет доказательств обмана. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут.

Литература.

  1. Абрамова С.Г. Психология в управлении и для управления (Руководителям и подчиненным). М.: Изд – во “Сентябрь”, 1998.
  2. Комиссарова Н. И. Психолого-педагогический семинар "Проблемы профессиональной деформации педагогов". Статья на сайте Фестиваль “Открытый урок”, 2009.
  3. Интернет.

Презентация