Конкурс "Знатоки перелетных птиц" (для учащихся начальных классов)

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • обобщить знания детей о перелетных птицах нашей Родины в игровой форме.
  • развивать умение играть роль, определенную условиями конкурса.
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство прекрасного.

Роли ведущих, весны, природы исполняют учащиеся 5-11 классов. Слова их помощников говорят дети 1-4 классов.

Кабинет украшен рисунками детей по данной теме.

1 этап – подготовительный. Учителя начальных классов на классных часах проводят детям беседы, соответствующие данной тематике.

2 этап – собственно конкурс.

Ведущий 1. Сегодня по вашему желанию к нам должна прилететь Сова, но, придя сюда, мы обнаружили записку на доске.

“Быть сегодня не могу, очень сожалею, но чтобы вы не потеряли времени даром, проводите конкурс без меня. Определить сильнейшего поможет Совет мудрейших”.

Совет мудрейших: представители родителей и учителей от каждого класса.

Выходят учащиеся 1-4 классов и читают стихотворения.

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция
Для рощ и для лесов.
Сегодня в нашу студию…
Внимание! Внимание!
Слетятся птицы разные
На радиособрание!
Во-первых, по вопросу:
“Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней
Использовать росу?”
Второй вопрос назрел давно:
“Что эхом называется?
И если есть в лесу оно,
То где оно скрывается?”
По третьему вопросу
Докладывает Грач,
Назначенный заведовать
Ремонтом птичьих дач.
Потом начнутся прения:
И свист, и скрип, и пение,
Урчанье и пиликанье,
И щебет, и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения
Других известных птиц.
Внимание! внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция
Для рощ и для лесов.

Ведущий 2. Вот это да! Мы попали на птичье собрание. Оно, очевидно, по поводу встречи весны. Вон уж, сколько птиц прилетело. Да и весна в гости к нам пожаловала, она пришла на смену зиме. На Руси весну встречали – кликали. Давайте хором произнесем закличку:

(Дети хором произносят закличку)

Жучик – крючик – паучок,
Прилети к нам, куличок,
Виту – Виту – Виту – лай,
Принесли весну в наш край.

(Выходит Весна, с ней вместе за руки идут веснянки.)

Весна.

А вот и я, Весна-красна!
Кому я здесь была нужна?

Ребята. Нам! Нам!

Весна.

Я – Весна-красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед,
светлым делаю восход.
Всюду, в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Удобно ли вам?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Дорогие ребята, я пришла не одна.
У меня есть хорошие помощники – веснянки.

Веснянка 1.

Весна света – март:
Зима недаром злится.
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

Веснянка 2.

Весна воды – апрель:
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.

Веснянка 3.

Весна зеленой травы – май:
Уходи, зима седая.
Уж красавицы весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины.

Весна.

Открываю наш веселый конкурс.
Ребята, а какие приметы весны вы знаете?

(Дети проговаривают приметы о марте).

Весна начинается с марта, поэтому говорят: март – утро весны.
Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Синие облака к теплу или к дождю.
Из березы течет много сока – к ненастью.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Длинные сосульки – к долгой весне.

Ведущий 1. Ребята, чтобы игра была интересной нам нужно выбрать игроков от каждого класса. Сейчас наши помощники проведет жеребьевку. Для это вам надо взять жетон (дети берут жетоны). У вас в руках жетоны, внимательно посмотрите на них. Те, у кого есть метка прошу выйти на середину зала.

Ведущий 2. Вы, наверное, знаете, что в старину пекли печенье, называемое жаворонки. Хозяйки клала в отдельные изделия сюрприз – копейку. Тот, кому она доставалась, по примете, мог бать богатым.

Вам, тем, у кого есть метка, выпала честь показать ловкость, знания, артистизм от своего класса.

Ведущий 1. Сейчас каждая команда получит карточки с вопросами. На подготовку ответов отводится одна минута, после чего команда дает ответ. За каждый верный ответ вы получаете 1 балл. Внимание, командам-соперникам! Если отвечающая команда дает неверный ответ, вы можете ответить, если знаете правильный ответ и принесете своей команде дополнительные балы (Ведущие раздают карточки с вопросами).

Ведущий 2. Пока команды думают, вопросы болельщикам.

Вопросы:

  1. На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят)
  2. Кто написал сказку “Гадкий утенок”? (Г.Х. Андерсен)
  3. Какие еще сказки Андерсена, в заголовках которых есть названия птиц, вы помните? (“Соловей”, “Дикие лебеди”)

Ведущий 1. Итак, минута прошла. Прошу дать ответы (команды отвечают, если есть неверные вопросы, то дать возможность ответить другим командам, желательно по очереди).

Вопросы:

  1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
  2. Какая птица летает выше всех? (Орел)
  3. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)
  4. Какая птица в мире самая большая? (Страус)
  5. Когда температура тела воробья ниже – летом или зимой? (Одинакова)
  6. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)
  7. В какой стране строят гнезда и выводят птенцов белые журавли-стерхи? (В России)
  8. Каким образом пеликаны-матери выкармливают своих птенцов? (отрыгивают из зоба размягченную рыбу)
  9. Как сойка спасается от врагов? (Погружается в воду, как подводная лодка)
  10. Сколько яиц откладывают стрехи? (Два)
  11. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
  12. Как охотится серая цапля? (Стоит неподвижно, втянув шею и поджав одну ногу)
  13. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 1,5 метров)
  14. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)
  15. Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)
  16. Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев)
  17. Какую пользу приносят синицы? (Поедают жучков и личинок)
  18. Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)
  19. Какой длины достигают крылья гуся? (До 1,5 метров)
  20. Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под крыльями)

Ведущий 2. Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс – на лучшее знание пословиц. Вам предлагаются карточки с названиями птиц. Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы. На размышление одна минута. Максимум – 5 баллов.

  1. Воробей (слово не воробей – вылетит не поймаешь. Старого воробья на мякине не проведешь).
  2. Кулик (всяк кулик свое болото хвалит).
  3. Гусь (гусь свинье не товарищ).
  4. Синица (лучше синица в руках, чем журавль в небе. Синичка – невеличка, а птичка).

Ведущий 1. Пока команды думают вопросы болельщикам.

  1. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки)
  2. Гнездо какой птицы висит над самой водой на конце ветки в виде мягкого мешочка? (Ремез)
  3. Что такое Красная книга? (Книга о животных, которым грозит опасность исчезновения)

Спасибо. Минута прошла, и теперь послушаем команды. Ответы команд.

Ведущий 2. Весной крестьянские дети любили играть. Одна игра называлась “ Родничок”. Послушайте условия игры, в которую мы сейчас поиграем. Каждая команда будет играть за себя. Максимум – 5 баллов.

Дети становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывают друг друга руками по пояс и поют:

Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой,
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам,
У-ух!

Спев песню, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стараясь столкнуть в воду.
Кто из ребят коснется воды – из игры выбывает.

Ведущий 1. Сейчас мы посмотрим, ка вы умеете отгадывать загадки. За каждую верно отгаданную загадку – 2 балла.

Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач)

Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит. (Соловей)

Днем слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот. (Сова)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На ходу ли, на бегу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Маленький мальчишки в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей)

Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
Я еще красней зимой,
Ярко красный галстук мой. (Снегирь)

Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах,
На часы не взглядывает, а время знает. (Петух)

Спереди – шильце, сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце. (Ласточка)

Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь)

Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы)

Мать, отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду – чужим сбуду. (Кукушка)

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)

Молодцы. Совет мудрейших сейчас подведет итоги, и объявит нам.

Ведущий 2. Пока Совет мудрейших подводит итоги, вопрос болельщикам. Я назову слово, а вы скажите пословицу, в которой есть это слово. “Птица”. (Вариант ответа: Птицу узнают в полете, а человека – в работе).

Монолог природы (читает ученик начальной школы).

Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить –
В моей все это власти!-
Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
Восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Ч тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожишь (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших - не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.

Хозяйка леса (ученица начальной школы читает монолог).

Мы – хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее – наша главная цель. Земля такая маленькая! давайте ее беречь!

Нас много, ребята!
Везде, где живем,
Деревья посадим,
Сады, разведем!
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Ведущий 1. Давайте послушаем Совет мудрейших.

Подведение итогов, награждение победителей.

Список используемой литературы:

  1. Авторы-сотавители: Яровая Л.Н.,Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А.Внеклассные мероприятия. 1 класс, - М., ВАКО (Мозаика детского отдыха).
  2. Авторы-сотавители: Яровая Л.Н.,Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А Внеклассные мероприятия. 2 класс, - М., ВАКО (Мозаика детского отдыха).
  3. Авторы-сотавители: Яровая Л.Н.,Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А Внеклассные мероприятия. 3 класс, - М., ВАКО (Мозаика детского отдыха).
  4. Авторы-сотавители: Яровая Л.Н.,Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А Внеклассные мероприятия. 4 класс, - М., ВАКО (Мозаика детского отдыха).
  5. Автор-составитель Н.А.Касаткина. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня 1-4 классы. Издательство “Учитель”.

29.07.2010