Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ для 9–11-х классов

Разделы: Русский язык


Дидактический материал по русскому языку предназначен для проверки знаний обучающихся 9-11 классов по одной из тем программы за курс средней школы - "Синтаксис и пунктуация". Он обеспечивает объективность и простоту проверки ответов обучающихся и позволяет выявить пробелы в знаниях по той или иной теме. Представленный материал дает возможность обучающимся совершенствовать пунктуационные навыки.

Данный дидактический материал является дополнительным и может быть использован для фронтальной и индивидуальной работы. Также может выполняться как в устной, так и в письменной форме, на любом этапе урока. Отдельные материалы могут быть применены для проверочных и контрольных работ.

Дидактический материал удобен для многоцелевого применения: повторения, проведения опроса, закрепления и проверки знаний, работы у доски и дома. Данные материалы позволяют повысить степень насыщенности урока.

Практическая работа по теме "Сложноподчиненное предложение" (9, 11 класс)

Задание: расставьте знаки препинания в предложениях, подчеркните грамматические основы, определите у придаточных обстоятельственных их вид.

  1. Где живет и летает беркут стадо овец будет в безопасности.
  2. Скучен день до вечера если делать нечего.
  3. Для того чтобы добраться до нужного места необходимо было пройти несколько километров.
  4. Пока не наступит день мы решили остаться в селе.
  5. Так как враг ввел в бой новые силы нашим войскам было приказано выкатить пушки.
  6. И грянул птичий хор точно он поджидал только нас.
  7. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны видели все.
  8. Несмотря на то что было холодно снег на воротнике таял весьма незаметно.
  9. О пении соловья рассказано так много что трудно сказать что-то новое.

Практическая работа по теме "Сложное предложение" (9, 11 классы)

  1. Задание: расставьте знаки препинания в предложениях, обозначьте грамматические основы, дайте характеристику сложным предложениям.
  2. Мне показалось что я забылся только на мгновение но очевидно прошло довольно много времени.
  3. Поставь над собой и сто учителей они окажутся бессильными если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя.
  4. Дождь прошел вечернее небо очистилось но в селе было как-то неспокойно.
  5. День за днем дул жесткий ветер бледно белели поля а в лесу скучно напевали сосны когда солнце все реже и реже появлялось на небе.

Практическая работа по теме "Обособленные члены предложения" (9, 11 класс)

Задания: расставьте знаки препинания в предложениях, графически их обозначьте.

  1. Мы вошли в рощу влажную от зноя.
  2. По узкой тропинке увивавшейся между скал мы поднялись на площадку.
  3. Дунул ветерок свежий бодрящий полный разнообразных запахов.
  4. Поглощенный своими думами он ничего не заметил.
  5. Узкая тропинка была покрыта снегом проваливающимся под ногами.
  6. Ананас чудесный дар природы тропиков похож на большую шишку.
  7. Я очень люблю рыбу особенно речного карпа.
  8. Виктор Быстров молодой инженер встретил их необычайной новостью.
  9. На мостике появился лейтенант Михеев помощник командира катера.
  10. Мы старые адвокаты очень ценим ораторское искусство.
  11. Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.
  12. Довольные пассажиры быстро примолкнув любовались солнечным днем.
  13. Доктор вскоре ушел осмотрев больного и выписав ему лекарства.
  14. Покойный дедушка кажется был человек добрый.
  15. В этом году по слухам цены вырастут в десять раз.
  16. К истинному моему удивлению лошадь бежала очень недурно.
  17. Русские тяжелоатлеты безусловно являются сильнейшими в мире.
  18. К счастью лихорадка застигла меня в уездном городе.

Практическая работа по теме "Простое и сложное предложение".

Задание: расставьте знаки препинания в предложениях, выполните задания.

I. Укажите сложное предложение.

а). Листья падающие с деревьев ложились на землю.

б). Они гуляли по парку а я ждала их дома.

в). Тут Павел отвернулся и пошёл в сторону дома.

II. Укажите простое предложение.

а). Мы решили остаться дома так как уже стемнело.

б). Наступила ночь вышел яркий месяц.

в). Любуясь красотой природы ребята гуляли по дорожкам парка.

III. Укажите сложное предложение с союзной связью.

а). Сверкнула молния и вскоре послышался удар грома.

б). На улице проливной дождь выйти невозможно.

в). Он понял скоро начнётся сильный снегопад.

IV. Укажите сложное предложение с бессоюзной связью.

а). Кончается осень а серая осень вступает в свои права.

б). Был сентябрь в садах желтели магнолии.

в). Мальчики опоздали на поезд зато родители успели их покормить.

V. Укажите сложносочинённое предложение.

а). Дети играли в саду а родители пили чай на веранде.

б). Утром Алёша увидел как за окном что-то вспыхнуло.

в). Врач подошёл к больному которому была сделана операция.

VI. Укажите сложноподчинённое предложение.

а). Последние тени сливались да мгла синела.

б). Спортсмены поняли что добиться победы будет трудно.

в). Я старался взглянуть в окно но оно было покрыто инеем.

VII. Укажите бессоюзное предложение.

а). До школы мы ходили пешком а Витя приезжал на машине.

б). Мы двинулись в путь когда туман рассеялся.

в). Вскоре я понял обратной дороги нет.

Практическая работа по теме: "Сложносочинённое предложение" (9, 11 классы )

I. Расставьте запятые, подчеркните грамматические основы, обозначьте союзы.

  1. Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям.
  2. Тихо шепчутся берёзы да ветер волнует хлеба на нивах.
  3. Ни облака на небе не видать ни звука на земле не слышно.
  4. С утра был туман но к завтраку погода разгулялась.
  5. Луна светила очень сильно однако её свет с трудом пробивал туман.
  6. То падал как будто туман то вдруг приспускал дождь.
  7. Не то дым шёл от костра не то туман поднимался над болотом.

II. Выполните тестовое задание. Расставьте знаки препинания.

а). Найдите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.

Луна светила очень сильно однако её свет с трудом пробивал туман.

Ветерок перебирает пёструю листву и в нём уже чудится шелест и прохлада.

Если погода улучшится мы проведём праздник в саду.

б). Найдите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.

То птица из-под ног вспорхнёт то лисица в кусты нырнёт.

Я думаю о юности весёлой но ничего в прошедшем мне не жаль.

Мы двинулись в путь когда начало светать.

в). Найдите сложносочинённое предложение с противительным союзом.

Старичок заговорил очень протяжно звук его голоса также изумил меня.

Было слышно как недалеко гремели раскаты грома.

Россия без каждого из нас обойтись может но никто из нас без неё не может обойтись.

Практическая работа по теме "Бессоюзные предложения" (9, 11 классы )

Задание: Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, объяснить выбор знака препинания.

  1. Был сентябрь желтели магнолии на виноградниках весь день лаяли привязанные собаки.
  2. Толстые сосульки свисавшие с крыш таяли на солнце капли падая с них звонко ударяли о лед.
  3. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.
  4. На улице проливной дождь выйти невозможно.
  5. Посмотрит рублем подарит.
  6. За Фомою водилась одна странность он до смерти не любил пересказывать одно и то же.
  7. Ехал сюда рожь только начинала желтеть.
  8. На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум со станции шел товарный поезд.
  9. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.
  10. Прибежал урок подходил к концу.

Практическая работа по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений" (9, 11 класс)

Задание: В данных предложениях необходимо:

  • Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы
  • Определить вид придаточного предложения.
  • Нарисовать схему предложения

1). Поляна где мы расположились была прекрасна.

2). Неожиданно Алёша увидел как за окном что-то вспыхнуло.

3). Вася очень хорошо знал его потому что они росли в одном дворе.

4). На улице стало так светло будто её осветили прожекторами.

5). В зелёных лугах течёт тихая речка что так мила моему сердцу.

6). Чтобы не оступиться я придерживался рукой за телегу.

7). Пётр поинтересовался имею ли я разряд по шахматам.

8). Вскоре Надя объявила что уха готова.

9). Алёша искал любимый уголок где он не раз сиживал с удочкой.

10). Нет истины там где нет любви.

11). Я предлагаю чтобы мы повернули обратно.

12). Знания которые не пополняются ежедневно убывают с каждым днём.

Практическая работа "Сложноподчиненные предложения с несколькими видами придаточных" (9, 11 класс )

Задание: Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, определить вид подчинения (последовательное, параллельное, однородное, смешанное), нарисовать схемы.

1. Ася осталась в моей памяти той самой девочкой какой я знал ее в лучшую пору моей жизни какою ее я видел в последний раз.

2. Княжна Мария говорила брату о том как будет несчастлив отец если Андрей уедет.

3. Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то чудесное.

4. Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных он был так растревожен что видел стрелки и не мог понять который идет час.

Практическая работа по теме "Словосочетание. Предложение" (8, 11 класс)

1. Определить тип подчинительной связи слов в словосочетании.

  • громкий шорох
  • сходить за багажом
  • горячо спорить
  • пятый этаж
  • отвлеченный взгляд
  • думать обо мне
  • стало свежо
  • нарушение правил

2. Выписать из предложений словосочетания

а) управление -

К окончанию спектакля мы немного устали, но всё - таки досмотрели.

б) примыкание -

Я долго сидел над сложной задачей, но решил её.

в) согласование -

Было знойное лето, терпко пахло резедой.

3. В предложениях подчеркнуть грамматические основы, дать характеристику (двусоставное или односоставное предложение; указать вид односоставного предложения)

  1. Вокруг темно.
  2. Люблю тебя, мой край родной!
  3. На улице долго пели песни.
  4. Тихо падают листья.
  5. Поздняя осень.
  6. Выберите себе книгу по вкусу.
  7. Вскоре стало светать.
  8. Торопливо шагаем к грустным зарослям.
  9. Слезами горю не поможешь.
  10. А вокруг тишина.
  11. Утренний воздух свеж и чудесен.

4. В предложениях подчеркнуть основы, надписать, какими частями речи выражены подлежащие.

  1. Наше завтра непредсказуемо.
  2. Дед с матерью шли вперёд.
  3. Петь с чужого голоса плохо.
  4. Бывалые поучали молодых.
  5. Непогода мешала уборке урожая.
  6. Десять делится на два.
  7. К славному подвигу каждый готов.

5. В предложениях подчеркнуть основы, определить тип сказуемых ..

  1. Громко начинает биться сердце.
  2. Человек счастлив.
  3. Он должен быть рад этому.
  4. Погода совсем испортилась.
  5. Сегодня он был весел.
  6. Солнце будет светить ярко.
  7. Калитка отворена.
  8. Лес хранит влагу.
  9. Ребята хотели заняться делами.