Урок по теме "Соли угольной кислоты". 9-й класс

Разделы: Химия


Цели: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.

Задачи:

  • отработать навыки в решении расчетных и экспериментальных задачах;
  • повторить свойства и строение угольной кислоты, гидролиз солей и реакции обмена;
  • воспитывать коммуникативную культуру, уверенность в себе и
  • знаниях, навыки контроля и самоконтроля.

Тип урока: изучение новой темы

Методические приемы: рассказ, демонстрации опытов.

Оборудование: раствор Na2CO3; раствор HCl, H2SO4, Ca(OH)2, Na2CO3 твердая, индикатор – фенолфталеин, штатив, газоотводная трубка; карточки – задания

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учитель. Сегодня на уроке мы должны изучить соли угольной кислоты. Но прежде чем отправимся в увлекательный мир карбонатов, нам надо повторить свойства и строение H2CO3.

(2 человека у доски, 3 человека на рабочем месте)

У доски

1. Дать характеристику угольной кислоте: сила, основность, содержание кислорода. Составить уравнение диссоциации.
2. Химические свойства угольной кислоты.

На месте.

1. Дать характеристику аллотропным модификациям углерода.
2. Дать сравнительную характеристику физических и химических свойств оксида углерода (VI) и оксида углерода (II): строение молекул, физические и химические свойства.

3. Допишите определения:

а) адсорбция – это процесс - …
б) процесс выделения поглощенных веществ называется …

Пока ребята готовят ответы на вопрос, мы проведем небольшую письменную работу (10 вопросов)

  • Разновидности простого вещества, образованного одним и тем же химическим элементом? (Аллотропные видоизменения)
  • Электронная формула атома углерода. (1s22s22p2)
  • Количество электронов на внешнем уровне у элементов IV группы главной подгруппы (четыре)
  • Летучие водородные соединения С и Si? (СН4 – метан, SiН4 – силан)
  • Формула высших оксидов элементов IV группы главной подгруппы? (RО2)
  • Масса 0,5 моль СО2 img6.gif (116 bytes)? (22г)
  • Объем 2 моль СН4 при н.у.? (44,8 л)
  • Чего больше по массе в угарном газе углерода или кислорода? (кислорода С:О = 3:4)
  • Степень окисления углерода в угарном газе и углекислом газе? (+2;+ 4)
  • Что такое сухой лед?

Проверка (правильные ответы на доске)
Ребята проверяют исправляют ошибки, выставляют себе оценки.
Проверка ответов у доски: рассмотрим свойства H2CO3.

III. Объяснение нового материала

H2CO3 диссоциирует в две стадии. Сколько типов солей образует данная соль?
(по ходу опроса записывают схему на доске)

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с солями угольной кислоты (питьевая сода, известняк, мрамор, мел и т.п.)
Списывают с доски в тетрадь тривиальные названия солей.

Стихотворение о карбонатах. (пока учащиеся пишут)

На земле живут три брата
Из семейства карбонатов.
Старший брат красавец – мрамор.
Славен именем каррары
Превосходный зодчий. Он
Строил Рим и Парфенон.

Всем известен известняк
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом
Возводя за домом дом.

И способен и умел младший
Мягкий братец мел.
Как рисует посмотри
Этот …СаСО3.

CaCO3 – мел, известняк, мрамор
NaHCO3 – питьевая сода
Na2CO3 – кальцинированная сода
Na2CO3•10H2O – кристаллическая сода
CaCO3 – жемчуг (минерал арагонит)

Получение солей: назовите лабораторный способ получения солей.

(кислота + основание img7.gif (54 bytes) соль + вода – реакция нейтрализации)

Для получения солей угольной кислоты используют img7.gif (54 bytes)C02img6.gif (116 bytes)

2NaOH+CO2img6.gif (116 bytes)img7.gif (54 bytes)Na2CO3+H2O, если избыток CО2img6.gif (116 bytes) получаются кислые соли

Na2CO3+CO2img6.gif (116 bytes)+H2Oimg7.gif (54 bytes)2NaHCO3

Химические свойства.

Отношение к нагреванию.

CaCO3img5.gif (66 bytes) CaO + CO2

CaHCO3CaCO3+CO2+H2O

(Это свойство позволяет использовать гидрокарбонаты в пищевой промышленности в качестве разрыхлителя теста)

В результате реакций выделяется CO2, как его обнаружить?

– лучина тухнет.
– через раствор известковой воды (Ca(OH)2) образуется осадок белого цвета.

Ca(OH)2+CO2CaCO3+H2O,
но если дальше пропускать CO2 осадок растворяется
CaCO3+CO2+H2O Ca(HCO3)2

2. Реагирует солями (тип реакций?)

Na2CO3+CaSO4 K2SO4+CaCO3

(На доске расписывает ученик полное и сокращенное ионное уравнение.)

3. С кислотами

Na2CO3+2HCl 2NaCl+CO2 +H2O
Наблюдение “вскипание”.
Реакция взаимодействия солей H2CO3 с кислотами – качественная.
Геологи используют это свойство для определения карбонатных минералов.

Самостоятельно составьте уравнения химических реакций.

4. Гидролизу подвергаются соли угольной кислоты образуя в результате кислые соли в щелочной среде.

Испытать раствор Na2CO3 индикатором фенолфталеином (раствор малинового цвета)

Вывод: соли угольной кислоты имеют общие свойства солей и специфические: 1) взаимодействие с кислотами; 2) гидролиз.

IV. Решение задачи

Какой объем СО2 выделится (при н.у.) при обжиге 230 кг известняка, содержащего 10 % примесей.

V. Подведение итогов урока (выставление оценок)

VI. Домашнее задание

§ 33, № 21-22 (с. 91–92) устно, задача 3 (с.92)

11.08.2010