Летний лингвистический лагерь (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки


Летний отдых - период свободного общения детей, удовлетворения каждым из них сформированных интересов, приобретение знаний в новых, недоступных ранее сферах. Задача общества – предложить ребенку разнообразие форм, в которых данная деятельность будет реализована с наибольшим эффектом.

В июне 2009 в нашем лицее работал летний лингвистический лагерь. Идея детского лингвистического лагеря давняя, но реализовать ее удалось только в этом году (благодаря ЕГЭ преподаватели-филологи оказались более свободны в июне, чем в прежние годы). Лингвистический лагерь дает возможность детям, интересующимся языками, совершенствовать навыки владения иностранным языком, развивать коммуникативные качества, расширить кругозор (ребята узнают много нового о культуре и истории разных стран), позволяет гармонично сочетать отдых и занятия иностранными языками.

Программа лагеря очень познавательна и интересна.

На первом месте, конечно, были занятия английским языком. Занятия проходили в разнообразных формах: игры, конкурсы, викторины, инсценировки, спортивные соревнования.

Лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности, поэтому формирование лексических навыков постоянно находилось в поле зрения учителей. Работа с рифмовками, стихами, песнями, пословицами, подготовка к спектаклям позволила с первых дней включить ребят в иноязычную среду, ввести, прочно закрепить в их памяти лексику, связанную со многими сторонами жизни, бытом, важными событиями нашей истории.

Подготовка и постановка спектаклей, их музыкальное оформление, выполнение красочных декораций - все это помогает развивать чувство прекрасного, расширяет кругозор, создает ситуацию успеха каждому участнику, способствует продвижению в их учебно-познавательной коммуникативной деятельности. Кроме этого подготовка спектакля позволяет объединить учеников разных возрастных групп с разным уровнем знаний английского языка в совместной творческой работе. Ребята с удовольствием участвовали в подготовке спектаклей на английском языке “ A house in the wood”, ”Tom Sawyer and Aunt Polly”, “Tom Sawyer whitewashes the fence”, инсценировали стихи “Three little kittens, “ The King’s Breakfast” и др. Настоящими праздниками стали день Великобритании и день Америки. На дне Великобритании дети давали концерт на английском языке в честь Ее Величества Королевы Елизаветы II и принца Филиппа, на дне Америки были интересные встречи с Х.Колумбом, героями М.Твена. Все декорации, костюмы дети готовили сами, мы старались убедить ребят, что от участия каждого зависит успех спектакля.

Дети испытывают потребность в игровой деятельности. Поэтому в программу лагеря мы ввели познавательные игры, викторины, конкурсы, День смеха, спортивные игры. Ребята познакомились с любимыми играми английских школьников “The bull in the circle”, “Alphabet train”, ”Tie the package”, “ Find the ring”. В игровой форме прошли викторины о Великобритании и США ( они были приготовлены с использованием ресурсов всемирной Сети), что позволило в непринужденной обстановке обобщить и систематизировать материал по различным аспектам стран изучаемого языка: политическое устройство, известные люди, искусство, географическое положение, достопримечательности и др.

Вторая важная составляющая программы лагеря – дни культуры какой-нибудь страны (дни Греции, Италии, Франции, Японии, день славянской культуры), где происходило знакомство с языком и культурой этих стран. Начинался такой день с лингвистического ликбеза (несколько распространенных фраз на языке – приветствие, знакомство и т.д.). День Италии ( Buon giorno! Buona sera! Salut! Arrivederci! Come si chiama? Mi chiamo… Come va? Grazie, bene. Molto bene. Prego. Per favore.) Далее совершали небольшое виртуальное путешествие по стране (благо, современная техника предоставляет для этого неограниченные возможности). В день Греции состоялось путешествие “Дыханье древнего мира” по местам, связанным с античной культурой (Афинский Акрополь, Дельфы, Олимпия). Потом шла активная творческая деятельность: разучивались песни на языке, танцы этой страны, ставили небольшие сценки – и заканчивался день - праздником. Так, день Италии позволил нам побывать на венецианском карнавале (яркие костюмы, карнавальные маски, много танцев), день славянской культуры завершился веселыми купальскими праздниками, организаторами которых были фольклорно-мифологические персонажи – Баба Яга, Кикимора, Леший, Водяной. В день Франции, который проводила учитель французского языка, ребята участвовали в праздничной демонстрации, маршировали с французскими флагами, скандировали знаменитый лозунг “Liberte, egalite, fraternite!”, пели “Марсельезу”.

Постоянными были наши занятия вокалом. За лагерную смену ребята выучили много песен на английском языке. Эти занятия включали следующие этапы работы: прослушивание песни в оригинале, коллективный дословный перевод текста на русский язык, работа над произношением, лексикой и грамматикой (индивидуальное прочтение текста, фонетические упражнения, подбор синонимов, антонимов, объяснение грамматических конструкций) и наконец, репетиции с концертмейстером и исполнение песни. Особое внимание уделялось народной песне. Народная песня учит доброте, коллективизму, помогает познать историю и культуру народа страны изучаемого языка. Особенно понравились нашим школьникам традиционные английские песни “ Billy Boy”, “ Oh, Susanna!”, “Clementine”, выучили много известных песен, таких как “Yellow Submarine” и др. Разучивание стихов и песен отвечает возрастным и психологическим особенностям детей и доставляет удовольствие, а то, что пережито эмоционально положительно, надолго остается в памяти, оставляя след в сознании ребенка.

Кроме английских песен, выучили знаменитого “Итальянца” Тото Кутуньо на итальянском, очень красивую песню “Мираиэ” на японском, французскую детскую песенку “Alouette” (“Жаворонок”). В наших песенных экзерсисах большую помощь оказала преподаватель по вокалу. Она же готовила звуковое и музыкальное сопровождение наших праздников.

По пятницам проводились интегрированные лингвистические игры, которые подводили итог языковым занятиям недели.

Кроме занятий иностранными языками и знакомства с другими культурами, были и спортивные мероприятия (традиционная утренняя зарядка, “Веселые старты”, походы в бассейн) и занятия лепкой в мастерской у руководителя кружка “Живая глина”. В день славянской культуры преподаватели дополнительного образования провели мастер-класс по изготовлению кукол-берегинь и организовали показ трипольской моды. Учителя русского языка и литературы провели “Пушкинский праздник” к 210-й годовщине со дня рождения поэта и организовали экскурсию в музей.

Очень перспективной оказалась идея привлечения к работе вожатыми старшеклассников. Ребята из 10-го гуманитарного класса с хорошим знанием английского и французского языков помогали в подготовке и проведении игр, конкурсов, дней культуры. Это оказалось полезным и интересным и для самих старшеклассников, т.к. многие из них готовятся к поступлению на факультеты, связанные с изучением иностранных языков. Старшеклассники, занимающиеся хореографией, помогали в постановке и разучивании танцев к нашим праздникам (греческий сиртаки, танцы для итальянского карнавала, русские хороводы), в проведении танцевальной программы “В кругу друзей”.

Многие наши мероприятия мы снимали и на фото, и на видео, после окончания лагерной смены сделали небольшой фильм о лингвистическом лагере. В конце смены дети – участники лингвистического лагеря получили сертификаты и подарки. Данная форма организации летнего отдыха обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом.