Для учителей истории

Авторская программа по краеведению "Родная сторона" (10-й класс)

Разделы: История и обществознание


Краеведение - дело благородное, рожденное глубоким искренним чувством. Это история Отечества, но не в далеких отблесках зарниц, а по-домашнему родная, потому что гордость и зримые утраты живут в ней рядышком, возле твоего дома или на соседней улице и есть в ней свои предания и легенды. С.Л. Агафонов

Объект изучения: история и культурное наследие Нижегородчины, Васильсурского уезда, Спасского района, села Вазьянка и ее округи.

Изучение истории - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. Краеведение давно стало одним из самостоятельных школьных предметов .. Несколько лет назад в Нижегородской области начался эксперимент по внедрению изучения местного краеведческого материала в рамках курса Нижегородоведение во 2-4 классах. Авторская программа "Родник", предназначенная для учащихся 5 класса и рассчитанная на 35 часов уже два года преподается в Вазьянской средней школе Спасского района как школьный компонент .В 7 классе также изучается краеведение как обязательный региональный компонент. Но авторская программа "Родная сторона" предназначен для 10 класса. Он является логическим дополнением к школьному предмету краеведение и позволяют охватить старшую возрастную ступень образовательного процесса. Образуется преемственное изучение краеведения. Если в начальной школе дети изучают материал в ознакомительном порядке, то в 5 классе получают более серьезные знания и умения не только по истории Малой Родины, но и впервые по истории Нижегородчины, для более успешного перехода к предмету краеведение в 7 классе. Большое значение в курсе "Родник" придается игровым приемам, дети включаются в с процесс исследовательской и творческой деятельности.. В то время как в авторской программе "Родная сторона" в10 классе предполагается более осознанное освоение прошлого не только села, но и Васильсурского уезда/ в который ранее входила Вазьянка/, формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал , но и умений грамотно их обработать, а заем и применить на практике.

Курс "Родная сторона" призван также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.

Цель курса: Приобщение учащихся к истории Малой Родины

Основные задачи:

  • Формирование знаний по истории Малой Родины.
  • Развитие личностной культуры как основы любви к Родине.
  • Способствовать развитию интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков.
  • Развитие навыков исследовательской, проектной, творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории, привьются навыки работы с архивными материалами.

Программа предусматривают разнообразные формы исследования краеведческого материала: работа в музеях, изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Могут вводиться различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Данная программы нацеливает на формирование архивов устной истории в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Программа призвана развивать навык выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использовать проектную методику и мультимедийный комплекс.

Методы определения результативности:

Измерить чувство любви к Родине сложно. Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений. знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы. анкетирование, отслеживание мастерства выступления на конференциях, публикаций работ в СМИ, проведения экскурсий.

Поурочное тематическое планирование. 35 часов.

№ урока Содержание курса Методические рекомендации
1 Введение. Урок-лекция
Раздел 1. Нижегородчина и моя Малая Родина.
2 Историография Нижегородской области. Комбинированный урок
3 Виды источников. Практическое занятие.
4 История административного деления округи. Практическое занятие.
5 Практическая работа с картой.

Вспомогательные исторические дисциплины.

Практическое занятие.
6 Археологическое прошлое.

Коренное население на территории Васильского уезда.

Урок-беседа
7 Летописец. Заселение округи. Знатные села:Воротынец,Лысково, Макарьев. Комбинированный урок.
8 Васильсурск. Заочная экскурсия.
9 Спасская земля в 14-18 веках. Урок с элементами викторины
10 Возникновение татарских поселений. Урок-лекция
11 Православные храмы округи. Фото-экскурсия
12 Маровский монастырь. Эвристическая беседа
13 Маровский монастырь. Урок-экскурсия
14 Васильское старообрядчество. Комбинированный урок
15 Дворянские гнезда на территории уезда. Урок-конференция
16 Спасская волость в 19 веке. Ярмарка. Урок с элементами викторины
16 Отражение Великих реформ в Васильском уезде. Урок-лекция
17-18 Промыслы. Урок- практикум
19 Просвещение и школы. Комбинированный урок
20 Земская медицина. Урок-лекция
21 Повторение Работа с документами
Раздел 2. Вазьянка - милое сердцу село.
22 "Вазьянка..Никифоровка тож". Эвристическая беседа
23 Быт вазьянцев. Урок с элементами викторины
24 Вазьянские посиделки. Театрализованный урок
25 Вазьянский храм. Экскурсия
26 История Вазьянской школы. Урок-презентация
27 Коллективные хозяйства округи. Урок с опережающим заданием.
28 Годы опаленные войной. Бинарный урок.
29 Моя семья в истории страны. Семинар
30 Экскурсия в Спасский районный музей Экскурсия
31 Музей Боевой славы Экскурсия
32 Достойные люди родной земли. Урок с опережающим заданием
33 Исследовательская краеведческая конференция. Урок-конференция
34 Повторение Работа с документами.
35 Итоговый урок Урок-викторина

Содержание курса.

Введение. Знакомство с предметом. Цели и задачи курса. Каждому мила своя сторона.

Раздел 1. Нижегородчина и моя Малая Родина с древности до 20 века.

  • Историография Нижегородской области.
  • Основные этапы изучения Нижегородской земли краеведами.
  • Нижегородский летописец.
  • НГУАК А.Мельников-Печерский.
  • Советский период. Записки краеведов.
  • Современное состояние.
  • Исследователи Спасской земли: Михалев П.А. , Ледров С.М.

Виды источников Вещественные и письменные источники(актовые, канцелярские, норративные, картографические, научные, личнописьменные, художественные, периодические.)

История административного деления округи. Княжества. Уезды. Станы Образование Нижегородской губернии. Административная реформа Екатерины 2 ( Васильсурский уезд). Реформы Советской власти. Образование Горьковской области и Спасского района. Нижегородская область.

Практическая работа с картой. Карты Нижегородской области. Сравнительный исторический анализ. Работа с легендой карты.

Вспомогательные исторические дисциплины. Вспомогательные исторические дисциплины в краеведении .Этнография. Топонимика Ономастика. Ойконимы , Гидронимы. Патронимы и т.д.

Археологическое прошлое. Васильсурский уезд в контексте археологического наследия.

Исследования Льва Даля и Николая Демидова.

Коренное население на территории Васильского уезда. Культурное и историческое наследие финно-угорских племен. Чуваши, мари, мордва, мурома, черемисы, Печора и т.д.

Летописец. Заселение округи. Знатные села: Дикое Поле. Проникновение славян на территорию порубежья. Первые поселения 14 века. Основание с.Спасского в 1399 г. Разнежье, Курмыш и т.д.

Воротынец, Лысково, Макарьев. Разорение Нижегородского Поволжья полчищами Эдигея. Битва под Лысковом 1411 г. Оленина гора. Основание Макарьев-Желтоводского монастыря 1435г. Родовое поместье князя Воротынского и его дальнейшая судьба.

Васильсурск. Казанские походы. Васильсурская крепость 1523 г.. Географическое положение и специфика образования уезда. Город Василь на Суре.

Спасская земля в 14-18 веках. Грамота Саввы Сюзева Нижегородскому Благовещенскому монастырю. Легенда о Карашевом колодце. Восстановление Спасской пустоши в н 15в. Казанские войны в сер.50-х г.г. 16 века .Освоение Спасской округи после 1621 г. Патриаршее село в 17 Бунташном веке. Влияние указа Екатерины 2 1764г. о секуляризации.

Возникновение татарских поселений. Пьянское побоище 1377 г. Основание Казанского ханства Улу-Мухаммедом В 13-14 веках порубежье - спорная территория. Базлово, Тукай, Татарское Маклаково = поселения наследников ордынских воинов , осевших в пойме р.Пьяна.

Православные храмы округи. Православный храм как вершина русского зодчества Спасо-Преображенский храм с. Спасского, его восстановление в 1840 г. Церковь во имя Зачатия Иоанна Предтечи .с. Прудищи Храм Иоанна Богослова в с. Вазьянка и др.

Маровский монастырь. Основание Маровского Кресто-Воздвиженского монастыря в 1632 г. "Повесть о создании ..пустыни.." Макарий Вороновых. Архитектурный комплекс. Ярмарка. Игумен Павел Маровский, Игнатий Римский-Корсаков. Маровские легенды.

Маровский монастырь. Крестомаровская женская общежительная пустынь 1891г. Чудотворные иконы монастыря Закрытие общины в 20-х г.г. 20 столетия. Современное состояние.

Васильское старообрядчество. Старообрядчество как феномен русской религиозной жизни. Толки и согласия на территории Васильсурского уезда Государственная религиозная политика и ее отражение в Васильсурском уезде

Дворянские гнезда на территории уезда. "Дворянство- главный нерв государства". Родовые поместья : Демидовых, Оболенских , Шереметьевых, Зубовых и др.

Спасская волость в 19 веке. Указ губернатора 1831г. Ярмарка. Село Спасское - "двигатель промышленности в Васильсурском уезде".

Отражение Великих реформ в Васильском уезде. Экономическая и социальная характеристика Васильсурского уезда в сер 19 - начале 20 веков. Васильсурское земство и его деятельность.

Промыслы. Кустари. Местные Васильсурские промыслы: гончарное, пеньковое, поташное производства, мыловарение, плотничество, скорнячество, шитье голиц, бондарничество, плетение лаптей. Земледельческие промыслы: льноводство, садоводство, хлеботорговля. Отхожие промыслы: бурлачество, рыболовство, извоз.

Просвещение и школы. Церковно-приходские школы в Васильсурском уезде Земское образование.Учительские династии. Очерки истории Спасской средней школы.

Земская медицина. Земские больницы в Васильсурском уезде. Деятельность участковых врачей. Медицина на селе.

Повторение. Повторение пройденного материала по разделу.

Раздел 2. Вазьянка - милое сердцу село.

"Вазьянка..Никифоровка тож". Первое упоминание села Вазьянка в 1626 году. Источники по истории села. (работа с архивным документом). Легенды и предания. Никифор Корсаков. План местности. Достопримечательности и постройки. Владельцы села. Мезенцева В.Н. Экономическая и социальная динамика .

Быт вазьянцев. Земледелие- основное занятие вазьянцев. Промыслы. Крестьянская изба и ее интерьер. Семья и жизненный хозяйственный цикл.

Вазьянские посиделки Праздники и обряды Фольклор. Игры и забавы.

Вазьянский храм. Внешний вид архитектурного здания.. Внутреннее убранство. Воспоминания старожилов о постройке храма в 1880-х г.г. 19 века. Иерей о. Александр Алфеев . Закрытие храма в 1936 г. Современное сотояние.

История Вазьянской школы . Страницы истории :Вазьянская церковно-приходская начальная школа -1889г.. Красно-Маровская средняя школа- 1927г. Школьный комплекс на Шаровом Бугре.. 1974г.- перевод средней школы в с.Вазьянку. 1985г.- возведение каменного здания Вазьянской средней общеобразовательной школы. Афонин А.А. .Успехи учителей и учащихся.

Коллективные хозяйсва округи. 1929г.-год великого перелома. Массовая коллективизация на Спасской земле. Летопись колхоза имени В.И.Ленина. Трудовые будни села и трудовые достижения. Афонин Д.И. Соловьев В.А.Зыбина З.А.

Годы опаленные войной. Спасский район в годы Великой Отечественной войны. Ратный и трудовой вклад вазьянцев в дело победы.

Моя семья в истории страны. Семейный архив. Презентация портфолио.

Экскурсия в Спасский районный музей Здание музея и его история. Музейная летопись.

Музей Боевой славы. Экскурсия в школьный музей. Знакомство с экспонатами и экспозицией.

Достойные люди родной земли.

Исследовательская краеведческая конференция. Выступления учащихся с исследованиями по истории родного села, Спасского района и Нижегородчины.

Повторение. Подведение итогов главы.

Итоговый урок. Проведение викторины "Малая Родина".

Литература.

  1. Барадулин В.А. Учителю о народных промыслах. М.1979г.
  2. Вишнево-яблоневый край. Н.Новгород. 2004г.
  3. Гурбина Е.А. Традиции русской культуры . Волгоград. 2007г.
  4. Демидов Н.А. Исторический очерк Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Н. Новгород. 1884г.
  5. История Спасского района Нижегородской области в к.14-н.20 в.в. //сост. Ледров С.М. Спасское 1992г.
  6. Кутьина Е.П. Загадки для детей о природе родного края . Спасское .2007г..
  7. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее. М. 2001г.
  8. Ледров С.М. Спасский район вчера и сегодня. Спасское. 1994г.
  9. Ледров С.М. Церкви Спасского района Спасское 2000г.
  10. Мельников А. Нижегородская старина. Б/д.
  11. Морозова О.П., Ледров С.М. Уголок Святой Руси: село Вазьянка и Старые Мары. Н, Новгород. 2007г.
  12. Наш край. Н. Новгород 1997г.
  13. Спасская ярмарка. 175 лет. Спасское 2006г.
  14. Седов А.В. История массовой коллективизации в Нижегородском крае. Горький.1988г.