Урок по теме "Правописание корня"

Разделы: Русский язык


Цель урока: подготовка к выполнению задания А13 ЕГЭ.

Задачи: совершенствование навыков правописания; обобщение и повторение орфографии.

Ход урока

I. Ознакомление с анализом освоения выпускниками 2008-2009 учебного года отдельных тем по орфографии (задания ЕГЭ A12 – A18). (Использован аналитический отчёт ГУ “Центр новых образовательных технологий” Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики)

ЗАДАНИЕ ТЕМА %
А16 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) 85,44%
А18 Слитное, дефисное, раздельное написание 79,18%
А15 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени 78,39%
А14 Правописание приставок 76,80%
А17 Правописание НЕ и НИ 75,83%
А12 Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи 71,50%
А13 Правописание корней 68,70%

– Что из себя представляет задание A13 (2009 г.)? (На примере одного из вариантов.)

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) бл…стательный, тр…вога, оп…реться

2) пок…заться, сохр…няя, возг…рание

3) дост…жение, обог…щать, г…рделивый

4) б…гаж, выт…реть, прик…сновение

II. Повторение орфограмм.

– Составим перечень орфограмм, в которых рассматривается правописание корней.

I. Гласные в корне II. Согласные в корне
1) После шипящих и Ц

2) И и Ы после приставки

3) Е и Э

4) Проверяемые

5) Непроверяемые

6) Чередующиеся

1) Проверяемые

2) Непроверяемые

3) Двойные

4) Ь

I. Гласные в корне.

1) После шипящих и ц Приложение 1 “О-Ё в корне после шипящей”

2) И/Ы в начале корня после приставки
И Ы
1) В искл. ВЗИМАТЬ

2) После МЕЖ-, СВЕРХ-

3) После иноязычных приставок:

ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-

4) После ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-.

После приставок, оканчивающихся НА СОГЛАСНУЮ
Межинститутский, сверхизысканный.

Дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, трансиорданский, панисламизм

Подыграть, безыдейный, разыскать, предысторический, предыюльский

 

3) Буквы Е и Э
Е Авиетка, адекватный, денди, диез, диета, кашне, кеб, кепи, леди, метр, пенсне, пиетет, реквием, стенд, тендер
Э Алоэ, дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, мэр, пленэр, поэзия, поэт, пэр, силуэт, сэр

 

4) Проверяемые безударные гласные
Гласные Корень с безударной гласной Однокоренные слова Словоформы Корень с безударной гласной
Е или И?

Е или Я?

О или А?

Л…Са подЛЕСок ЛЕС, ЛЕСом, о ЛЕСе ЛЕСа
ЛИСий ЛИС, ЛИСы ЛИСа
заЛ…Зать ЛЕЗть заЛЕЗ, заЛЕЗла, заЛЕЗать
ЛИЖет заЛИЖет, заЛИЖут заЛИЗать
Важно! Безударные гласные О/А в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ыва-ть/-ива-ть. Приложение 2 “Чередование гласных в корне в видовых парах глаголов”
Вид глагола Корни с чередованием гласных в видовых парах глаголов
БОДР/БАДР БОЛТ/БАЛТ БРОС/БРАС МОЧ/МАЧ
совершенный под БОДРить выБОЛТать доБРОСать выМОЧить
несовершенный под БАДРивать выБАЛТывать доБРАСывать выМАЧивать

5) Непроверяемые безударные гласные.

6) Чередующиеся гласные в корне
Важно! Чередующиеся безударные гласные нельзя проверять ударением
а) Список корней с чередованием гласных Е/И
исключения:

чета

сочетать

сочетание

+ производные

бер/бир

дер/дир

мер/мир

пер/пир

тер/тир

блест/блист

жег/жиг

стел/стил

чет/чит

жим/жа/жм

жин/жа/жн

клин/кля

мин/мя/мн

ним/ня

пин/пя/пн

чин/ча/чн

Презентация “Правила ослика”. Сопроводительный текст к презентации
б) Список корней с чередованием гласных А/О
Исключения: Ударение Соседство Значение
см. Презентация 1 гар/гор

зар/зор

клан/клон

плав/плов

твар/твор

кас/кос

лаг/лож

раст/ращ/рос

скак/скоч

крап(л)/кроп(л)

мак/мок

равн/ровн

Приложение 3 “Чередование гласных в корнях “гар/гор”, “зар/зор”, “клан/клон”, “плав/плов”, “твар/твор”

Приложение 4 “Чередование гласных в корнях “кас/кос”, “лаг/лож”, “раст/ращ/рос”, “скак/скоч””

Приложение 5 “Чередование гласных в корнях “мак/мок” и “равн/ровн”

Толкование слова “промокашка” (“Наука и жизнь”, №7, 2004 год) http://www.nkj.ru/archive/articles2191/?phrase_id=3547779)

II. Согласные в корне.

1. Проверяемые

2. Непроверяемые

3. Двойные Приложение 6 “Двойные согласные в корне”

4. Ь

III. Вывод.

– Вернёмся к заданию А13. В первом, втором и четвёртом ряду имеются слова с чередующимися гласными. Второй и четвёртый рад содержат слова с непроверяемой гласной. Для слов третьей строки можно подобрать проверочные слова (например, достИчь, богАч, гОрдость). Следовательно, правильный ответ – 3.

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) БЛИСТательный, ТРЕВОГА, оПЕРеться

2) покАзаться, сохрАняя, возГОРание

3) достИжение, обогАщать, гОрделивый

4) БАГАЖ, выТЕРеть, приКОСновение

IV. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП УРОКА. Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: Проверочная работа. См. Приложение 7 “Правописание гласных в корне”

Литература.

1. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. Тихонов А.Н. М.: Школа-Пресс, 1996. – 704с.

2. Рус. язык: интенсивный курс подготовки к тестовому экзамену. Горбацевич О.Е., Ратько Т.В. Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 240.

3. Рус. язык: пособие-репетитор. Мормыш Л.С. и др. Мн.: ТетраСистемс, 2007. –246

4. Русский язык (орфография и пунктуация). Николаевич Н.Д., Огадзе Л.В. Под ред. Огадзе Л.В. М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2004. – 232 с.

5. Сб. упражнений и диктантов. Для старшеклассников и поступающих в вузы. Розенталь Д.Э. М.: ООО “Изд. “Мир и Образование”, 2006. – 448 с.

6. Справочник по правописанию и литературной правке. Розенталь Д.Э. 5-е изд., испр. М.: Книга, 1989. – 320с.