Метод проектов на уроках татарского языка

Разделы: Русский язык, Иностранные языки


В настоящее время понятие “Новые образовательные технологии” не мыслится без метода проектов, по которым понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда).

Под разработкой учебных проектов понимается комплекс заданий и советов к определенной теме, который выходит за рамки урока и мотивирует учащихся в такой степени, что они согласны посвятить этому часть своего свободного времени. Проект предлагается учителем, который рекомендует соответствующую структуру и порядок выполнения работы. Каким будет результат, решают учащиеся в процессе осуществления проекта.

Существуют различные классификации проектов, которые различаются по характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный), по предметно-содержательной области (монопроект, межпредметный), по характеру координации проекта (непосредственный, скрытый), по характеру контактов (в пределах одного класса, школы, города, региона, страны, мира), по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый), по продолжительности (краткосрочный, длительный).

Проектная технология предполагает:

  • Наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • Практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • Самостоятельную деятельность ученика;
  • Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • Использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

  • Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
  • Уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  • Направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • Уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

  • Учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • Приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • Овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

В своей работе активно применяю метод проектов на уроках родного языка последние три года. Дети с помощью исследовательских методов самостоятельно решают проблемы, поставленные учителем. Так, например, при изучении лексики в 5-м классе учащиеся концентрируют внимание на решение основополагающего вопроса проекта: Как различить слова-близнецы? Для этого учащимся потребуется ответить на три проблемных вопроса (предусмотренные программой): 1. Как омонимы отличить от многозначных слов?, 2. Чем различаются синонимы друг от друга?, 3. Для чего нам нужны омонимы и синонимы? Учитель делит класса на 3 рабочие группы и распределяет задания по группам таким образом, чтобы учащиеся в ходе исследования изучили и представили способы разграничения омонимов и многозначных слов, различия синонимов друг от друга, использование омонимов и синонимов в речи. В ходе работы над проблемным вопросом учащиеся формулируют цель работы, осуществляют самостоятельный поиск необходимой информации по предложенным учителем или самостоятельно найденным источникам. Результаты работ оформляются в виде мультимедийной презентации. В 9-м классе метод проектов используется при изучении темы “Печатные издания на татарском языке для детей и юношества”. По программе на эту тему отводится всего два часа и перед учителем встает вопрос как быстро и главное эффективно познакомить детей с печатными изданиями, которых более 10 (Салават Купере, Сабантуй, Магрифят, Ялкын, Соембикэ, Идел и т.п.) В зависимости от уровня подготовки детей и уровня обученности учащихся, учитель выбирает несколько самых популярных изданий и в зависимости от количества этих изданий, делит класс на группы. Каждая группа презентует свой журнал или газету (здесь учитель дифференцирует задание: слабым учащимся – издания для дошкольного и младшего школьного возраста и т.д.)Учащиеся презентуют свое издание в программе Microsoft Power Point по следующей схеме:

  1. История создания издания.
  2. Работа известных писателей и деятелей искусств в этом издании.
  3. Самые популярные рубрики издания.

После презентации учитель предлагает выпустить первый номер школьной газеты или журнала. Дети выбирают, какие рубрики они хотели бы видеть в своей газете – поисково-исследовательский этап. Каждая группа выбирает себе рубрику и работают над содержанием газеты, выполняют первичные наброски, готовят тексты согласно рубрикам – технологический этап. На третьем этапе – практической реализации проекта – учащиеся самостоятельно работают над оформлением газеты: набирают тексты, корректируют, иллюстрируют. На заключительном этапе представляется проект читателям (в форме презентации).

Проекты по созданию журналов, газет развивают творческий потенциал детей. В результате реализации такого проекта развивается способность видеть творческую индивидуальность каждого участника проекта и в то же время совместная работа способствует сплочению ученического коллектива, формируется культура видения мира через деятельностный творческий подход, происходит ранняя профилизация.

Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках татарского языка помогают разнообразные проблемные ситуации.

Так начиная тему " Глагол", учитель предлагает такую ситуацию, опираясь на имеющиеся у учащихся представления о существительном и его признаках, сопоставляет однокоренные глагол и существительные, например,

эш – эшли
хөрмәт – хөрмәтли

Вопрос: "Почему слова при всем сходстве их значений следует отнести к разным частям речи?"

Создание и разрешение проблемной ситуации, основанной на сходстве и различий сопоставляемых слов, руководит учитель. Прежде всего, он актуализирует имеющиеся у учеников знания об имени существительном. Учитель может сам напомнить ученикам, что существительное отвечает на вопросы кто? что? изменяется по числам и падежам, является в предложении подлежащим и дополнением. При активной актуализации знаний эти сведения сообщают сами учащиеся и делают вывод, что слово имя существительное.

Далее ученики выясняют, что не один из трех признаков / вопрос, форма изменения, синтаксическая роль/ слов не совпадает: слова отвечают на разные вопросы, по разному изменяются и следовательно, являются разными частями речи – существительным и глаголом.

Проблемные вопросы и ситуации актуализируют имеющиеся у учащихся знания, поднимают их на новый уровень абстракции. Поэтому хорошо, если проблемными будут и контрольные, обобщающие задания и вопросы, заключающие, завершающие изучение той или иной темы.

Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя. И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе, учитель, в первую очередь, должен четко представлять что такое “проект”, как правильно организовать работу над проектом, какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом учащимся. Метод проектов помогает решить проблемы, связанные не только с образованием, но и с воспитанием учащихся, а именно с их социализацией.

Литература.

  1. Полат Е.С. Новые педагогические технологии (курс дистанционного обучения для учителя). – М., 2001.
  2. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч для администрации школ, 2000. – № 6. – С. 96.