Активизация познавательной деятельности учащихся через формирование ключевых компетенций с помощью электронного проекта

Разделы: Информатика


Современный период развития цивилизованного общества по праву называется этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства, повышающим его эффективность и наукоемкость становится сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информатизации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.

Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающее переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

Для реализации национального проекта “Образование”, в рамках проекта информатизации системы образования и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс считаю главной целью своей деятельности не только формирование знаний, умений, навыков по предмету “Информатика”, но и:

  • подготовку выпускника к жизни в условиях информационного общества;
  • развитие навыков самообразования.

А так же, развитие способности использования цифровых технологий, инструментов коммуникации для получения доступа к информации, управление ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе, что является элементами ИКТ-компетентности.

Результатом внедрения информационных технологий в образовательном процессе является использование электронного проекта для сдачи экзамена.

В течение нескольких учебных лет мы используем данную форму сдачи экзамена. В результате создается банк образовательных проектов по каждому предмету, что позволяет учителю, реализуя принцип наглядности, более продуктивно использовать учебное время. Приложение 1.

Что дает работа над проектом учащимся?

Учитывая этапы разработки проекта, можно говорить о повышении уровня ИКТ-компетентности учащихся, т.е. о развитии ключевых компетенций. Содержание, оформление и объем проектов зависят от уровня сформированности ключевых компетенций учащихся.

Учащиеся наиболее удачно, по моему мнению, работают с темами по физике. Примером представляю проект учащегося по профессии “Слесарь по КИПиА” по теме “Спектры, спектральный анализ и виды излучений”. (Приложение 2 - за презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору).

1. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРОЕКТА

Создание проекта состоит из следующих этапов:

  1. Написание реферата (7-10 страниц печатного текста).
  2. Создание проекта:
    1. Разработка слайдов с использованием программы MS PowerPoint;
    2. Работа над дизайном презентации (подбор фона, шрифтовое оформление);
    3. Подбор графических иллюстраций (фотографирование и сканирование необходимых материалов);
    4. Подбор или запись звукового оформления;
    5. Разработка тестовой части проекта;
    6. Создание файлов с дополнительной информацией с использованием программы MS Word, применение технологии гипертекста.
  3. Презентация (защита) проекта (не более 10 минут).

 2. СОЗДАНИЕ РЕФЕРАТА

  1. Жанровая сущность. Экзаменационный реферат должен представлять собой с точки зрения жанра именно реферат в строгом, научном смысле этого слова, а именно, “вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста”.
  2. Реферат отличается от конспекта следующими признаками:

а) реферат не копирует дословно фрагменты текста первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника;

б) будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию. Так, реферату, в отличие от конспекта, должны быть присущи следующие категории:

  • целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),
  • связность (логическая и формально-языковая),
  • структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),
  • завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).

Для реферата отбирается информация, ценная для всех читающих, а не только для одного автора.

в) автор реферата не может пользоваться только ему понятными значками, пометками, сокращениями, что допускается делать в конспекте.

3. В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды рефератов: монографические (написанные на основе одного источника) и обзорные (созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и исходными проблемами исследования). В качестве экзаменационной формы используются обзорные рефераты.

4. Структура реферата. В любом реферате можно выделить три структурные части: введение, основную часть и заключение. Приложение 3.

Во введении, как правило, называется тема, которой посвящен реферируемый источник (источники), обосновывается ее выбор, дается краткая характеристика жанра первоисточников (что представляет собой каждый из них: исследование, монографию, учебник, критический обзор): раскрываются цель и задачи автора (авторов) реферируемых источников.

В основной части реферата кратко, но полно передается содержание исходных текстов. Материал излагается по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Указываются пути и методы ее решения, а также достигнутые результаты (успехи). Обязательно отмечается наличие разных точек зрения на проблему.

Материал основной части структурируется в смысловые блоки (главы, параграфы, абзацы). Каждый крупный блок должен быть озаглавлен.

Все термины, употребляемые в реферате, обязательно разъясняются в специальных сносках или в самом тексте.

В заключении референт делает собственные выводы на основе прочитанных книг, говорит об актуальности поднятой проблемы, о перспективах развития исследования, своем согласии или несогласии с позицией авторов работ. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части.

5. Оформление

Титульный лист оформляется по образцу. Приложение 4.

Основной текст:

Шрифт – 12 пт, тип – Times New Roman;

Межстрочный интервал – полуторный;

Отступ красной строки – 1,25 см;

Выравнивание – по ширине.

Заголовок главы:

Шрифт – 18 пт, типа Arial, полужирный;

Междустрочный интервал – двойной;

Выравнивание – по центру;

Каждая глава начинается с новой страницы (Вставка – Разрыв – Новая страница).

Заголовок подглавы:

Шрифт – 12 пт, типа Arial, полужирный, курсив;

Междустрочный интервал – двойной;

Выравнивание – по левому краю.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОННОМУ ПРОЕКТУ

Электронный проект отличается от презентации:

  • возможностью использовать проект на нескольких уроках или для самостоятельного изучения темы или отдельного вопроса;
  • наличием тестовой части в проекте;
  • наличием дополнительной текстовой информации, связанной с проектом гиперссылками.

Необходимыми элементами проекта являются:

  • Титульный слайд;
  • Слайд содержания;
  • Гиперссылки, обеспечивающие комфортное перемещение по слайдам и возможность возвращения к содержанию;
  • Тестовый материал (тест, игра, контрольные вопросы);
  • Настройка анимации объектов;
  • Наличие звукового оформления;
  • Дополнительная информация в виде текстовых файлов, связанных с проектом гиперссылками;
  • Возможно использование видеофрагментов;
  • Слайд со списком используемых источников;
  • Слайд с указанием фамилий создателя проекта, руководителя и рецензентов.

К критериям оценивания проекта относятся:

  1. Глубина и полнота раскрытия темы;
  2. Логичность, связность излагаемого материала;
  3. Оформление реферата и электронного проекта;
  4. Адекватное использование графических образов и анимации;
  5. Наличие обязательных элементов проекта.
  6. Презентация (защита) проекта.

4. Презентация проекта

На презентации проекта должен быть представлен не только созданный продукт, но и подготовлен отчет, который содержит описание работы над проектом, постановку цели, самооценку и рефлексию автора проекта. В рефлексии ребенок должен отразить информацию о достигнутых целях, а также проанализировать чему научился и что узнал нового в процессе подготовки проекта. На отчет дается не более 1О минут.

Отчету придается большое значение, т.к. оценивается не только сам продукт, но и отчет автора.

Чтобы презентовать свой проект:

  • сделай оригинальный титульный лист, не забудь включить: название проекта, автора, школу, класс, координатора проекта и консультантов, дату). Не забудь, что “встречают по одежке ... ”;
  • подготовь убедительное, эмоциональное вступление о важности темы, наиболее интересных моментах содержания проекта и открытий, которые ты сделал для себя в ходе работы над проектом. “О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!”;
  • используй во время выступления наглядность: компьютерные слайды, таблицы, плакаты, графики и т. д. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”;
  • подведи итоги своей работы: чему научился, какие приобрел навыки, какие использовал источники информации (список). Содержит ли презентуемый продукт твои личные размышления и твое собственное оригинальное отношение к теме проекта. Оцени степень самостоятельности выполнения работы и влияние руководителя и консультантов на ход работы. Ты считаешь, что данная работа завершена полностью или ты видишь новые перспективные направления разработки данной темы.

К проекту должна прилагаться рецензия учителя с оценкой предоставленного материала.

Содержание пояснительной записки:

  • титульный лист (название проекта, автор, координатор проекта и консультанты, дата исполнения);
  • вступление (включает обоснование выбора темы, цель проекта и план работы);
  • основная часть содержит описание основных этапов создания проекта;
  • заключение (содержит основные выводы, самооценку, выводы о достигнутых целях и ценности проекта);
  • библиография и источники информации (не менее 5 источников);
  • приложения (рисунки, фотографии, карты, таблицы, графики, стенограммы интервью, анкеты и т.п.).

5. Рекомендации для учащихся

Подготовка к созданию проекта и его презентация.

Разработка стратегии разворачивания выступления сложнее, чем написание документа.

Если вы не сделаете вашу презентацию легкой для понимания, возможно аудитория не отреагирует на нее нужным для вас образом.

Первый шаг – это определение главной идеи, вокруг которой и будет строиться ваша презентация. Главная идея должна быть связана с вашим объектом и должна служить стержнем, на который каждый присутствующий должен нанизывать получаемую от вас информацию.

Ваша цель – разработать такую главную идею, чтобы сделать презентацию интересной для аудитории и сделать объект презентации для присутствующих таким же интересным, как он интересен вам.

Попытайтесь сформулировать вашу главную идею в одно предложение.

С хорошо разработанной главной идеей вашего выступления, можете приступить к распланированию времени и структуры вашего выступления. Структура, которую вы утвердите для выступления, должна быть связана с целью, аудиторией, предметом презентации и от отведенного для выступления времени.

Если у вас 10 или меньше минут для выступления, необходимо организовать его так, чтобы уместить основные пункты, следовательно оно будет похоже на короткую выдержку из полной, развернутой презентации.

Постарайтесь лимитировать количество основных пунктов и мыслей вашего выступления до 3-4 даже если объем информации довольно большой.

Удостоверьтесь, что вы выбрали наиболее полезные и интересные данные.

Длина презентации часто строго ограничена. Так как, наряду с вами должны выступать другие ораторы, кроме того, у самих слушателей есть множество других дел. Вы должны научиться урезать ваши данные таким образом, чтобы оставлять самое главное, экономя при этом свое время и время своих слушателей.

В десятиминутной презентации, можно потратить 2 минуты на поверхностное объяснение каждого пункта, сделав вступление и заключение по минуте длиной

ВСТУПЛЕНИЕ

Многое нужно понять и сделать в первые минуты презентации. Первое, что необходимо сделать, это привлечь интерес публики.

Стройте презентацию вокруг яркого примера. Психологи говорят, что можно заставить людей помнить важные пункты вашего выступления связывая их с конкретным образом.

Задайте вопрос. Задавание вопроса вовлекает публику в ваше выступление. Приведите интересные статистические данные. Люди любят подробности.

Кроме того, вступление должно кратко содержать основную мысль презентации, идентифицировать дополнительные данные, оговорить дальнейшее развитие выступления.

Как только вы установили каркас выступления, можно приступать к основной части.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Помните, что основная часть должна содержать не более 3-4 основных мыслей, иначе аудитория очень плохо воспринимает всю презентацию. Необходимо стремиться к простоте и избегать сложных, трудно воспринимаемых словесных конструкций, если вы не хотите тут же потерять интерес аудитории к вашей работе.

Чем дольше презентация, чем больше фактов и мыслей вы предоставляете, тем сложнее публика воспринимает.

Поэтому, если вы переходите от одной важной мысли к другой, кратко повторяйте основную мысль сказанной части.

Вот некоторые советы помогающие удержать внимание аудитории:

  • Используйте простой язык.
  • Если презентация включает в себя абстрактные идеи, постарайтесь показать как эта абстракция соотносится с реальной жизнью.
  • Объясните, как ваш объект соотносится с уже знакомыми и принятыми идеями. Приводите примеры. Это позволяет зрителям легче понять, о чем вы говорите и запомнить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как только вы закончили выкладывать основные пункты вашей презентации, приступайте к заключению.

Не позволяйте себе после важной основной части скомкать заключение. Заключение также важно, и даже важнее чем вступление или основная часть презентации. На заключение планируйте примерно 10% от общей продолжительности выступления.

Начните заключение с сообщения об этом. Это позволит аудитории приложить последние усилия по удержанию своего внимания. После этого можно кратко повторить основные мысли выступления. Нескольких предложений достаточно, чтобы напомнить людям о сказанных вещах и закрепить это в их памяти.

Заканчивайте на позитивной ноте. Последние слова должны быть запоминающиеся и с энтузиазмом. Альтернатива этому – заканчивание вопросом. Закончив презентацию, заставьте ее думать.

Помните, что заключение должно заканчивать презентацию. Не предъявляйте новых идей во время заключения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ И МАТЕРИАЛОВ

Существуют два основных типа наглядных пособий:

Текстовые. Помогают слушателю следить за ходом развертывания аргументов. Используют зрительную память аудитории, помогая при этом в запоминании.

Графические. Иллюстрируют главные пункты выступления, создают образы, которые влияют морально и создают более глубокое и основательное впечатление от презентации. Помогают в запоминании.

Как текстовые, так и графические наглядные пособия должны быть довольно просты, Т. к. зрители не могут одновременно и слушать оратора и анализировать и воспринимать сложные наглядные пособия.

Текстовые должны состоять не более чем из шести строк, не более, чем с шестью словами в строке. Они должны быть наглядны: написаны большими буквами и с использованием пустого пространства между ними.

Графические обычно представляют собой диаграммы, графики, рисунки, схемы. Чтобы помочь аудитории понять назначение материала краткий его смысл должен быть там написан.

Основные правила использования наглядных пособий:

  • Одно наглядное пособие должно выражать одну идею.
  • Иллюстрируйте только главные пункты, а не всю презентацию.
  • Не демонстрируйте то, что может конфликтовать с тем, что вы презентируете.
  • Не читайте то, что написано на наглядном пособии, вместо этого перефразируйте и дополните.
  • Когда вы закончили дискуссию по вопросу, который иллюстрируется, уберите материалы с глаз аудитории.
  • Помните, что наглядные материалы не главное, не увлекаетесь ими, они лишь дополняют ваши слова, а не наоборот.