Урок русского языка в 6-м классе по теме "Имена существительные общего рода"

Разделы: Русский язык


Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: развитие ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, информационных, общекультурных).

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с понятием “Имена существительные общего рода”;
  • сформировать умение находить существительные общего рода в предложениях, текстах;
  • развивать умение употреблять данные существительные в речи;
  • развитие речи учащихся, воспитание любви к родному языку, его богатству.

Ход урока

Организационный момент. Введение в тему урока.

Добрый день, уважаемые шестиклассники. Мы продолжаем изучение очень интересной и важной части речи русского языка – имени существительного. Давайте вспомним, что мы уже знаем об этой части речи. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

- Что такое имя существительное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? ( Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?)

- Как изменяется данная часть речи? Каковы её непостоянные морфологические признаки? ( Число, падеж ).

- Перечислите постоянные морфологические признаки имени существительного. (Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевлёнными или неодушевлёнными, относятся к одному из трёх родов: женскому, мужскому, среднему).

Далее учащимся предлагается распределить по трём столбикам ( по родам) существительные и объяснить их правописание: мыш.., уж.., п..сьмо, ябл..ко, вещ.., мяч.., т..хоня, непоседа, умница. (Ученикам предложено составить предложения с тремя последними существительными). Дети испытывают затруднение.

На доске открывается запись следующих предложений:

  1. Умница!” - похвалила Анна Сергеевна.
  2. Какая же ты непоседа, Вика.
  3. Наш Максим – тихоня.

Ученикам предлагается определить род выделенных имён существительных.

- Как можно определить, к какому роду относятся слова умница, непоседа, тихоня? Что обозначают данные слова? (Качества людей, лица мужского и женского пола).

- В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются существительными общего рода.

Уважаемые шестиклассники, в отрывках из басен И.А.Крылова найдите существительные общего рода. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.

  1. “А ведь, пр..знайся, есть из кумушек моих таких кр..вляк пять – шесть: я даже их могу по пальц..м пер..честь”.
  2. “Ах ты, обж..ра! ах, зл..дей! – тут Ваську повар ук..ряет, - не стыдно (ль) стен тебе, не только что людей!”
  3. Почуя серого так близко забияку, псы з..лились в хлевах и рвут..ся вон на драку.
  4. Как ни п..лезна вещ.., - ц..ны не зная ей, невежа про неё свой толк всё к худу клон..т.

- Мы познакомились с существительными общего рода. Посмотрите на них внимательно, проанализируйте, на какие черты характера человека они указывают? Слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола. ( Непривлекательные: задира, обжора, грязнуля, зазнайка, зануда., придира, разиня, забияка, рёва, плакса, ябеда, подлиза, растяпа; другие черты: бежняжка, непоседа, умница, тихоня, сладкоежка, чистюля, сластёна).

- Подумайте и ответьте на вопрос: В каком стиле речи чаще всего встречаются существительные общего рода? Приведите примеры. ( Чаще всего данные существительные употребляются в разговорном стиле речи, реже – в художественном.)

Учащимся предлагается выполнить следующее задание: согласуйте определения с именами существительными общего рода.

Несчастн.. бродяга Берестов побрёл дальше.

Наш.. аккуратн.. староста Света Смирнова отмечает отсутствующих.

Подсказка на совести известн.. выскочки Пети Трофимова.

Опять, Костя, ты поступаешь, как вредн.. белоручка, вместо того, чтобы не путать с мо.. тёзкой Александром.

- А вы знакомы с такими словами, как “невежа” и “невежда”? Чем они различаются. Один из учащихся знакомит одноклассников с этимологией данных слов.

- В гнездо родственных слов входят невежа, вежливый и ведать. Глагол ведать восходит к древнему ведти “знать”. Вежливый образовано от неупотребительного теперь вежа “знаток”. Невежа и невежда – разные по происхождению, стилю и значению слова. Невежа – древнерусское слово, образованное от вежа “знаток” с помощью приставки не-, а невежда, как и другие слова с сочетанием жд (одежда, между, рождать) из старославянского языка. Ещё в 19 веке исконное невежа и старославянское невежда были синонимами и обозначали “необразованный, малосведущий человек, неуч”. Однако в процессе развития русского языка в исконном невежа закрепляется значение “грубый, неучтивый человек”. А невежда так и обозначает неуча.

Например:

Невежда тот, кто позволяет себе грубость. (И.С.Тургенев)

Невежда он был круглый, ничего не читал. (И.С.Тургенев)

Очень надеемся, что ни одно из этих определений никогда не будет относиться к вам. Составьте предложения, в которых видна бы была разница между словами невежа и невежда.

Учащимся предложено по группам согласовать определения с существительными, объяснить выбор формы рода в прилагательном.

  1. Мой брат - ужасн.. непоседа.
  2. Наша мама – строг.. глава семейства.
  3. Ваня - ужасн.. неряха.
  4. Юля – перв.. запевала в нашем хоре.
  5. Вова всегда был.. главн.. забияка.
  6. Как.. же ты соня, мой малыш.

- Кого из участников группы можно наградить медалью “Умница”? (Награждение самых активных учащихся).

Заполнение листков рефлексии (Методика незаконченного предложения)

Что я чувствую сейчас?...

Сегодня на уроке я узнал…

На уроке я научился…

- Спасибо за активную работу на уроке. Что нового сегодня вы узнали ? Чему научились?

Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем: “Мои положительные и отрицательные качества”, “Что нужно делать, чтоб не быть невежей и невеждой”.