Применение групповых технологий в деятельности школьного психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


У фигуристов есть такое выражение «обретение чувства льда», т.е. когда спортсмен в совершенстве овладевает своей неповторимой техникой движений и чувствует себя на льду удобно, комфортно, получает радость от достигнутого. Я думаю, что это понятие применимо ко многим профессиям, в том числе и к профессии психолога.

Специфика работы практического психолога состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать. Но и этого мало. Можно сказать, что деятельность психолога сродни искусству, поэтому творчество – это его профессиональная обязанность. Психолог должен быть готов в любой момент забыть привычный алгоритм и импровизировать, жонглируя приемами, по ходу дела модифицируя методы и изобретая новые.

Конечно, такой виртуозности в использовании технологического инструментария мне еще не удалось достичь, но я к этому стремлюсь.

В своей деятельности применяю различные технологии: здоровьесберегающие, проектно-исследовательские, групповые, информационные.

Особое внимание уделяю групповым технологиям. К групповым технологиям относят, прежде всего, групповую и межгрупповую работу.

Систематически работаю над изучением теоретических и практических основ групповых технологий. Основу моей методической копилки по данным технологиям составляет следующая методическая литература: Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», « Технология ведения тренинга»; И.В. Вачков «Групповые методы в работе школьного психолога», «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» (под ред. М.Р. Битяновой), Битянова М.Р., Беглова Т.В. «Учимся решать проблемы» и др.

Школьному психологу приходится работать с большим количеством детей, например, в нашем лицее 481 обучающийся. Поэтому групповые технологии позволяют мне вовлечь во взаимодействие большое количество детей, увидеть ощутимый результат.

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Цель применения групповой работы:

  • обучение детей навыкам эффективного сотрудничества при взаимодействии в учебно-воспитательном процессе, при проведении внешкольной досуговой деятельности;
  • формирование жизненно необходимых навыков и компетенций;
  • актуализация процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания.

Групповая деятельность призвана служить фактором личностного развития индивидуальности каждого участника группы. Воздействие психолога носит опосредованный характер: «через группу - на личность».

Формы групповой работы:

  • групповая диагностика
  • развивающие и коррекционно-развивающие занятия
  • тренинги
  • психологические игры
  • мастер-классы для взрослых.

Методы групповой работы:

  • Игротерапия
  • Сказкотерапия
  • Музыкотерапия
  • Цветотерапия

Приемы групповой работы: игровые упражнения, ролевые и настольные игры, мозговой штурм, моделирование, дискуссия, диалог и т.д.

Особенности организации групповой работы в больших и малых группах.

Коренная проблема организации групповой работы заключается в том, чтобы каждый из детей выступал в ходе совместной работы как самостоятельный субъект, т.е. чтобы группа не подавляла индивидуальность каждого участника и была едина в общей своей активности, чтобы характеристики группы были наиболее благоприятны для развития личности. Поэтому нельзя не принимать во внимание существующего противоречия между интересами отдельного члена группы и интересами самой группы. Данное противоречие не ликвидируется, не снимается, – оно разрешается при обращении к такому явлению, как «совокупный субъект» («коллективный субъект», «полисубъект») Поэтому основной задачей психолога должно стать преобразование группы как некоторой совокупности людей в группу как единый деятельный организм - в совокупный субъект.

Совокупный субъект – это деятельная группа, состоящая из трех и более человек, осознающая цель совместной деятельности, побуждаемая к деятельности социально ценностным мотивом, каждый участник которой обретает для себя в этой деятельности личностный смысл и потому берет на себя ответственность за произведенное дело.

Сопряжение двух линий: одной - групповая деятельность, другой - индивидуальная деятельность, протекает в процессе преобразования группы в совокупный субъект. Противоречие разрешается в пространстве именно данного вопроса: удается психологу такое преобразование или нет. В случае неудачи мы получим веер негативных образований, обусловленных тем, что-либо группа подавляет личность ребенка и препятствует ее развитию, либо личность ребенка выпадает из группы.

Индивидуальность только и может себя выявить в сопоставлении с другими, обнаружить свою особенность в ходе общей деятельности, когда отличие каждого становятся очевидными и когда особенности каждого способствуют общей успешности работы всех. Но утвердить себя как индивидуальность возможно лишь в одинаковой работе, когда явственно выступают способности и индивидуальные своеобразия каждого.

Обучение детей навыкам групповой работы я начинаю уже с предшкольной подготовки. Один из блоков программы по предшкольной подготовке так и называется «Учимся работать дружно». Сначала мы учимся с дошкольниками работать в паре, а затем в микрогруппах («тройках», «четверках» и т.д.) постепенно увеличивая состав группы в зависимости от общего количества детей.

Планирование и организация групповой работы с дошкольниками.

1. Цель работы и конечный результат.

Необходимо определить конкретную цель деятельности, представив ее наиболее ярко и увлекательно.

Когда ставится вопрос о групповой деятельности, для детей цель предстает в виде определенного очевидного предметного и доступного органам ощущения и восприятия результата. Если результат неочевиден, дети отказываются прилагать усилия. Но получаемый результат должен удовлетворять еще одному условию: его качество должно вызывать радость и удовольствие. По ходу действий и по окончании дела детей увлекает рождающееся на их глазах нечто, чего не было ранее в их жизни. Дети не любят репродукций, они предпочитают творчество.

Для привлечения интереса дошкольников к групповой работе, я стараюсь использовать нестандартные приемы и формы работы. Например: в методике «Чудо-дерево» вместо привычной работы с ножницами, используется метод обрывания цветной бумаги.

В методике «Автопортрет» предлагается нарисовать автопортрет в полный рост, причем способы рисования предлагают сами дети. В методике «Картина» в качестве материала для работы используются деревянные палочки от мороженого.

2. Способы формирования групп.

  • По желанию. Этот способ приемлем при создании небольших групп. Например, при работе в паре, в тройках. Обычно дошкольники создают пару с тем, кого они уже хорошо знают, так как бывают дети из одного садика, с одной улицы. Но тогда не достигается при групповой работе нужного эффекта.
  • По усмотрению ведущего (по принципу: первый, второй - два круга; выбор в качестве поощрения).
  • По определенному признаку (половой признак: девочки-мальчики; по росту, по цвету волос, глаз; по определенному цвету в одежде, по месяцам рождения и т.д.) По такому принципу создаются кратковременные группы при выполнении различных упражнений.
  • Способ «жребия», условно произвольный. Данный способ хорошо зарекомендовал себя в ходе организации групповой деятельности. Жребий может быть вербальным (считалки) или предметным (всевозможные жетоны). В качестве предметных жетонов я использую ракушки, камушки, цветные кружки, медальоны (прием «Волшебный мешочек»).

Предметные жетоны используются и при создании малых и больших групп.

Если вы используете предметные жетоны, то нужно продумать, куда потом дети будут убирать жетоны. После создания групп, жетоны надо забрать или продумать способ их дальнейшего использования. Например, при групповой работе «Чудо-дерево» в качестве жетонов я использовала медальоны- сердечки трех цветов: красного, розового, сиреневого. Эти медальоны по своему усмотрению выбирались детьми и одевались на шею. Таким образом, были сформированы три группы. Место работы каждой группы определялось расположением на ковре большого сердца данного цвета. Медальоны остались у детей в качестве памятки о совместной работе.

При разнообразии жетонов необходимо учесть их равноценную значимость, привлекательность. Недопустимо, если кому-то достанутся яркие цвета, а кому-то тусклые, холодные.

3. Доступная инструкция, распределение ролей.

Детям необходимо предложить доступную инструкцию, помогающую каждому, достойно выполнить свою роль в достижении общего результата. Инструкция должна содержать общую часть (по групповой работе) и конкретную (по данной методике).

Общая часть. Знак «Работаем дружно» [1]

Поэтому перед выполнением групповой или межгрупповой работы необходимо обсуждать с детьми правила совместной работы.

- Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что означает этот знак?

  • Надо совместно обсудить полученное задание.
  • Надо говорить по очереди, не перебивать друг друга, внимательно слушать.
  • Надо распределить обязанности в группе.
  • Надо договариваться друг с другом.
  • Надо уметь уступать друг другу.
  • Надо помогать друг другу в работе (если у одного что-то не получается, другой должен помочь)
  • Надо оценить результат работы (настроение детей, сплоченность группы, качество выполнения заданий и т.д.)

- Молодцы, вспомнили, что означает знак «Работаем дружно». А теперь давайте посмотрим, как эти правила вам помогут в работе.

Конкретная часть по методике должна учитывать все нюансы (например, кто будет убирать рабочее место, кто будет представлять работу от группы и т.д.)

Объем групповой работы надо планировать так, чтобы в деятельность были вовлечены все участники группы. От объема работы непосредственно зависит количество участников. Оптимальное количество участников в группе 5-6 человек, а в старших классах – 7 человек «Великолепная семерка».

Дети самостоятельно распределяют свои роли в деятельности, психолог лишь может оказать помощь или посоветовать в случае затруднений.

4. Рефлексия.

Анализ сделанного и определение уровня качественности исполнения, а также качества организации дела. Важно подчеркнуть значение каждого участника группы в общей работе, вскрыть личностный смысл, благодарить каждого.

Решающим условием практической реализации всего обозначенного выше является наличие в группе определенного социально-психологического климата - сильнейшего фактора успешности деятельности. Социально- психологический климат – один из сильнейших факторов личностного развития детей. Поэтому на своих занятиях я часто применяю упражнение «Барометр настроения», «Погода в доме» и т.д.

Социально-психологический климат бывает благоприятным для развития личности или неблагоприятным. Критерием оценки характера климата в группе выступает положительное влияние на самочувствие каждого отдельного члена группы. Обычно дети отмечают, что их «плохое настроение» в ходе работы изменилось и стало лучше, что «болела голова», но «теперь не болит», что «не хотелось работать», а по окончании группового дела «полон желания работать дальше».

Психолог корректирует, создает, укрепляет, повышает климат группы. При ошибках – понижает, ухудшает, разрушает климат группы.

Успех порождает чувство удовлетворенности деятельностью и желание ее повторения. Успех повышает самооценку и достоинство личности растущего ребенка. Успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности. Наконец, успех повышает социально-психологический климат группы. В конце концов, успех становится сильнейшим средством личностного развития человека.

Группа в организованной деятельности вступает во взаимодействие с миром, познает этот мир, оценивает этот мир и влияет на этот мир, переконструируя окружающие обстоятельства. Таким образом, групповая работа с детьми оснащает каждого ребенка способностью взаимодействовать с миром, будучи субъектом.

Литература: [1] Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю./Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002 г.