Проблемы и перспективы использования ИКТ в компетентностном образовательном процессе гимназии

Разделы: Информатика, Администрирование школы


Совокупность традиционных и инновационных направлений внедрения информационных технологий (ИТ) в общеобразовательный процесс привела к утверждению интегративной концепции применения ИТ в школьном образовании, рассматривающей ИТ как средство развития личности обучающегося, а точнее, как средство перевода обучающегося в режим саморазвития на компетентностной основе, превращающее ученика из объекта педагогического воздействия в полноправного субъекта образовательного процесса и способствующее актуализации его управленческой деятельности как активного участника информационного процесса внутри образовательной системы.

Миссия процесса информатизации гимназии состоит в изменении системных свойств школьной организации для создания условий, необходимых для перевода обучающегося в режим саморазвития, что неразрывно связано с переходом образовательной системы в новое качество.

Результатом управления процессом информатизации в гимназии следует считать такое необратимое, направленное, закономерное изменение состава и структуры этой системы, которое будет соответствовать требованиям информационного общества: обеспечит субъектам образовательного процесса социальную мобильность и способность адаптации к развивающейся внешней информационной среде на компетентностной основе.

Как показывает практика, значительная часть обучающихся испытывает затруднения в формировании индивидуальной образовательной траектории. Возникает противоречие между желаемым (и даже декларируемым) состоянием субъектности ученика, характеризуемым применительно к данной ситуации в первую очередь как его способность осуществлять самостоятельно целеполагание, организацию, контроль и коррекцию собственной учебной деятельности (являющегося необходимым условием формирования компетентной личности), и реальным отсутствием возможности делать это.

Формирование готовности обучающегося к самореализации в условиях информационного общества невозможно без формирования информационной системы (ИС) гимназии. Формирование которой, необходимо рассматривать не только как фактор управления процессом информатизации в гимназии, но как одно из важнейших условий перевода образовательной системы в целом и каждого из ее субъектов в отдельности в новое качество. Поскольку перевод обучающегося в режим саморазвития невозможен без изменения деятельности учителя, без изменения деятельности администрации учреждения, то необходимо детально проработать механизм перевода в режим саморазвития всех субъектов образовательного процесса

Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающейосновой процесса информатизации. Мы исходим из того, что информатизация гимназии должна не сводиться к задачам ее материально-технического обеспечения, а должна быть направлена на формирование единого информационного пространства ОУ, способствующего становлению компетентной личности. Это возможно лишь на основе четкой концепции, определяющей приоритетные цели информатизации и средства их достижения, с учетом специфики нашей гимназии.

Важнейшим аспектом процесса информатизации в нашей гимназии является вовлечение в процесс информатизации всех участников образовательного процесса – учащихся и их родителей, учителей, классных руководителей, администрации, библиотекаря и других сотрудников. Кроме того, процесс информатизации образовательного пространства должен способствовать:

  • повышению качества обучения;
  • совершенствованию научно-методической работы;
  • совершенствованию управления образовательным процессом;
  • информационной интеграции с вышестоящими уровнями и внешней средой.

Таким образом, приоритетными направлениями процесса информатизации в гимназии, в связи с переходом на компетентностную парадигму в образовании стали:

  • информатизация управления в гимназии.
  • широкое применение мультимедиа-технологий в учебном процессе интеграция.
  • систематизация выполняемых учащимися проектных работ
  • развитие сетевых взаимодействий.
  • интеграция информационных технологий с общеобразовательными дисциплинами.

Опыт показывает, что включение значительной части учителей в процесс компьютеризации целесообразно вести «от учащихся» – путем активного внедрения в учебный процесс проектного метода обучения с элементами научно-исследовательской деятельности учащихся и использованием ИТ. Именно проектные методики стимулируют процесс развития компетнтной личности. В свою очередь, это требует совершенствования структуры и содержания курса информатики и ИТ, межпредметного согласования учебных программ.

Помимо возможности использования результатов проектной работы учащихся при проведении уроков, выполнение проектных работ с использованием ИТ меняет мотивацию к освоению компьютера у самих учителей. Активная работа учителя с учащимися в проектной деятельности с использованием компьютера закладывает основу для его перехода на другой уровень владения компьютером – использование ПК для подготовки материалов урока.

Особое место в процессе информатизации ОУ должно занимать развитие сетевых взаимодействий. Это, во-первых – создание внутришкольного сетевого пространства, обеспечивающего перевод внутреннего информационного обмена на более высокий качественный уровень. Во-вторых – внешние сетевые взаимодействия: через Web-сайт, в форме участия в дистанционных мероприятиях и удаленного информационного обмена с вышестоящими уровнями. Наши гимназисты на протяжении последних трех лет активно участвуют в дистанционных эвристических олимпиадах, организуемых ЦДО «Эйдос». Интерес настолько велик, что в прошлом учебном году в них приняло участие 86% гимназистов (1088 человек) ! Данные олимпиады включают детей в активную эвристическую деятельность на компетентностной основе.

Необходимым условием успешной реализации перечисленных направлений, помимо совершенствования материально-технической базы, является создание условий для повышения уровня компетентности сотрудников ОУ в сфере использования ИКТ и новых технических средств в учебном процессе. Для решения данной задачи в гимназии разработана система методической поддержки. Каждый месяц проходят методические оперативки. Учителя информатики продиагностировали коллег и сформировали три группы пользователей ИКТ, в соответствии с уровнем сформированности информационной культуры. Во время каникул мы организуем «погружение» педагогов, что способствует росту информационной компетентности в нашем коллективе.

Стратегическим направлением деятельности нашей гимназии является создание системы управления знаниями. Средства реализации этого направления включают:

  1. Система методической поддержки отвечающая за информатизацию работников гимназии;
  2. Организация процесса обучения с использованием новых информационных технологий (НИТ);
  3. Совершенствование существующих в ОУ информационных технологий.

Все выше перечисленное в комплексе, способствует:

  • эффективному сбору информации и данных,
  • накоплению знаний на компетентностной основе,
  • обмену и использованию их в актуальном образовательном пространстве.

Претворение идеи управления знаниями в жизнь повышает деловой престиж учреждения, т.к. помогает быстро осваивать самые передовые технологии и обеспечивает адаптацию педагогов гимназии к постоянно меняющимся условиям образовательного пространства.

Наша система управления знаниями нацелена на получение оптимальных результатов и полностью отвечает потребностям стратегического развития системы образования РФ. (2)

Наша гимназии как и любое другое образовательное учреждение сталкивается с психологическими барьерами, которые становятся главным препятствием на пути внедрения систем управления знаниями.

  • Передача опыта. На получение новых знаний обычно затрачивается много времени, ИКТ способны ускорить этот процесс, активизировать процессы саморазвития. Возникает вопрос: не понизит ли это качество знания? Данное обстоятельство создает обстановку недоверия.
  • Боязнь нововведений. Социальная сфера в нашей стране связана с постоянными изменениями, что требует перспективного мышления и оперативного реагирования. В то же время любые нововведения порой ассоциируются с риском, и работники образования испытывают неудержимую тягу к испытанным и хорошо освоенным методам работы. В результате возникает серьезная опасность того, что образовательная система окажется не в состоянии своевременно отреагировать на очередное изменение ситуации.

Технология является основным средством практической реализации концепции управления знаниями. Именно она создает основу в гимназии для автоматизации и централизации обмена знаниями и опытом, служит движущей силой педагогических процессов направленных на формирование компетентной личности. Однако при выборе технологических решений, на базе которых будет строиться система управления знаниями, следует учитывать ряд очень важных условий.

  • следует подбирать уже знакомое пользователям программное обеспечение, не заставляя их изучать новый инструментарий.
  • до каждого пользователя нужно доводить только ту часть информации, которая ему нужна.
  • технологическая платформа должна учитывать высокую мобильность современных интеллектуальных работников и учащихся.

Практическая реализация концепции управления знаниями требует хорошо сбалансированного подхода. Технология играет здесь двоякую роль - с одной стороны, она создает фундамент для работы с фондами знаний и служит связующим звеном между сотрудниками, работающими на расстоянии друг от друга. С другой стороны, отсутствие (даже на короткое время) внедренной технологии управления знаниями полностью парализует работу ОУ (как отсутствие, например, электричества или телефонной связи).

Таким образом, мы выделяем:

Приоритетные направления деятельности администрации

  • Автоматизация организационно-распорядительной деятельности.
  • Ведение мониторинга качества обучения.
  • Ведение мониторинга обученности учащихся.
  • Электронный документооборот.
  • Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
  • Компьютеризация школьной библиотеки.
  • Электронная база педагогических кадров.
  • Электронная база по учащимся.
  • Создание и поддержание сайта школы, Web-страниц отдельных школьных проектов.
  • Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения.

Приоритетные направления деятельности учителя

  • Осознание ИКТ как части общей информационной культуры учителя.
  • Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке.
  • Дистанционное образование, повышение квалификации.
  • Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока.
  • Создание интегрированных уроков.
  • Уроки на основе готовых программных продуктов.
  • Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование медиатек.

Приоритетные направления деятельности ученика

  • Интернет-технологии - часть общей информационной культуры ученика.
  • Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.
  • Дистанционное обучение.
  • Компьютерные технологии для подготовки к уроку.
  • Внеклассная деятельность: организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии.
  • Тренировочное тестирование по программе ЕГЭ.
  • Дистанционные обучающие олимпиады.

Приоритетные направления деятельности родителя

  • Освоение курсов информационной (компьютерной) грамотности.
  • Получение информации о расписании учебных занятий; о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы.
  • Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.

Приоритетные направления деятельности по созданию единого информационного пространства школы

Единое информационное пространство гимназии – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Формирование единого информационного пространства сводится к созданию общей информационной базы данных. Общая база данных школы как ядро единого информационного пространства должна содержать следующую информацию и предоставлять возможность ее обновления:

  • общая информация о школе
  • кадровые данные о преподавателях
  • личные данные об учащихся
  • учебный план
  • штатное расписание
  • данные о материально-технической базе
  • социальный паспорт школы
  • данные методической службы школы
  • статистические данные по итогам года.

В результате реализации поставленных задач ожидается:

создание единого информационного пространства школы:

  • повышение эффективности образовательного процесса;
  • автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы.

повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя:

  • создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование информационных технологий;
  • повышение качества образования;
  • повышение квалификационной категории учителей;
  • распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно- методических и научно–практических семинарах, конференциях, публикации;
  • создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;
  • эффективность использования сайта гимназии.

повышение информационной культуры обучающихся:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;
  • участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях;
  • успешная социализация выпускников.

Литература:

  1. Минченко М. М., Трунова Т. В. О концепции формирования единого школьного информационного пространства. М.2006
  2. Теоретические основы управления знаниями ОУ//http://www.orenipk.ru

30.07.2010

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306