Разносклоняемые существительные. Урок-открытие для 6-го класса

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их особенностями склонения, правописания.
  • Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.
  • Обогащать и развивать речь учащихся.
  • Воспитывать доброжелательность, интерес русскому языку.

ХОД УРОКА

I. Приветствие, определение формы урока

– Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-открытие. (Оставить строку для темы урока). (Приложение 4. Слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы повторили изученное о существительном в 5-м классе. Но ведь на карте этой замечательной страны Существительное есть ещё много тайн, которые нам и предстоит отгадать, открыть.
– Назовите, какие постоянные признаки существительных Вы знаете?(Собственное или нарицательные, одушевленные или неодушевлённые, род, склонение).
– А что такое склонение, сколько типов склонения в русском языке у существительного?
– Мы будем работать в группах с условными названиями «1, 2, 3 склонения». Ведь не зря в народе говорят, «Один ум хорошо, а два лучше». В ходе урока каждый из вас будет заполнять карту открытий. (Приложение 1) Вы готовы? Тогда приступаем.
– Перед вами текст с пропущенными орфограммами. (Приложение 4. Слайд 2) Что нужно знать, чтобы объяснить данные орфограммы? (Склонение и падеж существительного). Ваша задача: вставьте недостающие буквы, объяснить данные орфограммы.
Представители от группы найдите свое слово и вставьте буквы, объясните написание окончаний существительных. (Работа на интерактивной доске)

III. Создание проблемной ситуации

– А к какому склонению относится слово путь! Почему?
– Что мы должны написать в окончании? (Ученики называют Я, а на экране появляется И).
– Почему же написание окончания в этом слове не подчиняется правилу?
– Давайте решим эту лингвистическую задачу, используя нашу опорную таблицу, просклоняем слово ПУТЬ. Вы работаете в тетради.
– Сравните его окончания с окончаниями разных склонений. Найдите общее. Какое склонение считаем его своим? (Приложение 4. Слайд 3)
Р., Д., П. п. склоняются по 3 скл., а Т.п. по 2 скл. Может мы отнести это слово к какому-то одному склонению. Нет. Такое слово называется разносклоняемое! Итак, мы сделали с вами открытие? Да. Мы открыли разносклоняемые существительные. Теперь мы можем записать в тетради тему нашего урока.

IV. Слово ПУТЬ не одиноко в русском языке. Всего разносклоняемых слов - 11. Одно вы уже знаете, а ещё 10 похожи последними буквами они заканчиваются на МЯ. (Не путать с окончанием).

Но я не стану вам их просто перечислять, ведь у нас урок-открытие, вы сами их найдёте и выпишите из стихотворения, которое я вам прочитаю, прямо в карту открытий.

Есть история про ПЛЕМЯ Прилепив перо на ТЕМЯ,
Лишь весной наступит ВРЕМЯ, Над собою поднял ЗНАМЯ,
Племя мирно сеет СЕМЯ, Раздувает распри ПЛАМЯ:
Хоть пахать и сеять - БРЕМЯ. Призывает все опять
У коровы полно ВЫМЯ. не работать - воевать.
Папуаске нужно ИМЯ Но не хочет племя вновь.
для сынишки сочинить проливать напрасно кровь.
И корову подоить. Всем милее мирный ПУТЬ.
Но вожак их - ногу в СТРЕМЯ, Сказку нашу не забудь.

(Приложение 4. Слайд 4)

V. Лексическая разминка

– Ребята, значения каких слов вам не понятно? бремя, стремя, темя.
– Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение? («Толковый словарь»). Каждому склонению предоставляется словарь и одно слово, найдите их толкования (Приложение 4. Слайды 5-8).

VI. Но на этом наши открытия не закончились. Поэкспериментируем?

Работа в парах. (Приложение 2)

– Составьте словосочетания, использовав в качестве зависимых слов разносклоняемые существительные на -мя. Не повторяйтесь! (Приложение 4. Слайды 9-10)
– Определите падежную форму, выделите окончание. (Р. п.)
– Выполните морфемный разбор вставленных слов и скажите, какую ещё особенность в этих словах заметили? (при склонении, к основе слов добавляется суффикс ЕН. (Он появляется не в новом слове, а в форме слова).
– Мы с вами сделали очередное открытие.

VII. А теперь внимание! Многие из вас решали олимпиадные задания, встречали словесные пропорции. Давайте попробуем решить еще одни. (Приложение 3) (Слайды 11-12)
– В какой форме мы употребили наши существительные (мн. ч. Р.п.), какое открытие сделали? (эти слова любят суффикс ЯН.).

Физкультминутка

– Сколько открытий мы с вами совершили, немного устали, давайте отдохнём, а помогут нам разносклоняемые существительные (имитация движений: сеять семена, размахивать знаменем, вставлять ногу в стремя, отправляемся в путь).

VIII. А теперь, как настоящие учёные, попробуем составить формулу правописания. (Приложение 4. Слайд 13).Поможет нам эта формула в работе?

IX. Творческая работа (Приложение 4. Слайд 14)

Гореть синим пламе__, под брем_нем забот, без роду и плем_н__, до поры до врем н___, со врем__н царя Гороха, называть вещи своими им_нами_, в кои-то врем на.

– Известны вам эти выражения, а как они называются?
– Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы? В них есть разносклоняемые существительные.
– Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? («Фразеологический словарь»)
– Ваша задача вписать свою строку в историю, составив предложения с этими фразеологизмами, опираясь на информацию фразеологического словаря на слайде. (Приложение 4. Слайд 15)
– Какое мы с вами сделали открытие? (Научились употреблять фразеологизмы с разносклоняемыми существительными).

X. Рефлексия

– Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны всех. Давайте и мы с вами подведём итог и сообщим друг другу, какие же открытия мы с вами сегодня совершили. (Дети читают записи в карте открытий).

– Обратите внимание на то, что в списке разносклоняемых существительных слово ИМЯ выделено особенно крупно.
Совсем скоро мы начнём работу над проектом «Имя в реке времен, или что в имени тебе моём», в котором расскажем об истории и значении своих замечательных, уникательных имён.

– С каким настроением вы сегодня уходите с урока?
– Понравилось вам делать открытия?
– Что вам в этом помогло?
– Что было трудно выполнять?
– Думаю, мы с вами совершим открытия еще не раз. Возможно, даже при выполнении домашнего задания.

XI. Домашнее задание

Параграф № 38, карта открытий, упр. № 209 , или лингвистическая сказка, или подобрать пословицы с разносклоняемыми словами. (Приложение 4. Слайд 16)
Одну из пословиц я могу вам назвать уже сейчас. От доброго семени – добрый всход. От того как вы работали на уроке будет и зависеть и добрый результат вашего домашнего задания. Удачи!