Развитие культуры общения через работу литературно-информационного клуба "Парус"

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


Сегодня ни для кого не секрет, что школа уделяет большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования. А развитие устной и письменной речи отодвигается на второй план.

Семьи, в которых воспитываются современные дети, стали маленькими, немодно стало жить с бабушками и дедушками, родители больше отдают предпочтение карьере, чем общению с детьми. А значит, проблема общения сегодня стоит очень остро!

Учащимся 9-х классов нами было предложено определить, что мешает им настойчиво и убедительно действовать в ситуациях, требующих активного общения. Анализ показал, что ребята затрудняются говорить с аудиторией; излагать мысли последовательно как в письменной, так и в устной форме; увлечь своих сверстников какой-нибудь интересной проблемой; а также внимательно слушать, считаться с мнением других и корректно вести дискуссию. Не секрет, что в наше время даже студенты МГУ испытывают большую трудность при устном высказывании. Оказывается, это проблема не только наших провинциальных городов, но и России в целом.

Отсюда, общение с учащимися – старшеклассниками и наши личные наблюдения, как учителя русского языка и литературы, показывают, что ребята хотели бы, чтобы мы, педагоги, уделяли больше внимания развитию их умений общаться не только в рамках учебных занятий, но и вне их. Огромную помощь в решении проблем письма и говорения может оказать социально-гуманитарный профиль, который начал работу в этом учебном году.

Презентацию можно получить у автора статьи.

Но, нам кажется, не менее важным моментом в этом вопросе является активное включение ребят в работу литературно-информационного клуба “Парус”. Кстати, данный клуб также является составляющей частью нашего профиля. Мы создаем детскую школьную газету “Наша школьная страна”. Нам интересно то, что в нашем клубе задействовано очень большое количество человек: это сами клубовцы, учителя, читатели и участники журналистских конкурсов (на слайде количество показано). Ребята пробуют себя журналистами, фотографами, верстальщиков. У нас в газете много интересных рубрик: может обратиться к ребятам администрация и учителя школы, через газету мы узнаем о школьной жизни, интересных приключениях вне учебы, и о мире, который окружает нас (мелькают рубрики газеты на слайдах).

Каким же образом мы развиваем культуру общения через газету?

Во-первых, через ряд упражнений, развивающих желание общаться. Это и преодоление страхов перед написанием статьи, и анализ своих письменных работ или взятие интервью при помощи ассоциаций, и критическое осмысление своих работ при помощи составления карикатур.

Во-вторых, через работу, которая развивает умение правильно общаться как письменно, так и устно. Это и выражение взгляда со стороны по тому или иному вопросу.

Например, нужна ли школьникам XXI века школьная форма? Или: курение в школьном дворе: за и против? Родительское собрание: необходимость, потребность или обязанность? А также проведение пробной пресс-конференции, в процессе подготовки которой ребята должны придумать вопросы для того или иного интервью. Далее хорошо развивает умение общаться интервью в парах. А вот на методе пяти предложений мне бы хотелось остановиться поподробнее. Данная работа преследует несколько значимых целей:

  • обучает ребят системной аргументации и помогает структурировать написанное или сказанное;

  • тренирует схему письменного речевого высказывания;

  • способствует овладению правилами культуры общения.

В целом, обучающиеся должны научиться аргументировать логично и системно на основе метода “пяти предложений”.

Отличительной чертой данного метода является то, что начинается он всегда с вводного предложения, которое проясняет исходную ситуацию.

Затем идут три предложения – высказывания, в которых присутствуют доказательства или пояснения к конечному предложению.

Далее последнее пятое предложение, которое является выводом всего текста или сутью аргументации. Именно только оно и дается в начале задания.

Итак, давайте рассмотрим на примере. Для образца я взяла такое конечное предложение: “И поэтому нужно организовать в школе музей “Горница”. Он, конечно же, существует в нашей школе уже одиннадцать лет. Им мы очень гордимся. А давайте представим на несколько минут, что музея пока у нас нет.

  1. Современные дети все меньше и меньше задумываются о культурном наследии наших предков.
  2. Во-первых, мы не умеем готовить русские народные блюда.
  3. Во-вторых, мы не обращаем внимания на старинные домашние вещи, которые достались нам от наших бабушек.
  4. В-третьих, нужно организовать систему работы в школе с детьми, которая бы прививала интерес к духовному наследию предков (кружки вышивания, вязания, русской кухни и многое другое).
  5. Вывод: И поэтому нужно организовать в школе музей “Горница”.

У ребят неплохо получается такого типа работа. Вот некоторые примеры (листать слайды с примерами).

  1. У тестирования много противников.
  2. Во-первых, оно не дает общей картины знаний.
  3. Во-вторых, для выпускников возникает большой стресс.
  4. В-третьих, возникает другая проблема общения и красивого говорения, которая отпадает при устном экзамене.
  5. И поэтому надо отменить тестирование!

Другое высказывание: И поэтому в школе необходимо детское самоуправление!

  1. Надо помочь нам, детям, обрести свой собственный социальный опыт.
  2. Во-первых, нам не хватает опыта общения между собой.
  3. Во-вторых, мы не всегда можем адаптироваться в новых условиях.
  4. В-третьих, нам хочется приобрести первоначальные навыки будущей профессии.
  5. И поэтому в школе необходимо детское самоуправление!

Следующий пример:

  1. Необходимо, чтобы яркие незабываемые моменты нашей школьной жизни были запечатлены.
  2. Во-первых, нам не хватает активной гражданской позиции.
  3. Во-вторых, у большинства современных школьников возникает ряд коммуникативных проблем.
  4. В-третьих, необходимо приобрести первоначальные навыки будущей профессии журналиста.
  5. И поэтому в школе нужно организовать детскую ученическую газету!

Итак, давайте теперь вы. Вы получаете конечное предложение – вывод. К каждому конечному предложению придумываются четыре вводных, которые вами должны записаться. Это: И поэтому в школе нужно организовать социально-гуманитарный профиль! Что получилось у вас? А теперь давайте сравним с моим вариантом ответа.

  1. Необходимо, чтобы старшеклассники углубленно изучали гуманитарные предметы.
  2. Во-первых, это разовьет их коммуникативные способности.
  3. Во-вторых, они смогут стать всесторонне развитой личностью и поднимут свой общекультурный уровень.
  4. В-третьих, ребята смогут освоить широкий спектр начальных навыков профессий гуманитарного цикла.
  5. И поэтому в школе нужно организовать социально-гуманитарный профиль!

Благодаря данному методу у ребят повышается интерес к работе с текстом, качество написания статей, появляется самостоятельность суждений, приобретаются навыки работы в команде или группе, повышается речевая культура, уверенность в своих силах.

А я, как куратор клуба “Парус” и как учитель русского языка и литературы, вижу большие перспективы повышения коммуникативной культуры моих воспитанников.

Можно, я попытаюсь сформулировать свои выводы тоже благодаря данному методу. Поэтому метод “пяти предложений” помогает учителю повысить культуру общения обучающихся.

  1. В своей работе, как куратор литературно-информационного клуба “Парус ”, я использую метод “пяти предложений”.
  2. Во-первых, это повышает продуктивность и результативность моей работы.
  3. Во-вторых, сокращается принуждение, физическое и психическое напряжение (ребята начинают получать удовольствие от того, что у них получается).
  4. В-третьих, я начинаю больше доверять своим клубовцам, изменяется ситуация общения и появляется атмосфера творчества.
  5. Поэтому метод “пяти предложений” помогает учителю повысить культуру общения обучающихся.